Системы невербальной коммуникации




Невербальная коммуникация осуществляется с помощью нескольких систем (по разным классификациям, от четырех до десяти).
1. Кинесика — самая большая система, включающая в себя различные движения — позы, походку, жесты и мимику.

Поза — это положение человеческого тела. Позы можно классифицировать на основе следующих критериев: этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (поза симпатии—антипатии; подчинения—доминирования; включенности—отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная— расслабленная, активная— пассивная поза); соответствие поз партнеров в общении (синхронные—асинхронные позы); направленность позы по отношению к партнеру (лицом к лицу — спина к спине); соответствие позы другим элементам невербального поведения (гармоничная—дисгармоничная).

Походка связана с позой. Ее измерениями являются ритмичность, скорость, длина шага, давление ног на поверхность.

Жесты — движения рук или кистей рук. Жесты выделяются на основе участия в их создании одной или двух рук; по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук; по признаку центробежности (движение от себя) или центростремитель-ности (движение к себе); по критерию однозначности и многозначности.

Мимика — движения лицевых мускулов и характеристики кожи. П. Экман и У. Фризен, изучая сокращения лицевых мышц, пришли к выводу, что существует три типа мимических сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конструкция лица); относительно стабильные (внешний вид кожи, расположение морщин, тонус мышц лица — признаки, претерпевающие изменения в течение жизни человека); нестабильные — кратковременные изменения движений мышц лица.

В целом П. Экман и У. Фризен выделили пять типов движений (Крейдлин, 2001).

· Эмблемы — движения, заменяющие слова или фразы (например, указующий жест). Они имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно.

· Иллюстраторы — сопровождают вербальные сообщения (например, демонстрация размера пойманной рыбы во время рассказа о рыбалке или движения руками в такт речи). Их значение неустойчиво и зависит от контекста общения. Употребляются как осознанно, так и неосознанно.

· Экспрессивные речевые знаки — движения, служащие для выражения эмоций (например, выражение радости на лице).

· Регуляторы регулируют беглость коммуникации (например, поворот тела от собеседника при желании закончить коммуникацию).

· Адапторы — остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функция в общении — в защите, поддержке человеком себя (например, потирание носа). Они употребляются неосознанно. Их значение неустойчиво и зависит от контекста общения.

2. Гаптика — прикосновения коммуникатора к себе и реципиенту. Некоторые психологи включают эту систему в состав кинесики.

3. Паралингвистика — параметры голоса человека. К ним относятся громкость голоса и ее изменение, скорость и ритмичность речи, тембр, звучность, напряженность, мелодика голоса (хрипота, носовой звук, скрежетание и т.д.), ясность артикуляции.

4. Экстралингвистика — неречевые вкрапления в речь: стоны, смех, плач, вздохи, паузы, «слова-паразиты» («ммм», «ох», «вот»).

5. Окулесика — визуальное поведение людей во время общения. Параметрами взгляда являются его направление, линия и объект, движение и величина глаз, длительность визуального контакта, размер зрачков.

6. Ольфакция — язык запахов. К этой системе относятся как естественные для человека запахи тела, так и искусственные запахи — духи, благовония и т. д.

7. Гастика — язык пищи и напитков. Существуют традиции выбора пищи и напитков. Соблюдение или нарушение этих традиций дает некоторую информацию о человеке и ситуации. Например, когда люди хотят сделать ситуацию праздничной, они покупают шампанское.

8. Проксемика — пространственно-временная организация общения. Эта система включает в себя дистанцию, ориентацию и угол общения, расположение личных вещей, территориальность, временную организацию ситуации.

Дистанция — расстояние между партнерами по общению. Существуют разные классификации дистанций. Например, Е. Холл выделяет четыре дистанции: интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей; персональное расстояние (от 46 до 120 см) используется при обыденном общении со знакомыми людьми; социальное расстояние (от 121 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; публичное расстояние (от 401 до 750 см) используется при выступлении перед большими аудиториями.

Отдельно выделяют персональное пространство и пространство группы. Персональное (личное) пространство — это пространство вокруг человека, ограниченное мысленной чертой, за которую другим людям не следует заходить. Если они пересекают эту черту, человек испытывает отрицательные эмоции. Персональное пространство не является кругообразным, а больше напоминает овал: оно максимально впереди и сзади, но уже — с боков.

Пространство группы — пространство, в которое «допускаются» только члены своей группы. Если позволяет ситуация, группа старается расположиться так, чтобы вокруг нее было пустое пространство, т. е. чтобы расстояние между членами группы было меньше, чем расстояние от них до другой группы. Как правило, расстояние между группами составляет не менее 100—125 сантиметров. Групповое пространство хорошо заметно во время перерывов на общественных мероприятиях (конференциях, банкетах и т. д.), когда участники собираются в холле и образуют группы по интересам.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров по отношению друг к другу. Эта ориентация регулируется расположением участников и расстановкой мебели, например, формой стола, высотой кресел собеседников и т. д.

Расположение личных вещей. Это аспект проксемики попал в поле зрения исследователей относительно недавно. Выяснилось, что люди формируют впечатление о человеке на основании того, как он располагает свои личные вещи. Типичный пример — характер и расположение вещей в квартире. Одно и то же расположение вещей создает у разных людей примерно одно и то же впечатление о хозяине. Это впечатление достаточно точное, поскольку люди ориентируются на адекватные показатели (Gosling et.al., 2002).

Территориальность связана с тем, что люди придают разный смысл территориям, на которых проходит их жизнь. Территории могут быть классифицированы по таким критериям, как размер, собственность, тип взаимодействия. Пример психологического значения территорий — наполнение культурными смыслами различных частей дома (престижные и непрестижные части дома, их использование в различных ритуалах и обрядах и т.д.).

Временные характеристики общения: люди обладают определенными представлениями относительно времени и длительности разных ситуаций общения. Сопоставляя их со временем реального общения, они делают важные выводы. Например, подчиненный, который дольше обычного пробыл на приеме у руководителя, вызывает интерес у окружающих и попытку угадать, почему это произошло.

Разные системы невербальной коммуникации взаимосвязаны друг с другом, представляют собой единое целое. Изменение параметров одной системы сопровождается изменением параметров другой. Например, в переполненном общественном транспорте пассажиры вынужденно сокращают расстояние между собой (показатель увеличения близости общения), но при этом уменьшают визуальный контакт (показатель уменьшения близости общения). Таким образом, на невербальном уровне близость контакта остается прежней. Этот принцип получил название «принципа равновесия». Действие этого принципа получило некоторое эмпирическое подтверждение. Тем не менее он выполняется не всегда. Например, в ситуациях, вызывающих тревогу, чем слабее контакт глаз между партнерами, тем больше расстояние между ними.

 

2. Практический блок

Создать педагогическую копилку игр, упражнений, заданий для младших школьников на отработку систем невербальной коммуникации, описанных в теоретическом блоке.

 

1. Вы выбираете иргу, упражнение или задание, соответствующее возрасту (младшие школьники)

2. Готовите инструкцию и проведение самого упражнения, продумываете как донести эти правила и как организовать упражнение, чтобы оно было максимально понятно и эффективно для детей.

3. На очном уроке проводите это упражнение на одногруппниках.

4. Подводите итог упражнения, даете краткий анализ.

 

 

3. Контролирующий блок – проверка на следующем очном уроке

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: