СОСТАВ И БОЕВОЕ, ПОСТРОЕНИЕ АРМИИ 6 глава




22 Численность и устройство армии Мамая неизвестны. Судя по упоминанию Сказания о Мамаевом побоище, что предводитель татар наблюдал сражение с холма в окружении больших кня­зей, по-видимому командиров крупных подразделений (их число в источниках колеблется от трех до пяти), его войско могло

состоять из нескольких кулов-полков.

23 Повести о Куликовской битве. М., 1959, с. 31.

24 Никоновская летопись, с. 56.


 

ВООРУЖЕНИЕ

 

Образцы боевой техники рассматриваемого времени, за редчайшим исключением, к сожалению, не сохранились. Поэтому воинский убор русской рати фактически неизве­стен и в большой мере загадочен. Пробел в наших зна­ниях, однако, в какой-то мере восполним. Привлекая про­изведения Куликовского цикла, миниатюры, сравнитель­ный материал, можно попытаться представить, как и чем были оснащены наши далекие предки в тревожную пору великой битвы.

 

Письменные источники не оставляют сомнения в том, что и вооружение русского воина, и использование боевой техники в эпоху Куликовской битвы были в большой мере традиционными. Здесь важно отметить прочную и живи­тельную связь военного дела XIV в. с предшествующим временем. Так, еще в XII в. выработалась определенная очередность применения в бою «орудий войны». Схема­тично эта очередность (по мере сближения враждующих ратей) проявлялась в переходе от лука и стрел, иногда сулиц, к таранному удару на копьях, а затем к рукопаш­ной с мечами, саблями, реже — топорами, булавами и ше-стоперами. Такая же последовательность использования боевых средств отражена в Сказании о Мамаевом побоище в сцене схождения враждующих войск: «И бысть труск и звук велик от копейнаго ломления и от мечнаго сече­ния».1 За этой фразой угадывается удар строя копейщи­ков, перешедших затем к поражению мечами. В более развернутом виде столкновение противников передается в следующих драматических, впрочем вполне соответству­ющих своему моменту, словах: «Удариша кождо по коню своему и крикнуша вои единогласно... и крепко ступи-шася. Треснуша копия харалужная, звенят доспехи злаченыя, стучат щиты черленыя, гремят мечи булат-ныя и блистаются саблей булатныя... и трепетали силнии молние от облистания мечнаго и от сабель булат­ных, и бысть яко гром от копейнаго сломления».2 Описа­ния Куликовской битвы подчас настолько выразительны


и эмоциональны, что читатель как бы сам становится не­вольным участником события, когда «щепляются щиты богатырьския от вострых копеец, ломаются рогатины бу-латныя о злаченыя доспехи. Льется кровь богатырская по седельцам, по кованым. Сверкают сабли булатныя около голов богатырских. Катятся шеломы злаченые с ли­чинами добрым конем под копыта».3

 

Передавая внешние эффекты борьбы (здесь нельзя от­рицать элементов определенной трафаретности), ле­тописцы и древние книжники верно обрисовывали типич­ную картину боя, когда крики идущих в атаку бойцов, стоны раненых, ржание и топот лошадей, звон и треск ору­жия свидетельствовали о неимоверном напряжении вою­ющих сторон. Что же касается Куликовской битвы, то ожесточение ее участников, судя по подробным записям, превосходило таковое в других сражениях: «От ржания же и топота конска и стенания язвенных не слышати было ни­коего речения, и яко князи и воеводы, ездясче по полком, не можаху ничто устрояти, зане не можаху слышати».4

 

Описание снаряжения «русских сынов», помещенное в Сказании о Мамаевом побоище, относится к одному из самых образных мест древнерусской литературы: «До-спехы же русскых сынов аки вода в вся ветры колыба-шеся. Шеломы злаченыя на главах их аки заря утренняа в время ведра светящися. Яловци же шеломов их аки пламя огньное пашется».5 Блеск («горение») доспеха всегда поражал очевидцев и для XIV в. вполне реален. В течение этого столетия кольчуга постепенно заменялась или дополнялась всякого рода пластинчатыми прикры­тиями корпуса, рук и ног. Такое прикрытие в бою выстав­лялось напоказ. Сверкавшие металлом ряды воинов про­изводили сильное психологическое впечатление, в этом выражалась готовность войска померяться силами с про­тивником. Лишь в XVI в. воины в боевой обстановке стали прикрывать металлические части своего снаряже­ния мягкими цветными одеяниями.6

В сиянии своего предохранительного вооружения рус­ская рать утром 8 сентября вступила на Куликово поле. Одновременно с другой его стороны к месту побоища подходили полки Мамая. «Татарьскаа бяше сила видета мрачна потемнена, а русскаа сила видети в светлых до-спехех, аки некаа великаа река лиющися или море коле-блющеся, и солнцу светло сияющу на них, и луча испу-


щающи, и аки светилницы издалече зряхуся».7 Противо­поставление двух сил по их «свечению» навеяно отнюдь не только тем, что солнце в момент сближения войск ос­вещало русские полки, а татары шли с противоположной стороны. В этом угадывается определенное техническое различие двух военных миров. Известно, что монголо-та-тары испытывали хронический недостаток в металличе­ском снаряжении и часто применяли пропитанный в смоле кожаный доспех или такой же, состоящий из не­скольких рядов кожи, войлока, ткани. Прикрытия из кожи, естественно, не отличались тем блеском, который так выделял русский строй. Было бы неверным истолко­вывать подмеченное различие как признак неполноцен­ного оснащения ордынского войска. Часть ордынцев, и прежде всего командиры, несомненно располагала пластин­чатым доспехом, который блестел так, что человек мог увидеть в нем свое лицо.8 Во всяком случае отечествен­ные источники, упоминая крепкие татарские доспехи и шлемы, пишут о них как о металлических, звенящих от ударов в бою.

 

Выше уже говорилось, что, за исключением случайно встреченных при раскопках на Куликовом поле наконеч­ников копий,9 пик, стрел, кольчуги,10 мы доподлинно не знаем, как детально выглядело вооружение воинов Дмит­рия Донского. В распоряжении оружиеведа имеется, од­нако, богатый перечень военных изделий, названных в письменных источниках, главным образом в современной событию Задонщипе. Основываясь на этом перечислении, можно высказать следующие наблюдения.

 

Выше упоминался золоченый доспех. В XIV в. он представлял определенно пластинчатую наборную конст­рукцию.11 Пластины-доски поддавались золочению или се­ребрению (новгородцы свои доспехи, например, лудили), что для кольчатой брани не практиковалось. О жесткой основе защитного снаряжения можно судить по следую­щему факту. Согласно Сказанию о Мамаевом побоище, в ходе битвы доспех великого князя Дмитрия Ивановича был «весь избит и язвен зело, на телеси же его нигдеже смертныа раны обретеся».12 Значит, боевое прикрытие в данном случае было «дощатым», так как на кольчуге вмятины от ударов были бы не заметны.

 

Понятие о рассматриваемой защитной одежде дает ми­ниатюра Лицевого свода XVI в., иллюстрирующая пере-


ход русской армии через Дон для сосредоточения на Ку­ликовом поле. Мы видим воинов, которые обряжаются в доспехи, вынимая их из ящиков (рис. 4). Это безрукав-ные, закрывающие корпус одеяния с подолом, похоже, пластинчатого устройства. Сопровождающий текст гла­сит: «И тако (великий князь.—А. К.) повеле коемуждо полку чрез Дон мосты устраати, а самем в доспехи наря-жатися притча ради всякиа».13 Рисунок, следовательно, содержит о защитном снаряжении особую, сверхтексто­вую информацию.

 

Пластинчатые доспехи при всей их ценности вовсе не были привилегией избранных воинов. В связи с этим при­влекает содержащееся в произведениях Куликовского ци­кла новое для своего времени обозначение — «кованая рать». Источники используют его, говоря как о москов­ском войске, так и о его союзниках — новгородцах и ли­товских князьях Ольгердовичах. Понимание термина, очевидно, следует искать в том, что соответствующие доспехи прикрывали с головы до ног людей целого подразделения. Ушли в прошлое времена, когда ноги и руки одетого в кольчугу бойца были открыты. Та­кое наблюдение подтверждается европейскими анало­гиями.

 

В Западной Европе «век кольчуги», бывшей у воинов часто единственной боевой одеждой, закончился примерно в 1250 г. и дальнейшее развитие шло по линии изготовле­ния все более полного пластинчатого прикрытия, нередко сочетавшегося с кольчугой. Эволюция доспеха в сторону всесторонней защиты воина происходила и на Руси, что вызвало появление обозначения «кованая рать». В даль­нейшем, в XV в., оно неоднократно использовалось в ле­тописи для указания на тяжеловооруженных воинов, ко­торые в тот период составляли ядро армии, ее главную ударную силу, и в Сказании о Мамаевом побоище особо названы известным с XIII в. словом «оружники». Доку­мент конца XIV в. так представляет оружников: «От глав их и до ногу все железно».14 Трудно, конечно, вообразить, что состоящее из пехоты, конницы и разных по своему социальному положению слоев войско 1380 г. было сплошь одетым в дорогостоящий полный доспех.15 Речь скорее идет о внешнем впечатлении. Конный строй железонос-цев-оружников более всего бросался в глаза и поэтому определял общий вид построенной к бою армии.


 

Рис. 4. Устройство мостов через Дон и обряжение воинов в доспехи. Миниатюра Лицевого свода XVI в.


Используя наиболее полные списки Задонщины (Си­нодальный, № 790; извода Ундольского; Кирнлло-Бело-зерский) и другие источники, рассмотрим номенклатуру вооружения «Орудия войны», упомянутые в указанных произведениях, различаются по происхождению, матери­алу изготовления, внешнему виду и боевым качествам.16 Характеристика этих боевых средств по одному признаку поэтому невозможна. К примеру, одинаковые изделия адресуются разным народам, однако в данном ряду ока­зываются и особенные, типологически характерные для определенной страны или даже города.

 

В связи с войском Дмитрия Донского перечислены копья харалужные,17 мечи русские, литовские, булатные, кончары фряжские,18 топоры легкие, кинжалы фряжские, мисюрские, стрелы каленые, сулицы немецкие,19 шеломы злаченые, черкасские, немецкие, шишаки московские, до­спехи и калантари злаченые, щиты червленые.20 К этому списку варианты основной редакции Сказания о Мамаевом побоище, заимствовавшего многие выражения из Задон-щнны, прибавляют копья злаченые, рогатины, сабли и баиданы булатные, палицы железные,21 корды ляцкие, доспехи твердые, шеломы злаченые с личинами.22 Воору­жение татар и их союзников в Задонщпне по сравнению с русским дано менее подробно. Это сабли и шеломы та­тарские, хиновские (в значении басурманские), боданы (баиданы—испорч. «бонады», «боеданы») басурманские, доспехи крепкие.

 

Знакомясь с названными выше отдельными видами вооружения русских и татар, можно утверждать, что они для своего времени вполне реальны. Вычленяются, прав­да, воинские изделия, заимствованные Задонщиной из Слова о полку Игореве, такие как мечи литовские, копья харалужные, шеломы злаченые, щиты червленые. Словом о полку Игореве навеяны такие наименования, как сабли татарские, шеломы хиновские (вспомним сабли половец­кие, стрелки хиновскне). Впрочем, оружейная терминоло­гия, взятая из Слова о полку Игореве, за немногим ис­ключением, оказалась приложимой и к XIV в. Обнару­живается лишь изменение понятий, обозначающих сталь. Ее прежнее наименование — харалуг — во времена Кули­ковской битвы вытеснилось новым — булат.

 

Основной набор вооружения, использовавшегося на Куликовом поле, не нов, он был принят еще во времена


 

Рис. 5. Засадный полк в дубраве. Миниатюра Лондонского лицевого списка Сказания о Мамаевом побоище. XVII в.


Киевской державы. Характерны в этом отношении рус­ские мечи, противопоставленные татарской сабле. Эмир Мамай, согласно Летописной повести о Куликовской битве, сокрушался о своих мечами «пресекаемых» вои­нах.23 Установлено, что вплоть до последней четверти XV в. мечи широко использовались в конной рубке. Их полное вытеснение саблями произойдет в период образо­вания единого Московского государства.24 Традицион­ными, очевидно, являлись листовидные копья и пики,25 рогатины, красные щиты, легкие (т. е. боевые) топоры-чеканы, стрелы, шлемы с высоким шпилем для еловца (флажка), принятые еще в XII в., шлемы с личинами. Найденная на Куликовом поле кольчуга26 изготовлена из попеременно сваренных и склепанных колец (одно скле­панное продевается в четыре сваренных) средним диа­метром 10—12 мм. Такая техника изготовления колец вплоть до 1400 г. господствовала во всей Европе.

 

Один из видов предохранительной одежды наименован боданой, байданой. Речь идет о короткорукавной кольчуге из крупных плоских колец. На Руси этот вид защитной одежды фиксируется в находках, относящихся к первой половине XIII в. В составе снаряжения знати байданы удержались вплоть до конца XVII в.,27 что объясняется их оригинальными защитными качествами. Брони из пло­ских колец по сравнению с обычными круглопроволоч-ными примерно в 1.5—2 раза расширяли железное поле защиты, прикрывавшей человека, при этом вес доспеха не увеличивался.28 В русском языке слово «бодана» (бай-дана) считается тюркским заимствованием.29 Специали­стам еще предстоит выяснить, где и когда, очевидно, на мусульманском Востоке возникло столь особенное коль­чужное плетение.

 

На миниатюрах Лондонского лицевого списка Сказа­ния о Мамаевом побоище, датированного XVII в., у рус­ских и татар наряду с копьями и боевыми топорами изображены крюки па длинном древке. Из 64 рисун­ков эти крюки обозначены на 22.30 Обычно они вместе с другим древковым оружием и стягами возвышаются над конным войском (рис. 5). В одном случае таким крюком пытаются зацепить за плечо преследуемого воина (рис. б).31 Сопровождающая надпись гласит: «Прибеже Мелик с дружиною своею, по них же гониша татарове». О самом приспособлении запись источника умалчивает.


 

Рис. 6. Татары преследуют дружину разведчиков Семена Медика. Миниатюра Лондонского лицевого списка Сказания о Мамаевом побоище. XVII в.

 

Рассматриваемые крюки и их использование против всадников — не выдумка художника XVII в. Еще в 1246 г. крюк, сочлененный с копьем, видел у монголов Плано Карпини. Подобное устройство известный путеше­ственник рекомендовал тем, кто боролся с монголами, «чтобы иметь возможность стаскивать их с седла, так как они весьма легко падают с него».32 В Европе XIII— XVI вв. разновидность этого оружия применяли для под­сечки ног коня; по-немецки его так и называли «конский живодер» — Robschinder.33 Наряду с ним в Х—XV вв. спорадически использовался для стаскивания всадников укрепленный на древке серпообразный крюк.34 Об уст­ройстве таких крюков, применявшихся также в осадной и военно-морской практике (например, для вырывания щитов),35 можно составить представление по сохранив-


 

 


Рис. 7. Боевые серпы.

 

шимся швейцарским и итальянским образцам, относя­щимся к XIII-XIV вв.36 (рис. 7).

 

В свете приведенных примеров изображение боевых крюков на отечественных миниатюрах XVII в. отражает довольно древнюю традицию использования данного при­способления. Очевидно, сами рисунки следовали каким-то не дошедшим до нас оригиналам, так как в XVI— XVII вв. во всяком случае в русской боевой практике «сваливающие крюки», сколько известно, не применялись.

 

Теперь коснемся названных в наших источниках неко­торых новых для второй половины XIV в. технических средств. К их числу относятся кончары фряжские. Этот древнейший по упоминаниям в Европе клинок — пред­шественник шпаги, — распространившийся в конце XIV— XV в., в разных странах имел свои наименования (пол. concerz; чеш. concir; нем. Panzerstecher; фр. estoc), но всюду был сходен по функциям. Речь идет об узколез­вийном колющем лезвии, квадратном или треугольном в поперечном сечении, длина которого превосходила 1 м-Рукоять не отличалась от мечевой.37 Кончар предназна­чался для укола неприятеля, закрытого трудноуязвимой для рубки пластинчатой или кольчатой защитой, и зако-


номерно распространился в пору внедрения всякого рода усиливающих доспех деталей. Активное развитие во вто­рой половине XIV в. пластинчатой брони вполне согласу­ется с возможностью использования кончаров в Куликов­ской битве. Считают, что в дальнейшем эти клинки в Рос­сии заметного распространения не получили, в докумен­тах XVI—XVII вв. они не отысканы.38 Следует, однако, учесть показания иностранцев, побывавших в России в начале XVII в. Один из них писал, что у дворян «с боку у седла висит топор, некоторые возят между ногами и сед­лом длинный кончар (stockade) без ножен на польский манер».39 Так могли носить рассматриваемые клинки и в более раннее время. Наименование оружия считают за­имствованным из тюркского языка. Восточные образцы (тур., крым,-тат. xandzar— «кривой кинжал») по устрой­ству, похоже, отличались от европейских. Не случайно кончары времен Куликовской битвы обозначены как фряжские, т. е. итальянские.

 

Географически разнородны упомянутые в древнейших списках Задонщины кинжалы, в одном случае фряжские, в другом — мисюрские (Миср — арабское название Египта). Считается, что сам термин представляет, воз­можно, персидское заимствование (первоисточник — араб.-перс. chandzar) 41 и проник на Русь через тюркские языки Кавказа и Малой Азии не ранее XVI в.42 Основа­ний для столь поздней датировки появления как самого оружия, так и термина нет. Отмеченные в Задонщине кинжалы, судя по всему, соответствуют времени описы­ваемых событий. К тому же, как показывают находки, кинжалы употреблялись у нас начиная с XIII в. в фор­мах, сходных с западноевропейскими.43 Со второй чет­верти XIV в. обоюдоострые кинжалы в качестве регуляр­ной, дополняющей меч принадлежности носили воины в разных концах Европы. Представители кованой рати, вероятно, не были исключением.

 

В числе неизвестного ранее оружия упомянуты бое­вые ножи— корды ляцкие. Это оружие замечено и изу­чено в Польше, Югославии (Дубровник), ГДР, ФРГ и Швейцарии. Сохранились образцы преимущественно XV в. Они представляют однолезвийные прямые или слегка искривленные клинки, снабженные ножевыми ру­коятями.44 Различают образцы двух размеров: 28.5—30 (тяготеют по дате к раннему средневековью) и 40—85 см

 


(при ширине лезвия 2.2—4.1 см).45 Корд использовался не только рыцарем и его слугами, но и купцами, холо­пами, крестьянами и вообще признается плебейским ору­жием. В какой-то степени он заменял меч, но стоил в 6— 8 раз дешевле последнего 46 и был удобен в ношении. На­именование оружия восходит к перс. kard и в сербохор­ватский, чешский, словацкий, польский, украинский языки перешло через тюркские или, возможно, венгер­ский.47

 

Лингвистические наблюдения наш пример подтвер­ждают. Для XIV в. корд, как и кончар, судя по сопро­вождающим их определениям «ляцкие» и «фряжские», были оружием, попавшим на Русь не с Востока, а из Центральной Европы и генуэзских колоний Крыма.

Одним из древнейших списков Задонщины (Синодаль­ный, № 790) отмечены «обышаки московские». Здесь описка исказила первоначальное правильное чтение:

«Гремели князей русских доспехи и мечи булатныя и шишаки московския» 48 Слово «шишак», как полагают, — турецкое или венгерское заимствование. Впервые оно встречено в духовном завещании великого князя Ивана Ивановича примерно 1358 г. и, возможно, обозна­чало парадный военный головной убор (либо его де­таль).49 Если о назначении чечаков высказаны различ­ные точки зрения, то родственные ему, названные в За-донщине «шишаки московские» — бесспорно древнейшее в Европе упоминание несомненно боевого наголовья, ко­торое в середине XVI в в связи с турецким военным вли­янием распространилось у кавалеристов Венгрии, Поль­ши, Сербии и Германии.

 

Старейшие русские археологически найденные ши­шаки датируются примерно 1500 г. Типичные образцы представляли полусферическую, реже — пирамидальную каску с назатыльником, наушами, козырьком и пропу­щенной сквозь него носовой стрелкой. Шишаки по вы­соте (20—25 см) были в 2 раза ниже сферического шлема — шелома, несомненно также применявшегося во­инами в 1380 г. Представление о рассматриваемом бое­вом наголовье дает миниатюра Сказания о Мамаевом по­боище XVII в (собр ГБЛ, рис. 8). Мы видим ратников, имеющих только шишаки. Очевидное предпочтение, от­даваемое художником этому роду прикрытия головы, на­веяно современной ему действительностью. Ведь шишак


 

Рис. 8. Великий князь Дмитрий Иванович осматривает полки, построенные на Куликовом поле. Миниатюра Сказания о Мамаевом побоище. XVII в.


как солдатская принадлежность удержался в снаряжении войска вплоть до конца XVII в.50

 

И в Задонщине, и в Сказании о Мамаевом побоище (в печатном варианте) впервые в отечественных источ­никах отмечены «калантыри злачены». Доспех этот в точ­ности неизвестен. Считают, что он состоял из двух за­стегивающихся на боках и плечах безрукавных половин. Каждая половина в свою очередь имела несколько рядов крупных соединенных кольцами пластин. Наспинные до­ски делались мельче.51 Калантари (колонтари) использо­вались в позолоченном виде в России и в середине XVI в.52

По мнению В. Л. Виноградовой, в обоих упомянутых произведениях о Куликовской битве «злаченые калан­тыри» — термины, не соответствовавшие оружию XIV в., а навеянные поздней эпохой — XVI—XVII вв.53 С этим справедливо не согласился Л. А. Дмитриев, указавший, что Кирилло-Белозерский список Задонщины (где инте­ресующее нас слово присутствует) заставляет говорить о более раннем возникновении термина — во всяком слу­чае не позже середины XV в.54 С моей точки зрения, нет препятствий соотнести калантари с эпохой Дмитрия Дон­ского. В данной связи следует отметить, что происхожде­ние рассматриваемого термина указывает на Среднюю Азию. Имеется, например, в виду встреченное в «Книге побед» Шереф ад-Дина Йезди под 1395—1396 гг. назва-лие административного чина «калантар» (старшина).55 Видимо, с этим персидским и таджикским словом и сле­дует связывать обозначение одноименного защитного прикрытия.

 

Итак, перечисленное в произведениях Куликовского цикла вооружение русского войска характеризуется как евразийское по своему составу и происхождению. Оно включало изделия Запада (мечи, шлемы, сулицы, кончары, корды, кинжалы), Востока (шлемы, байданы, калантари) и собственные (мечи, сабли, щиты, шишаки, стрелы, пла­стинчатые доспехи). Номенклатура вооружения произве­дений Куликовского цикла указывает на широкую осве­домленность московских оружейников о военных новин­ках Запада и Востока. Здесь угадывается активность рус­ских торговых и технических связей со Средней Азией, Кавказом, Крымом, Литвой и Ливонией.

 

Судя по таким наименованиям, как шишак, байдана, калантарь, еловец, булат, в русскую военную лексику


проник ряд восточных наименований, впрочем не всегда непременно указывающих свой географический первоис­точник. Некоторые из них (корд, кинжал, кончар) в Во­сточной Европе появились, видимо, не с Востока, а с За­пада или генуэзского юга.

 

Было бы неверным представлять вооружение армии

Дмитрия Донского эклектически набранным со всего мира. Привозные образцы приспосабливались к местным условиям и сами обогащали местное военное дело. Такие наименования, как «байданы булатные», «калантари зла­ченые», «шишаки московские», предполагают местное из­готовление этих вещей по привозным образцам.

 

Удивительно само разнообразие «орудий войны». Не­смотря на изнурительные сражения, постоянное разру­шение городов и мастерских, традиционный военный ар­сенал Руси предстает к моменту Куликовской битвы по­полненным техническими произведениями международ­ного класса. О какой-то отсталости или односторонней ориентации на татарские военные обычаи говорить не приходится. На Руси XIV в., видимо, осуществлялся ши­рокий и самостоятельный отбор наиболее приемлемого западного и восточного воинского снаряжения. Харак­терно, что именно в XIV в. деятельность того или иного политического и военного руководителя оценивалась в за­висимости от того, насколько он «ратное художество от-всюду навыщаше и в сих искусен бываше, и мужествен,

и крепок, и страшен супостатом».56

 

Полностью воссоздать международный по своему со­ставу боевой арсенал Руси XIV в., к сожалению, затруд­нительно. Произведения Куликовского цикла высветили лишь отдельные факты. Действительное развитие воен­ного производства было много богаче. Показатель возрос­шей активности военного ремесла эпохи Дмитрия Дон­ского — освоение пороха и пушек, новых форм щитов,57 шлемов, защитной одежды, колющего оружия, все возра­стающее производство доспеха и белого оружия из бу­лата.

 

Русское военное дело в XIV в. переживало период возрождения. Оно при этом вовсе не находилось в евро­пейской изоляции или вследствие татарского ига — под подавляющим влиянием Востока. Русь Дмитрия Донского сохранила и приумножила завещанное Киевской держа­вой сочетание собственного и международного оружей-

 

ного мастерства. Победа на Куликовом поле была дости­гнута благодаря использованию не столько восточных, сколько общеевропейских боевых средств и приемов ве­дения ближнего боя.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Повести о Куликовской битве. М.; Л., 1959, с. 69.

2 Дмитриев Л. А. Вставки из «Задонщины» в «Сказании о Мамаевом побоище» как показатели по истории текста этих произведений. — В кн.: Слово о полку Игореве и памятники Ку­ликовского цикла. М.; Л., 1966, с. 413—414.

3 Там же, с. 436.

4 Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965, т. 5, с. 146.

5 Повести..., с. 62—63.

6 Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIII —XV вв. Л., 1976, с. 34.

7 Никоновская летопись. — ПСРЛ, СПб., 1897, т. 11, с. 59.

8 Плано Карпини И. История монголов. СПб., 1911, с. 29.

9 В последние годы на Куликовом поле, в русле р. Средний Дубик и близ д. Хворостянки, найдены наконечники копий удли­ненно-треугольной (определенно XIV в.), листовидной и двушип-ной форм. Они хранятся в музеях Тулы и Куликова поля. Ри­сунки находок любезно предоставлены нам М. В. Фехнер.

10 На Куликовом поле произошло еще одно столкновение рус­ских и татар — в 1542 г. К этому или более позднему времени относятся найденные здесь мисюрка, бердыши, а также пистолет с кремневым замком (Нечаев С. Д. 1) Описание вещей, найден­ных на Куликовом поле. — Вестн. Европы, СПб., 1821, № 24, с. 348—350, рис. 1; 2) О найденных на Куликовом поле двух старинных оружиях.—Там же, 1823, № 8, с. 307—311, рис. А, В;. Марков А. Татарский шлем, найденный на Куликовом поле. — Вестн. археол. и ист., СПб., 1885, вып. 3, с. 63—66).

11 Кирпичников А. Н. Военное дело..., с. 33—34.

12 Никоновская летопись, с. 63.

13 БАНРО, 31.7.30, т. 2, л. 75.

14 Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Л., 1971, вып. 3, с. 60.

15 В Сказании о Мамаевом побоище говорится о А. Пересвете, вступившем в поединок с татарским богатырем: «На главе его шелом архангельскаго образа, въоружен скимою повелением игу­мена Сергия» (Повести..., с. 69). Это дало повод считать, что Пересвет сражался в поединке лишь в монашеской одежде, без­защитным. Думаем, что такое заключение неверно. Судя по многочисленным средневековым примерам, конный витязь, на всем скаку направлявший свое копье в противника (что было и в данном случае), как правило, был снабжен защитной одеждой, иначе он первым обрекал себя на верную гибель. Вступив на Куликово поле, Пересвет, похоже, не знал о предстоящем по­единке, но как «ведомый ратник... полки умеюща рядити» (Ни­коновская летопись, с. 53, 145) был несомненно снаряжен так,


чтобы принять ближний бой. Сомнения разрешает Задонщина, упоминающая, что Пересвет на поле боя скакал на борзом коне, «злаченым доспехом посвечиваше» (см.; Слово о полку Иго-реве..., с. 538, 543, 554). Выйдя на поединок, герой поверх предохранительного вооружения был, видимо, облачен в куколь с 5—10 крестами и мантию (Повести..., с. 195).

16 Т ворогов О. В. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина». — В кн.: Слово о полку Игореве..., с. 339.

17 В реконструированном В. П. Адриановой-Перетц тексте За­донщины помещены копья фряжские, а следует на этом месте читать «кончары фряжские» (ср.: Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949, с. 37, 271).

18 Слово подвергалось постоянной порче, его писали как «чары», «кафыи», «колчары», «колчаны».

19 Применение немцами сулиц как обычное отмечено и в Грюнвальдской битве (Барбашев А. Танненбергская битва.— ЖМНП, 1887, дек., с. 179).

20 Тексты Задонщины см.: Слово о полку Игореве-.., с. 535 ел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: