Тема 2.5. Процесс обучения письму




Тема 2.4. Научные основы методики обучения первоначальному письму. Общая характеристика современных прописей

Цель: освоение теоретических основ организации работы по обучению первоначальному письму

План

1. Сущность навыка письма.

2. Методы обучения письму.

3. Характеристика современных прописей.

1.

Навык письма – это синтетический навык. Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический.

Графический навык (от гр. «grapho» - пишу, черчу, рисую) – это навык обозначения звуков (в сильной позиции) на письме соответствующими буквами,

Каллиграфический навык (от гр. «kalligraphia» - искусство писать четким и красивым почерком) – это навык красивого и правильного написания букв и их соединений в словах.

Орфографический навык (от гр. «orphos» - правильный) – это навык правильного письма в местах, где возможен выбор букв.

Первые два действия составляют элементарный навык письма. Он формируется в период обучения грамоте. Его формирование должно протекать не изолированно, а совместно с навыком чтения, развитием речи и орфографическим навыком.

Графическим навыком дети в основном овладевают на уроках обучения чтению. А каллиграфическим – на уроках письма.

Современная каллиграфия не требует от пишущего специального украшения букв с помощью дополнительных штрихов и точек, как это было раньше. Зато предъявляются высокие требования к скорости письма при сохранении его разборчивости.

Основными принципами современного каллиграфического письма являются: безнажимность; безотрывность; одинаковые наклон, высота, ширина букв; параллельность прямых линий; скоропись (при сохранении разборчивости, правильности соединений, ритмичности, плавности письма).

Современный письменный шрифт строится на основе восьми основных элементов, варьирующихся по высоте: прямой линии, линии с закруглением, линии с двумя закруглениями, линии с петлей, плавной наклонной линии, овала, полуовала, прямой линии с овалом.

Весь письменный алфавит (33 строчные буквы и 30 прописных букв) составлен из этих восьми элементов на основе их различных комбинаций по форме, величине, пространственному положению, количественному составу. В некоторых случаях используются дополнительные элементы, например, две точки в букве ѐ.

Такая простота письменного шрифта, с одной стороны, облегчает его усвоение, а с другой стороны, может вызвать значительные трудности при усвоении букв, сходных по форме (З и Е, п и т), у детей с недостаточным уровнем развития зрительного анализа. Для предупреждения смешения образов письменных букв необходимо использовать такие приемы обучения, как зрительный анализ формы буквы – выделение в ней элементов и установление

их взаимного расположения, сравнение букв по форме, группировку букв, конструирование букв из элементов-шаблонов. Некоторые буквы письменного шрифта имеют варианты начертания: буквы, содержащие овал, пишутся по-разному в зависимости от следующей буквы (ср. начертание буквы о в сочетаниях ол и ор). Выбор того или иного варианта буквы зачастую требует

от ребенка высокого уровня развития упреждающего мышления, что неоправданно затрудняет процесс письма, делает его непосильным для ребенка (ср. вот и вол – выбор написания буквы в зависит даже не от следующей, а от третьей по счету буквы). Для предупреждения трудностей, связанных с выбором варианта бук вы, Н. Г. Агаркова предлагает вести обучение первоклассников на

основе одновариантного начертания овальных букв и использования в их соединении с другими буквами универсального нижнего способа соединения.

 

В школе соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, учатся обозначать ей звуки, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.

Понимание природы письма позволило ученым определить направления, ступени и методы работы по обучению элементарному письму.

2.

Обучение каллиграфической стороне письма строится на основе комбинации известных методов обучения,

копировальный – обведение образца по точкам, по кальке, по трафарету; линейный – вписывание буквы в графическую сетку, которая может задавать направление строки, наклон, высоту строчной и/или прописной буквы, ширину букв, величину подстрочных и надстрочных элементов; тактический – письмо под счёт в едином для всех темпе и ритме.

В современном обучении письму широко используется поэлементно-целостный метод обучения первоначальному письму, который предполагает поэлементное изучение букв и обучение целостному их воспроизведению на основе элементов движения (Н.Г. Агаркова). Применение этого метода основывается на выделении в букве зрительных и двигательных элементов. Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия (прямая линия, линия с закруглением, овал и т.д.). Двигательные элементы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.

Обучение письму в первом классе осуществляется по тетрадям с графической основой – прописям, в которых даются образцы написания букв, образцы соединений, напечатанные точечной линией буквы для обведения и свободные строчки для самостоятельного письма.

 

 

2.

Обучение каллиграфической стороне письма строится на основе комбинации известных методов обучения.

Копировальный – обведение образца по точкам, по кальке, по трафарету.

Линейный – вписывание буквы в графическую сетку, которая может задавать направление строки, наклон, высоту строчной и/или прописной буквы, ширину букв, величину подстрочных и надстрочных элементов;

Тактический – письмо под счет в едином для всех темпе и ритме.

Поэлементно-целостный метод предполагает поэлементное изучение букв и обучение целостному их воспроизведению на основе элементов движения (Н. Г. Агаркова). Применение этого метода основывается на выделении в букве зрительных и двигательных элементов. Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия (прямая линия, линия с закруглением, овал и т.д.). Двигательные элементы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.

3.

Обучение письму в первом классе осуществляется по тетрадям с графической основой – прописям, в которых даются образцы написания букв, образцы соединений, напечатанные точечной линией буквы для обведения и свободные строчки для самостоятельного письма.

В настоящее время наблюдается разнообразие прописей: большинство из них ориентирует на овладение безотрывным письмом. Однако имеется попытка создать пропись, работая с которой дети осваивают отрывное письмо (УМК Школа 21 века.).

 

 

Тема 2.5. Процесс обучения письму

Цель: освоение теоретических основ организации работы по обучению первоначальному письму

План

1. Сущность навыка письма.

2. Организация обучения письму на элементной стадии.

3. Организация обучения на буквенной стадии.

1.

Процесс формирования каллиграфического навыка длительный и сложный.

В нем принято выделять несколько стадий:

1. Элементная стадия.

2. Буквенная стадия.

3. Стадия связного, скорописного письма.

Рассмотрим их подробнее.

2.

Элементная стадия письма соответствует подготовительному (добукварному) периоду обучения грамоте.

На этой стадии учитель должен решить следующие конкретные задачи:

1) познакомить учащихся с гигиеническими нормами письма, научить соблюдать эти нормы в процессе работы (положение тела при письме, положение тетради, ручки, рабочая и дополнительная строка, верхняя и нижняя линейка и т.д.)

2) совершенствовать координацию движений учащихся (укреплять мелкие мышцы пальцев, развивать глазомер и т.д.)

3) познакомить учащихся с основными элементами букв, научить их писать основные элементы букв.

4) развивать речь и мышление детей.

Структура и содержание уроков письма на элементной стадии

Почти на каждом уроке письма на этой стадии дети знакомятся с новым элементом букв: прямой линией (короткой и длинной), прямой линией с закруглениями, прямой линией с петлей, прямой линией с овалом, доходящим до середины строки, плавной линией, овалом, полуовалом.

Рассмотрим подробнее, как строится урок письма.

Вводная часть урока.

· Повторение гигиенических норм письма (положение тетради, ручки, тела при письме, ориентировка на листе бумаги), контроль за их выполнением.

· Повторение изученных элементов букв.

· Постановка учебной задачи: сообщение о том, что будем изучать новый элемент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: