Детский сад № 21 «Ивушка»
Из опыта работы
«Подготовка руки ребенка
Старшего дошкольного возраста к письму»
Подготовили воспитатели:
Полякова Наталья Юрьевна
Музыченко Юлия Владимировна
Бадикова Елена Робертовна
Агулина Ирина Анатольевна
Рыжих Татьяна Григорьевна
Осинниковский городской округ, 2022год
Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
Специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников:
1.Фонематическая сторона(умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами).
2.Графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и цифры).
3.Техническая сторона(требующая выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера,умение пользоваться канцелярскими принадлежностями).
Письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации всего тела. Полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.Развитие ориентировки в пространстве по направлениям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона, верхняя, нижняя линейка, клетка.
Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
Инструкция для воспитателя:
· Перед каждым заданием объясняются ребенку его цель, что будет делать и как.
· Ребенок долженсоблюдать последовательность не торопиться, не перешагивать через «ступеньки». Продолжительность каждого задания 3-5 минуты.
· Проводим анализ положения при письме.
Игры направленные на мелкую моторику пальцев рук:
Игры на выкладывание: направлены на укрепление кистей рук;
Игры с резиночками: направлены на развитие тонких движений пальцев рук;
Футбол пальчиковый: игра направлена на моторику и координацию движения, укреплению пальцев рук, ловкость, гибкость;
Игра с песком: направлена на повышение тактильной чувствительности рук;
Перекатывание предметов на горизонтальной поверхности: (массажный мяч, суджок одной рукой, поочередно)контроль силы нажатия.
Упражнения на развитие ловкости обращения с предметами, способности координировать свои движения:
Катание между левой и правой ладонями; Перебирание левой и правой рукой ручки;Перебирание пальцев снизу вверх по ручке;
Упражнения на межполушарное развитие.
При посадки за стол обратить внимание на положение стула возле стола.
Инструкция: Поставить стул возле ножки стола и проходить на свое место через «воротца»
Проверить осанку, положение рук и тела.
Инструкция: Точки опоры спина, ягодицы и верхние и нижние конечности. Ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхности касаются пола, спина прямая между спинкой стула и спиной необходимо небольшое пространство.Левая рука образует опору, принимая часть веса корпуса и одновременно придерживая бумагу(необходимо использовать инструкцию «алгоритм» перед занятием.
При неправильном положении тела нарушается осанка, а так же потеря внимания, мышечная усталость, приводящая к неусидчивости.
Положение тетради
Инструкция: Лист бумаги располагается под наклоном, чтобы левый угол находился напротив середины груди пишущего.