Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке




Её формы»

реферат по дисциплине

«История и теория праздничной культуры»

 

Исполнитель: Карпухов И. С., студент группы РТП-16/1б

Научный руководитель: Зуйко Ю. П., заслуженный работник культуры РСФСР, доцент.

 

 

Пермь


СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
  1. Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке  
  2. Формы площадной праздничной культуры XIX века  
Заключение  
Список литературы  

 

Введение

 

Актуальность. В современной праздничной индустрии все большее место занимают зрелищные искусства, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного, художественного воспитания людей, формированию их быта и досуга. Поэтому праздничная культура нуждается в глубоком изучении ее форм, функций, характеристик.

Для того, чтобы понять суть зрелищных искусств нужно не только проанализировать их как явления современной действительности, но и знать этапы становления и развития различных типов зрелищ.

Площадная праздничная культура имеет непосредственное отношение к режиссуре театрализованных представлений, она является прообразом этой специальности, поэтому важно знать ее особенности в различные периоды развития истории. Возможно, в связи с этим станут ясными формы дошедшие до нашего времени, или это станет хорошим материалом для исследования и возрождения ушедших форм, приемов и методов.

Цель исследования – изучить особенности площадной культуры России XIX века и ее формы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные признаки и этапы развития площадной культуры России XIX века;

2. Описать основные формы площадной праздничной культуры XIX века в России.

Развитие площадной праздничной культуры России в XIX веке

На протяжении всего календарного года в российских городах проводилось много массовых гуляний. Они были приурочены к сезонным, церковным праздникам, ярмаркам, иногда и к таким событиям как победа в сражении, коронации и т. д. В зависимости от погоды, времени года, обычая они устраивались в разных частях города. В основном такие празднества проводились на открытой площадке.

Местом скопления людей, торговли, развлечений, отдыха была праздничная площадь. Именно площадная культура могла сформировать сознание большей части населения России. Поэтому она является важным аспектом в жизнедеятельности человека. К XIX веку территориально уже было сформировано пространство площадей во многих городах России. В Москве, например, это были Новинское, Марьина роща, Разгуляй, а в Петербурге Фонтанка, Адмиралтейская площадь и др.

Площадные празднества отмечались по всей России и отличались местными чертами, которые создавали «индивидуальное лицо» гуляний.

В зимний цикл праздников площадные развлечения были особенные, равно как и для остальных сезонов. Зимой площадь заполнялась ледяными горками, на которых мог прокатиться любой горожанин и приезжий, а также производилось катания на лошадях. На Урале эта традиция площадных праздников была неизменной долгое время. Это массовое катание на лошадях в санях вокруг ледяных горок. 30 - 40 саней собирались вместе. Именно в XIX веке к площадным русским увеселениям прибавились балаганы, в которых непрерывно шли представления во время всего гуляния.

Если в зимний период главным развлечение на площади были горки, то площадная культура весеннего сезона праздников отличалась не только более обширным обилием товаров, выставленных на продажу, но и главным развлечением. Весной длинные очереди выстраивались к качелям. Качели были разные, но эта забава привлекала на площади большинство людей. Несомненно, качели сражу же привлекали множество лицедеев, торговцев, предсказателей и иных увеселителей и забавников.

В весенний цикл большие праздники устраивались на пасху и троицу, но между ними праздновались и менее значительные. Например 1 мая довольно регулярно праздновалось за городом, в рощах, но тоже на открытых площадках с развлечениями. Несмотря на это, праздник (1 мая) смотрелся на фоне масленицы, пасхи выглядел достаточно скромно.

Обязательными площадными гуляниями сопровождались и ярмарки. Чем богаче и многолюднее была ярмарка, тем более широкий размах приобретало и гуляние. Балаганы, театры, карусели, кукольные, цирковые представления и прочие увеселения продолжали действовать с первого до последнего дня ярмарки.

Большие, центральные ярмарки украшались балаганами различных окружностей, с флюгерами и огромными вывесками. В одном из них происходило конное ристалище и пляска на канате, в другом необычный силач держал в зубах пудовые гири, маленьких детей вверх ногами. Показывали там и различные вертепы и панорамы.

Местная ярмарка сохранялась в памяти людей как яркое событие, как пестрый, яркий, шумный праздник.

Горы, и качели, будучи непременной частью площадного праздника, все же не являлись специфическими массовыми увеселениями, к тому же привязанность к сезону не позволяла им стать символами гуляния вообще. В этой роли выступали карусели и балаганы.

Карусели, подобно балаганам, украшались, а позднее и иллюминировались. Большие карусели имели специальную площадку для выступления зазывал. В России XIX века особую популярность имели «самокаты» - двухэтажные крытые карусели с наружной и внутренней галереями.

Карусельное катание сопровождалось выступлениями на галереях актеров самого разного плана, вплоть до музыкально-хореографических номеров и разыгрывания народной драмы.

Карусели, балаганы, качели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были не единственными объектами внимания у гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площадному празднику придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду стоит отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников. Ко второму – всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, на специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки.

Главная задача – создать яркий, броский образ, приковать взгляд к тому, что продается и при этом создать праздничную обстановку, настроение. На это были рассчитаны костюмы действующих лиц площадного гуляния: и праздничная одежда посетителей, и внешний вид актеров, продавцов, зазывал. С той же целью украшались ярморочные, праздничные строения: стены балаганов, каруселей, качели ярко раскрашивались, обвешивались живописными изображениями, разноцветными флажками, вывесками. Крупные балаганные театры покрывались огромными картинами – плакатами с сюжетом представления, качельные столбы украшались огромными размалеванными фигурами русских рожечников.

Стоит сказать, что подготовка населения к площадному веселью начиналась задолго до того, как поднимался ярморочный флаг или раздавалась пушечная стрельба, возвещающая о начале праздника. Большую роль играли широковещательные афиши, которые заранее развешивались по городу, селению.

Городская площадь во время гуляний и ярмарок представляла собой очень интересное и необычное зрелище, захватывающее как количеством и разнообразием всего помещающегося на ней, так и сочетанием невозможных в будничное время вещей.

В самом деле пестрота ярмарки, гуляния поражает. Здесь русские традиционные горки или качели мирно соседствуют с балаганом, где итальянские заезжие комедианты играют пантомимы. Старинные наигрыши рожечников переплетались с музыкой шарманок. Гуляние представляло собой красочный хаос не только со стороны содержания, исполнения, но и со стороны звукового и внешнего оформления Яркие костюмы артистов, кричащие вывески балаганов, качелей, лавок, трактиров и переливавшиеся всеми цветами радуги изделия промыслов.

Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя становился вовлеченным в ярморочный праздничный водоворот.

Площадная культура XIX века в России сформировала основные принципы праздника как фактора влияния на досуг, быт и сознание человека. Поэтому в конце XIX века власть начала пытаться сделать площадные гуляния нормированными, содержащими определенный смысл для воздействия на население. Но культура площади не поддалась, поэтому в конце века будет период, когда площадные гуляния запрещались не только в пределах городов, но и за чертой города. Но это уже история, переходящая в XX век. XIX век можно назвать периодом, когда площадная культура была в расцвете. Это вызвано не только политической ситуацией, но и тем, что именно в начале XIX века начался сбор культуры и традиций нашей страны – началось подробное изучение русского фольклора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: