Актуальность
Сегодня государство заботится о здоровье детей, реализуя различные оздоровительные проекты, укрепляя нормативно-правовую базу по здоровому образу жизни нации. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей начинается с дошкольного периода, которые впоследствии трансформируются в осознанное отношение к своему здоровью, привычку к здоровому образу жизни.
Задача педагогов дошкольных учреждений – максимально использовать все доступные средства, чтобы укрепить здоровье малышей – основу нации. Самая благоприятная пора для этого – лето! Лето – прекрасная возможность для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закрепить и применить, знания, полученные в течение учебного года.
Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и разнообразная организация деятельности детей в летний период.
Длительность проекта: среднесрочный (июнь – август 2016г.)
Участники проекта: дети от 5 до 7 лет, воспитатели групп, сотрудники ДОУ, родители.
Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей;
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей.(Образовательная область «Физическое развитие»);
3. Формировать навыки безопасного поведения. (Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»);
4. Развивать самостоятельность, инициативность, любознательность и познавательную активность. (Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»);
5. Осуществлять просвещение родителей по вопросам безопасности, воспитания и оздоровления детей в летний период.
Гипотеза: Грамотная организация летней оздоровительной работы в ДОУ, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья детей, развития у них познавательного интереса, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Принципы реализации проекта:
• принцип сезонности, учёта условий местности;
• принцип комплексности и системности;
• принцип учёта индивидуальных особенностей;
• принцип координации деятельности педагогов;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. Создание плана организации летней работы, включающего в себя три блока. Каждый из них охватывает определенную сторону функционирования летнего отдыха детей:
Блок 1 – создание условий для всестороннего развития детей;
Блок 2 – работа с детьми (организация физкультурно - оздоровительной работы и мероприятий познавательного характера);
Блок 3 – работа с родителями.
2 этап. Основной. Реализация организации летней оздоровительной работы.
3 этап. Заключительный. Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование). Презентация проекта летнего отдыха детей «В гости лето к нам стучится…» (фото-коллаж).
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Улучшение состояния физического и психического здоровья дошкольников.
2. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
3. Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях.
4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с взрослыми, со своими сверстниками.
5. Овладение современными образовательными технологиями.
6. Повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Основные направления реализации проекта:
- здоровье и физическое развитие (беседы развлечения);
- экологическое воспитание (беседы, фотовыставка, акции, экскурсии, викторины, экологические игры, наблюдения);
- речевое развитие (речевые физ. минутки, копилка загадок, инсценировка стихов о лете);
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, словесные игры, коммуникативные игры, дидактические и настольно – печатные игры);
- детское экспериментирование (опыты с песком, водой, растениями, зеркалом и солнцем; наблюдения за растениями на огороде, создания гербария);
- трудовое воспитание (акция, работа в цветнике, конкурс детских работ);
- изобразительная деятельность (конкурс рисунков, оформление выставки, оригами, работа с природным материалом);
- сотрудничество детей и родителей (развлечения, работа с бросовым материалом, изготовление семейных фотоальбомов);
- художественная литература (конкурс стихов о лете, развлечения, литературные посиделки);
- музыкальная деятельность (развлечения, хороводные игры, беседа).
Этап – подготовительный
Блок 1. Создание условий для всестороннего развития детей
Направления работы | Условия реализации работы | Ответственный |
Организация водно-питьевого режима | Индивидуальные кружки, чайник, кипяченная охлажденная вода | Медсестра, младшие воспитатели |
Организация закаливающих процедур | Индивидуальные полотенца для рук и ног, тазики, лейка | Медсестра, младшие воспитатели |
Условия для физического развития | ||
Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ | Аптечка первой помощи, исправное оборудование на игровых площадках ДОУ | Медсестра, завхоз |
Формирование привычки к ЗОЖ, безопасному поведению | Наличие дидактического материала для работы с детьми | Воспитатели |
Организация двигательного режима | Физкультурное оборудование, организация спортивных праздников, досугов, работа с детьми по развитию движений | Воспитатели |
Условия для познавательного развития | ||
Организация познавательных тематических досугов | Сценарии, атрибуты, костюмы, дидактические пособия, игры | Воспитатели |
Организацияэкспериментальной деятельности | Пособия и оборудование для проведения экспериментов; цветник, огород | Воспитатели |
Организация занятий по ознакомлению с природой | Пособия и оборудование по ознакомлению с природой, дидактические игры экологической направленности, календарь природы. Проведение целевых прогулок, экскурсий по территории ДОУ | Воспитатели |
Условия для развития изобразительного творчества | ||
Организация изобразительной деятельности | Игры, игры-экспериментирования с использованием нетрадиционных методов и материалов. Изобразительные средства и оборудование (мелки, гуашь, акварель, кисти, природный материал, пластилин). | Воспитатели |
Условия для реализации трудовой деятельности | ||
Труд в природе | Оборудование для труда, мини-огород, уголок природы в группе | Воспитатели |
Ручной труд | Изобразительные средства, природный материал, нетрадиционный материал (тесто, овощи, ткань). Выставки конкурсы поделок в ДОУ | Старший воспитатель, воспитатели |
Блок 2. Работа с детьми