Тема 5.6. Гигиена как основа профилактики заболеваний и здорового образа жизни




Значение гигиены для укрепления и сохранения здоровья. Основные задачи гигиены.

Гигиена костно-мышечной системы; желудочно-кишечного тракта и полости рта; органов дыхания; кожи и подкожной клетчатки.

Роль закаливания в укреплении здоровья. Виды закаливания детей. Закаливание воздухом, холодом, водой. Методики проведения закаливающих процедур. Основные принципы закаливания и эффекты. Особенности закаливания детей с ослабленным здоровьем. Организация системы закаливания в ДОУ.

Понятие о рациональном питании, его особенности у детей. Рацион питания. Суточная потребность детей в энергии. Соотношение белков, углеводов и жиров. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и срокам реализации пищевых продуктов в ДОУ. Особенности термической обработки пищи. Санитарный режим пищеблока (соблюдение гигиенических требований к оборудованию, инвентарю, обработке посуды, уборке помещений и др.). Гигиенические требования к раздаче пищи и обработке посуды в группах. Личная гигиена персонала. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.

Режим детского дошкольного учреждения, его структурность. Значение режима. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в ДОУ. Виды режимов. Гигиенические требования к основным элементам режима дня (гигиена игровой, учебной и трудовой деятельности, рациональная организация сна и питания). Рациональный режим и основные принципы его построения для детей различных возрастных групп и состояния здоровья Пищаева. Гигиенические требования к составлению расписания учебных занятий.

Понятие социальной адаптации. Особенности адаптации у детей. Адаптация детей при поступлении в ДОУ. Организация жизни детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

 

Тема 5.7. Нормативно-правовые и организационные вопросы формирования безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Организация безопасности жизнедеятельности в ДОО. Изучение вопросов безопасности в различных видах деятельности детей дошкольного возраста.

Факторы физической безопасности: экологический; медико-гигиенический; биолого-педагогический. Психологическая безопасность. Документы по комплексной безопасности в ДОО. Федеральный закон РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26).

Требования к организации безопасности в условиях ДОО: гигиенические требования к проектированию дошкольных учреждений; гигиенические требования к освещенности; воздушный режим помещения; санитарное содержание помещений группы; требования к оборудованию группового помещения, игровому и дидактическому материалу.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Строение и возрастные особенности органов чувств

2. Периоды психофизиологического развития детей.

3. Индивидуальные особенности развития высшей нервной деятельности.

4. Оценка психомоторного развития.

5.. Эмоции и мотивации.

6. Особенности внимания, восприятия, мышления у дошкольников.

7. Нейропсихология гиперактивного поведения с дефицитом внимания.

8. Понятие и методологические аспекты здорового образа жизни.

9. Составляющие здорового образа жизни: рациональное питание, активный двигательный режим, психическая устойчивость и пр.

10. Проблема обучения основам здорового образа жизни и воспитание привычек к здоровому образу жизни.

11. Роль педагога в формировании здорового образа жизни воспитанников.

12. Методы оценки физического состояния ребенка (антропометрическое обследование детей).

13. Основные биологические константы (пульс, артериальное давление, частота дыхания, температура).

14. Причины и профилактика сколиоза и плоскостопия.

15. Гигиена полости рта детей дошкольного возраста.

16.. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата

17. Особенности и гигиена органов мочевыделения у детей, проявления и профилактика их заболеваний.

18. Гигиена половых органов, проявления и профилактика их заболеваний.

19. Врожденные пороки сердца, другие патологии сердечнососудистой системы.

20. Проявление и профилактика малокровия у детей.

21. Гипотрофия. Нарушение обмена веществ.

22. Рахит, его проявления, лечение и профилактика.

23. Особенности и гигиена кожи ребенка.

24. Аутизм как нарушение развития.

25. Психолого-педагогическая коррекция, ее виды.

26. Понятие болезни.

27. Иммунитет. Виды иммунитета. Особенности иммунной системы детей.

28. Иммунопрофилактика. Виды прививок.

29. Температура тела, приемы измерения. Лихорадка, периоды развития (см. клинические периоды инфекционного заболевания).

30. Понятие эпидемического процесса. Фазы и периоды (см. клинические периоды инфекционного заболевания).

31. Дыхательные инфекции. Туберкулез. Источник заражения. Симптомы, профилактика.

32. Грипп, ОРВИ и предупреждение эпидемий.

33. Кишечные инфекции. Источник заражения. Симптомы, профилактика.

34. Пищевые токоинфекции. Ботулизм. Предупреждение эпидемий.

