Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.




Формирование элементарных математических представлений.

«Пространственные и временные понятия»

Этапы работы по развитию пространственных представлений

Формирование представлений о собственном лице, теле.

Освоение воспитанником «схемы собственного тела» помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью», «возьмите левое ушко правой рукой»).

Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

 

Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя, ориентация других объектов относительно друг друга и себя, а также относительно других объектов. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот, то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право.

Игровые упражнения: «Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего».

  • на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета;
  • определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа;
  • стоя попарно, лицом друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д.;
  • определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка? (курочка). Что находится в левом верхнем углу? (собака). И т.д.

Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции воспитателя. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

- «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее », «Стул высокий, а стол еще выше »; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.

- «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»;

- «Покажи, где: мамина дочка - дочкина мама. Хозяин коровы - корова хозяина. Мальчик спасен девочкой - девочка спасена мальчиком. Газетой накрыты цветы – цветы накрыты газетой. Ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе и показать то изображение, которое соответствует услышанной фразе.

Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т.д.

Продолжи узор.

Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: