Жизненный и творческий путь (Детство. Арнштадт. Веймар)




Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах - один из самых великих композиторов в истории человечества. Его называют последним крупнейшим представителем эпохи Барокко, каждое его сочинение – как художественная вершина музыкального Барокко.

Бах работал практически во всех музыкальных жанрах Барокко: произведения для органа, огромное количество клавирных сюит, концертов, фантазий, вариаций, знаменитый «ХТК» (48 прелюдий и фуг для фортепиано), скрипичные сонаты и партиты, виолончельные сюиты, оркестровые концерты, кантаты, оратории, страсти, магнификат, мессы и прочее. Даже простое перечисление жанров, в которых работал Бах – поражает.

Сегодня известно более 1000 музыкальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном Бахом. Трудно представить, что все это мог сочинить один человек, к тому же обремененный обязанностями службы и многочисленным семейством.

При этом при жизни он получил признание не как композитор, а как органист и знаток музыкальных инструментов и после смерти был почти забыт.

Но настал день, когда музыка И.С.Баха обрела новую жизнь. Это произошло в 1829 году в Берлине. Замечательный немецкий музыкант, композитор Феликс Мендельсон, горячий поклонник музыки Баха подготовил и исполнил с Берлинской певческой академией одно из самых сложных и самых выдающихся произведений Баха - «Страсти по Матфею».

Постепенно музыку Баха вновь узнали, но подлинный интерес к ней вернулся лишь в 20 веке.

Другой великий немецкий композитор – Людвиг ван Бетховен сказал о Бахе:

«Не ручей! - Море должно быть ему имя» (Бах с немецкого переводится как «ручей»)

В те времена, когда родился и жил И.С.Бах, Германия не была единой страной. Вся она была раздроблена на множество самостоятельных княжеств (их было около 300), которыми правили наследные принцы и герцоги, епископы и архиепископы. Все эти правители любили огромные замки и дворцы, во многих из которых были театры и оркестры для развлечения знати, в часовнях – играли органисты и пел хор певчих. Благодаря этому у многих музыкантов была работа.

В одном из таких маленьких немецких княжеств, в Тюрингии, в самом центре Германии, был маленький городок Айзенах. Там жил и работал профессиональный скрипач Иоганн Амвросий Бах – отец будущего композитора.

Иоганн Себастьян появился на свет в старинной семье, которая считалась крупнейшей музыкальной династией в Германии. Большинство его предков и родственников были профессиональными музыкантами: канторами (учителями пения), церковными органистами, скрипачами, флейтистами, трубачами, капельмейстерами, композиторами. В роду Бахов не было богачей и лентяев. Они упорным, кропотливым трудом пробивали себе дорогу в жизни. Имя «Бах» даже стало нарицательным в Германии, ассоциировалось с музыкой: если ты носишь фамилию Бах, значит ты музыкант.

Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года.

Первые 8 лет жизни И.С.Баха нам не известны. Известно лишь, что именно отец начал учить Баха играть на скрипке и клавесине. В 8 лет Бах пошел в школу, где изучал латинскую грамматику, религию, а также пел в церковном хоре (у него оказалось прекрасное сопрано).

Когда маленькому Иоганну было 9 лет, умерла его мать, а через месяц и отец. Маленьких братьев и сестер Баха распределили по приютам, а самого Иоганна Себастьяна забрал к себе его самый старший брат – Иоганн Христофф Бах, который только что женился и служил органистом в деревеньке Ордруф, в 50 км от Айзенаха.

Брат научил его играть на клавире и помогал сочинять музыку. В Ордруфе была прекрасная гимназия и на протяжении 5 лет Бах был лучшим учеником.

В 15 лет Бах оканчивает гимназию в Ордруфе и переезжает в город Люнебург, где продолжает учебу в известной школе при церкви Св.Михаила. Школу он оканчивает в 17 лет и с этого момента начинается его самостоятельная жизнь. Главная задача Баха была заработать себе деньги на жизнь, так как он был сиротой и помочь ему деньгами было некому.

Как все Бахи, Иоганн Себастьян был скромен, трудолюбив, горд. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и в бедности.

В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквах. В течение своей жизни Иоганн Себастьян Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы, так как почти всегда у него было унизительное, зависимое положение от воли богатого господина.

Творчество И.С.Баха принято делить на несколько крупных периодов, в зависимости от мест, где он жил.

Первый период - в деревне Арнштадт (1703-1707).

В Арнштадт Бах поступил на должность органиста в местную церковь. Служба была несложной: требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором религиозные произведения и аккомпанировать хору во время богослужения.

В эти скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант-ремесленник, Бах вносил молодое рвение, творческий пыл и фантазию, непривычные для служебных норм протестантской церкви. Смелость музыкальных исканий, независимость характера и поведения служили причиной, часто приводившей к трениям и открытым столкновениям композитора с начальством.

Именно здесь Бах сочинил своё самое знаменитое сочинение для органа Токкату и фугу ре-минор (предположительно между 1703 и 1707 годами).

Токката – (от итальянского toccare — трогать, касаться) — в 16-18 веках это любая пьеса виртуозного характера в быстром темпе с чётким движением ровными короткими длительностями для клавишных инструментов.

Фуга – это форма полифонической музыки.

Характер токкаты напряженный, патетический. Необычность в том, что она начинается с высокой, кульминационной точки (с коротких и драматических возгласов, словно призыв), которая даёт толчок дальнейшему развитию.

 

Однажды у Баха возникла мысль о путешествии в город Любек, где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих Букстехуде.

Дитрих Букстехуде (1637—1707), датчанин по происхождению, — органист Церкви св. Марии в Любеке. С 1673 года Букстехуде организовал там музыкальные вечера—концерты органной музыки.

Осенью 1705 года, воспользовавшись предоставленным отпуском, Бах, за неимением средств на карету, пешком отправился в Любек. Концерты Букстехуде, его творчество, высокое мастерство исполнителя потрясли молодого музыканта. Увлеченный, он забыл о своей официальной службе и вместо положенных 28 дней отпуска пробыл в Любеке около четырех месяцев.

 

В Анштадте по возвращении Баха церковное начальство, воспользовавшись удобным предлогом, учинило над нам подлинный суд. Грубый допрос, оскорбительное вмешательство в личную жизнь сделали положение Баха в Арнштадте нестерпимым.

В 1707 году, после трехлетнего пребывания в Арнштадте, Бах переехал в Мюльгаузен на такую же должность церковного музыканта (там он пробыл очень недолго, около года).

В последний год жизни в Арнштадте произошло еще одно важное событие в жизни Баха. Он женится на своей двоюродной сестре, тоже круглой сироте Марии Барбаре. Мария Барбара родила Баху 7 детей, из которых выжили четверо. Они прожили вместе 13 лет.

В 1708 году Бах переезжает с семьей в Веймар. Начинается веймарский период в жизни Баха, который продлился почти 10 лет, до 1717 года.

В Веймаре Баху впервые представилась возможность раскрыть свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: как органиста, как музыканта оркестра, в котором он играл на скрипке и клавесине, а с 1714 года прибавилась и должность помощника капельмейстера.

Капельмейстер - то же, что и «дирижёр»; т.е. руководитель хоровой капеллы и (или) оркестра.

В творческом отношении Веймар для Баха — чрезвычайно важный этап. В Веймаре Бах сочинял и для оркестра, и для клавира. Но полного расцвета и творческой зрелости он достигает в органной музыке.

Орган стал «творческой лабораторией» для Баха. Он как подлинный ученый изучает его устройство и все особенности звукоизвлечения, тем самым подняв органную музыку на неведомый доселе уровень.

После смерти в 1716 году веймарского капельмейстера Бах не получает, как рассчитывал, его должность. Пост отдают бездарному, но угодному властям музыканту. Возмущенный несправедливостью, Бах подает в отставку и за «непочтение» попадает под арест, выйдя из-под которого он опять покидает Веймар и переезжает с семьей в Кётен.

 

ВОПРОСНИК:

1) Представителем какой эпохи является И.С.Бах?

2) И.С.Бах был не только композитором, но и ………….. (продолжите)

3)Кто из композиторов способствовал возрождению интереса к музыке Баха?

4)Когда и в какой семье родился И.С.Бах?

5) Какие годы охватывает «арнштадтский период» в творчестве Баха?

6) Какое известное произведение для органа сочинил Бах в Арнштадте?

7) Какие годы охватывает «веймарский период» в творчестве Баха?

8) Какие обязанности исполнял Бах на службе в Веймаре?

9) Кто такой капельмейстер?

10) В какой области музыка Баха достигла вершины в «веймарский период»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: