Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
_______________ факультет
Кафедра __________________
УТВЕРЖДАЮ
Декан ___________ факультета
____________________Ф.И.О.
«»200г.
Учебная программа
Дисциплины
Философия
По направлению подготовки 080100.62
Экономика
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Профиль подготовки
Экономика предприятий и организаций
Форма обучения
_____________________________________
очная
Нижний Новгород
2011г.
1.Цели освоения дисциплины – развить культуру мышления будущего специалиста, гуманистические ценности и смыслы как важнейший компонент общечеловеческой культуры. Курс философии направлен на формирование мировоззренческой культуры, системы знаний о мире и человеке. В учебном плане философия предшествует блоку профессиональных дисциплин, так как связана с общим развитием личности, и связана с учебными курсами по культурологи, политологии и социологии, для которых представляет, в первую очередь, общетеоретическую ценность.
Данная дисциплина относится к дисциплинам гуманитарного, социального и кономического цикла ООП бакалавриата по направлению подготовки (квалификация (степень) бакалавр») экономики.
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Данная дисциплина относится к дисциплинам федерального компонента ООП ВПО. Философские знания способствуют развитию необходимых для современного человека и профессионала способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, качественных коммуникативных, мировоззренческих компетенций, ОК-, ОК-2, ОК-3. Для адекватного освоения курса студент должен знать основные вехи отечественной и мировой истории, литературы, обществознания.
Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения курса «Философия» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
Знать:
- особенности мироздания как сложной системы;
- предмет философии, ее структуру, этапы развития, основные направления и школы, их основоположников;
- знать понимать общую картину мира, основанну.
Уметь:
- выражать и обосновывать собственную точку зрения по актуальным и дискуссионным вопросам философии и мировоззрения;
- применять философские знания в профессиональной сфере.
Владеть:
- методами социофилософского анализа;
-способами аргументации и объяснения общечеловеческих вопросов.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ зачетные единицы или 144часа_.
4.1 Структура дисциплины
№ п/п | Наименование дисциплины | Семестр | Объем учебной работы (в часах) | Вид итогового контроля | ||||||
Всего | Всего аудит. | Из аудиторных | Сам. работа | |||||||
Лекц. | Лаб. | Прак. | Сем. | |||||||
1. | Философия | Экзамен |
Содержание дисциплины
4.2.1 Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел Дисциплины | Виды учебной работы, и трудоемкость (в часах) | Самостоятельная работа | |||
Лек. | Лаб. | Пр. | КСР | |||
Что такое философия? | ||||||
Проблема бытия - центральная проблема философии. | ||||||
Сознание и познание. | ||||||
4. | Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. | |||||
5. | Смысл человеческого бытия. | |||||
6. | Человек, общество, культура. | |||||
7. | Научные, философские и религиозные картины мира. |
4.2.2 Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела (темы) | Форма проведения занятий (Лекции, Пр и др.) |
Что такое философия? | Когда, где и как появилась философия.Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Структура философского знания. | Лекции, семинары, самостоятельная работа | |
Проблема бытия - центральная проблема философии. | Общая характеристика философской онтологии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. | Лекции, семинары, самостоятельная работа | |
Сознание и познание. | Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. | Лекции, семинары, самостоятельная работа | |
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. | Философия Древнего Востока.Общая характеристика античной философии. Философия средневековья. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения. Классическая немецкая философия. История и традиции русской философии. Неклассическая философия Шопенгауэра, Ницше и Фрейда. Основные направления философской мысли ХХ века | Лекции, семинары, самостоятельная работа | |
5. | Смысл человеческого бытия. | Развитие представлений о добре и зле. Общая характеристика этической проблематики в философии. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Проблема прекрасного и безобразного в философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
Человек, общество, культура. | Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Философия истории. Модели общественного развития. Проблема идеала общественного устройства. | Лекции, семинары, самостоятельная работа | |
Научные, философские и религиозные картины мира. | Вера и знание. Наука и религия. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. | Лекции, семинары, самостоятельная работа |
Образовательные технологии.
В процессе изучения дисциплины «Философия» используются следующие образовательные технологии: традиционные аудиторные лекции с элементами диалога; интерактивные с использованием Интернета.