35. Кровяные инфекции и их профилактика.

36. Инфекции наружных покровов и их профилактика.

37. Паразитарные заболевания. Педикулез. Чесотка. Глистные инвазии. Источник заражения. Симптомы. Профилактика.

38. Грибковые заболевания. Стригущий лишай. Источник заражения. Симптомы. Профилактика.

39. Детские инфекции. Корь. Скарлатина. Источник заражения. Симптомы, профилактика.

40. Детские инфекции. Дифтерия. Источник заражения. Симптомы. Профилактика.

41. Детские инфекции. Свинка, коклюш, краснуха, ветряная оспа, полиомилит.

42. Раны и их виды. Меры оказания неотложной помощи.

43. Тепловой и солнечный удары. Причины, симптомы, меры неотложной помощи.

44. Кровотечения их виды. Способы остановки.

45. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение связок и сухожилий, переломы. Принципы оказания неотложной помощи.

46. Переломы и их виды. Причины, симптомы, меры неотложной помощи.

47. Неотложная помощь при синдроме укачивания.

48. Поражения электрическим током.

49. Неотложная помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути и пищевод, глаза, уши.

50. Гигиена костно-мышечной системы.

51. Гигиена желудочно-кишечного тракта и полости рта.

52. Гигиена органов дыхания; кожи и подкожной клетчатки.

53. Виды закаливания детей (воздухом, холодом, водой). Методики проведения закаливающих процедур.

54. Основные принципы закаливания и эффекты. Особенности закаливания детей с ослабленным здоровьем.

55. Особенности рационального питания детей.

56. Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и срокам реализации пищевых продуктов в ДОУ. Особенности термической обработки пищи.

57. Санитарный режим пищеблока. (соблюдение гигиенических требований к оборудованию, инвентарю, обработке посуды, уборке помещений и др.).

58. Гигиенические требования к раздаче пищи и обработке посуды в группах.

59. Личная гигиена персонала.

60. Воспитание у детей гигиенических навыков, связанных с приемом пищи.

61. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня (гигиена учебной деятельности, гигиенические требования к трудовой деятельности, прогулкам, организация сна детей).

62. Рациональный режим и основные принципы его построения для детей различных возрастных групп и состояния здоровья.

63. Адаптация детей при поступлении в ДОУ.

64. Организация жизни детей в период адаптации к дошкольному учреждению.

65. Организация безопасности жизнедеятельности в ДОО. Изучение вопросов безопасности в различных видах деятельности детей дошкольного возраста.

66. Факторы физической безопасности: экологический; медико-гигиенический; биолого-педагогический. Психологическая безопасность.

67. Документы по комплексной безопасности в ДОО. Федеральный закон РФ № 238-ФЗ от 23.07.2013 г «О техническом регулировании». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

68. Гигиенические требования к оборудованию игральных и групповых комнат, спален, раздевальных, туалетных комнат.

69. Гигиенические требования к воздушной среде помещений.

70. Гигиенические требования к освещению.

71. Гигиена учебной деятельности детей.

72. Гигиенические требования к организации сна детей.

73. Гигиена одежды и обуви детей.

 

Литература

Основная литература

1. Айзман, Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 214 с.

2. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – 398 с.

3. Дробинская А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

4. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / Пищаева М.В., Денисова С.В., Маслова В.Ю. – Арзамас: АГПИ, 2006 – 92 с.

5. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия физиология и гигиена: учебное пособие. – Воронеж: Воронежский гос. университет, 2008. – 90 с.

 

Дополнительная литература

1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие для вузов Г.П. Артюнина. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2009. – 358 с.

2. Величенко В.М., Цикулоин А.Е. Основы доврачебной помощи: Учебное пособие – М.: МЦ при ГУК МВД России, 2003.

3. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 304 с.

4. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2000.

5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: учеб.- М.: Риторика-А, 2001.

6. Комяк Я.Ф. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / Я.Ф. Комяк. – Минск: БГПУ, 2012. – 284 с.

7. Осипова О. Пропедевтика детских болезней / О. Осипова. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.

8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Михайлова С.В., Напреев С.Г., Ниретин Н.И., Пищаева М.В.. – Арзамас: АГПИ, 2009 – 284 с.

9. Первая помощь: Учебник для воспитателей -М.: 2009. – 176 с.

10. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студ. пед. Вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: Академия, 2005 – 448с.

11. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: учебное пособие. – М.: Академия, 1999.

12. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебник / А.П. Чабовская, В.В. Голубев, Т.И. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: