Пушкин. Песнь о вещем Олеге
Сегодня на уроке Вы изучите тему: А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1.1. Летописный источник баллады.
1.2. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси в балладе.
1.3. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции и своеобразие языка баллады.
На этом уроке
— Вы узнаете, какие произведения Пушкина отражают историческое прошлое России; продолжите изучение жанра баллады и его особенностей; углубите представление о драматических жанрах в литературе и познакомитесь с жанром драмы; получите представление о летописном источнике, послужившем Пушкину основой для создания баллады «Песнь о вещем Олеге»; об особенностях композиции баллады «Песнь о вещем Олеге» и ее поэтическом языке.
— Вы с можете произвести анализ представленных художественных текстов; определить смысл сопоставления героев баллады «Песнь о вещем Олеге» — Олега и волхва
Словарь:
Баллада — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Летопись — один из основных жанров древнерусской литературы, представляющий погодную запись исторических событий Древней Руси.
Драма — произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для постановки на сцене.
Основное содержание урока
В поисках новых сюжетов и образов для своих произведений Пушкин нередко обращается к историческому прошлому страны, личностям, повлиявшим на ход русской истории. Так, на страницах произведений писателя неоднократно появляется историческая личность Петра Великого. Вспомните хотя бы его «Полтаву», «Медного всадника», «Арапа Петра Великого».
С глубоким интересом изучает Пушкин и древнерусские летописи, с увлечением читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Один из летописных рассказов «Повести временных лет» однажды и поведал поэту историю о смерти князя Олега, правившего в Киеве в X веке. Пушкин заключил этот летописный текст в поэтическую форму, создав в 1822 году удивительную балладу «Песнь о вещем Олеге».
«Товарищеская любовь старого князя к коню своему и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и произведение само по себе в своей простоте имеет много поэтического» — отмечал сам Пушкин, впечатленный эпизодом летописи, рассказывающем о смерти Олега.
Пушкин в самом заглавии называет свое произведение «песнью». Слово, как известно, имеет несколько значений: это и древний способ прославления, и эпическое произведение в стихах на историческую или героическую тему. К жанру песни издревле обращался и народ, создавая дошедшие до нас произведения фольклора.Вам уже известна одна из древнейших эпических поэм «Песнь о Роланде», воспевающая испанский поход Карла Великого.
Прочитайте «Песнь о вещем Олеге» и постарайтесь ответить на вопросы: Случайно ли такое упоминание «песни» в заглавии произведения Пушкина? Что прославляет в своей балладе поэт?
Однако такие особенности, как
· историческая основа сюжета;
· необычный случай в основе произведения;
· острый, напряженный сюжет (часто с трагическим финалом);
· присутствие фантастических, сказочных элементов;
· присутствие необъяснимого, трагически неразрешимого (тема рока, судьбы).
указывают на принадлежность «Песни о вещем Олеге» к жанру баллады.
На страницах «Песни о вещем Олеге» Пушкин воспроизводит быт и культуру Древней Руси. На это указывает и ряд устаревших слов, используемых в балладе и отражающих обычаи и традиции древних славян: хозары, бранное поле, курган, тризна…
Хозары – народ, в далеком прошлом живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Бранное поле — поле битвы.
Сеча — сражение.
Курган — могильный холм.
Тризна — похоронный обряд у древних славян.
Перун — бог грома и молнии у древних славян.
Волхв — у древних славян: чародей, кудесник, колдун.
Бог Перун, которому преклонялись древние славяне, был покровителем князя и его дружины. Служили богам волхвы, они же могли предсказывать будущее. Накануне важных событий, военных походов князья всегда советовались с кудесниками. Именно один из волхвов, согласно древнему преданию, и предсказал смерть Олегу от коня своего.
Герой баллады — реальное историческое лицо, первый киевский князь Олег. «Вещим», то есть мудрым, Олега прозвал народ за Победу над Византией в 907 году.
Однако слово «вещий» в балладе Пушкина принимает двоякое толкование по отношению к самому князю.
С одной стороны — он мудр, ибо расширил и укрепил границы Древней Руси в борьбе с хозарами, одержал победу в Царьграде: «Победой прославлено имя твое: / Твой щит на вратах Цареграда».
Он могущественен и силен, верит только в свои силы, свою власть, с другой стороны — князь беспомощен перед лицом рока. Всевластие князя, его воинственное величие подчеркивает и сам кудесник в сцене встречи с Олегом:
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Пытаясь избежать грозного пророчества старца, Олег принимает непростое для себя решение проститься со своим конем — «верным товарищем», который не раз выручал его на поле боя. Эпизод прощания является одним из самых сложных и драматических в балладе — слишком сильна и глубока привязанность князя к коню. Эпитет «Прощальный» усиливает ощущение тяжести расставания:
В молчаньи рукой, опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой…
Судьба Олега предопределена свыше — смерть неминуемо настигает князя там, где он меньше всего ожидает встретить ее, уже у костей «верного боевого товарища».
«Вещим» в своей балладе Пушкин называет не только Олега, но и пророческий дар кудесника: «Правдив и свободен их вещий язык / И с воле небесною дружен».
Кудесника не страшит воля князя, он подчинен высшей воли — воли богов, он независим и смел в своих суждениях:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен».
Баллада Пушкина включает несколько ключевых эпизодов, описывающих встречу князя с кудесником; пророческое предсказание Олега и последовавшее за этим прощание с конем; смерть Олега и тризну по нему. Вступление и заключительная часть баллады по структуре напоминают былинные зачин и концовку. Во вступлении уже намечены образы и исторический контекст, к которым обращается автор:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам <…>
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
В концовке звучит краткое заключение: «Бойцы поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они».
Язык баллады образен и ярок, обогащен целым рядом эпитетов, метафор и сравнений, распространенным в произведениях устного народного творчества.
Эпитеты | «вещий Олег», «на светлом челе», «лукавый кинжал» |
Метафоры | «годы таятся во мгле», «…твой щит на вратах Цареграда; / И волны и суша покорны тебе…» |
Сравнения | «гробовая змия … как черная лента, вкруг ног обвилась»; «…кудри их белы, как утренний снег » |
Всю балладу условно можно разделить на две части – первую посвящена противопоставлению власти земной и божественной, представленном в образах кудесника и Олега, вторую пронизывает идея высшей роковой предопределенности.
В своей балладе Пушкин затрагивает тему свободы поэзии. Кудесник Пушкина — выразитель высшей власти, воли Божьей, довлеющей над властью земной — «княжеской» в тексте баллады. В пророческих словах кудесника Пушкин провозглашает независимость поэзии и духовную независимость поэта и поэзии от мирской власти.
Основные выводы:
Пушкин обращается к исторической теме на протяжении всего своего творчества.
В «Песни о вещем Олеге» представлены военный быт и культура Киевской Руси, воспроизведению которых помогает и целый ряд устаревших слов.
В своей балладе Пушкин затрагивает тему свободы поэзии. Кудесник Пушкина — выразитель высшей власти, воли Божьей, довлеющей над властью земной — «княжеской» в тексте баллады.
Установите соответствие между литературными понятиями и их определениями.
Драма | Произведение, предназначенное для постановки на сцене |
Поэма | Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом. |
Баллада | Один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств |
2. Восстановите последовательность описаний и событий в плане «Песни о вещем Олеге».
Пир Олега.
Впечатление, произведённое на Олега предсказанием, и прощание его с конём.
Встреча с кудесником.
Речь Олега о своём коне.
Исполнение предсказания кудесника.
Место, где лежали кости коня.
Воспоминание о коне и желание Олега увидеть кости коня.
Тризна по Олегу.
Сборы Олега в поход.