Тема: «ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Передача фактуры поверхности графическими средствами, на примере изображения птицы с натуры и по воображению».




Преподаватель Новикова Татьяна Александровна

Марта 2020 г.

РИСУНОК

КЛАСС

Тема: «ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Передача фактуры поверхности графическими средствами, на примере изображения птицы с натуры и по воображению».

Выполнение зарисовок птиц.

Задание 1. Выполнить наброски и зарисовки птиц, создать композиционные эскизы по воображению, по наблюдениям, по памяти. Изучить особенности рисования различных видов птиц.

Материалы: бумага формата А4, простые карандаши мягкости В4-В8..

Срок выполнения задания: до 7 апреля 2020 года (2 учебных часа).

 

Задание 2. Выполнить графическую композицию на тему «Птицы на дереве», используя выполненные ранее зарисовки птиц.

Материалы: бумага формата А4, простые карандаши различной мягкости, пастель, цветные карандаши, линер, гелиевая ручка, перо, тушь.

Срок выполнения задания: до 21 апреля 2020 года (4 учебных часа).

Цели блока уроков:

Воспитание эмоционально-отзывчивого отношения обучающихся на основе восприятия красоты окружающей нас природы. Формирование осознанного восприятия красоты природных форм.

Изучение поэтапного подхода художника к самостоятельному изображению птицы с натуры.

Формирование умений и навыков рисования длительного учебного рисунка птицы с натуры (неподвижная модель) и по воображению.

 

Задачи блока уроков:

Учебные:

Закрепить знания, умения, навыки обучающихся, полученные на параллельно изучаемых предметах: скульптуры, живописи, композиции (определение гармоничных пропорциональных отношений, точности силуэта изображаемой формы).

Организовать учебную деятельность обучающихся по изучению способов и приемов рисования птицы с натуры и по воображению.

Акцентировать внимание обучающихся на способе точного рисования силуэта птицы: “ в виде набора площадок с последующим смягчением углов...”, способами графической передачи фактуры оперения птицы и применить эти знания в учебной работе.

Закрепить знания по выполнению длительной учебной работы на тему: “Рисование птицы с натуры и по воображению”. Изучение анималистического жанра в графике, Развитие умений создавать силуэтные изображения на основе построения контура простых форм.

Познавательные:

Знакомство с неповторимым многообразием животного мира, особенностей строения птиц, связи их внешнего вида с повадками и образом жизни. Активизировать эмоционально-познавательный опыт “общения с природой”, для создания выразительного образа птицы в длительной учебной работе.

Освоение с новыми способами рисования птицы: конструктивный рисунок, рисование силуэта, передача светотеневой характеристики, рисование фактуры оперения изучаемой птицы.

Закрепить знания об особенностях восприятия человеком формы птицы, как состоящей из геометрических форм; превращение плоской формы “силуэта” в объемную форму, в зависимости от направления источника освещения, передача фактуры оперения и частей тела птицы.

Теоретическая част ь:

1. Птица в природе. Закрепление знаний по теме: “Рисование птицы с натуры и по воображению”. 2. Способы передачи фактуры поверхности изучаемых объектов графическими средствами. 3. Создание образа “птицы” в длительной учебной работе.

Практическая часть: 1. Освоить способы выполнения рисунка поверхности тела птицы графическими средствами: точка, линия, штрих. 2. Обратить внимание на заполнение тонового пятна графическими средствами. 3. Завершение учебной работы.

В 1-м классе, на предмете “рисунок” мы знакомимся с основами академического рисунка: учебного рисования, первоначальными знаниями о зрительных восприятиях, целостного видения натуры, работой с графическими материалами, вырабатываем глазомер и двигательные навыки руки, навыки и умения гармоничного расположения рисунка на плоскости листа бумаги, применяя правила и приемы композиции.

Этот урок обобщает знания по изученной теме, знакомит с понятием “фактура” в графике. Закрепляет навыки передачи фактуры поверхности птицы графическими средствами.

Необходимо обратить внимание на характер птицы: гусь - важный, сойка - игривая, кокетливая. Нужно знать среду обитания птиц, которых ты изучаешь (гусь водоплавающая птица, сойка приспособлена для жизни в лесу, парках среди деревьев).

Изучить особенности изображения птиц, выполняя наброски по памяти, с натуры, стараемся разглядеть и изучить форму тела, головы, клюва, хвостика, лапок рисунок оперения.

Выполнить зарисовки на конструктивные особенности сопряжения геометрических форм, составляющих тело птицы, например: голова-окружность, тело-овал, крыло-треугольник и т.д.

Для правильной передачи светотени, вспоминаем как рисовали цилиндр (верхнее боковое освещение), чтобы посмотреть, как распределяется на объемной форме геометрического тела: свет, полутень, тень, падающая тень и затем применить эти знания для рисования светотеней на изучаемой птице.

«Силуэт” (профиль) птицы, стараемся изобразить его как можно точнее. Применяем и штриховку передавая светотени на птице, изучая ее тон на свету, полутени, тени.

Особенностью учебного рисунка рисования птиц заключается в том, что прикосновение карандаша к бумаге должны быть пронизаны искренним чувством и желанием создать живой образ”. Обратите внимание, на слово: фактура. Ряд слов: стекло, материал, можно потрогать руками, гладкое, колючее. Обобщенный смысл этих высказываний и говорит, о том, что их можно объединить одним понятием “ характер и качество поверхности”.

Словарик. По определению из словаря,

Фактура (лат. “fakturo” - “обработка, строение”, от “ fakere” - “делать, производить” - осязательное качество поверхности – гладкой, шероховатой, шелковистой, бугорчатой. Качество фактуры обусловлено природными особенностями материала, но воспринимается объективно, поэтому оценивается людьми по-разному.

Например, ковер – мягкий, бумага –хрустящая, дерево-шершавое, оперенье- легкое, гладкое, сено- рассыпается в руках, колючее, сухая земля –шершавая.

Рассматривая на фотографиях фактуру поверхности, вы, наверное, уже как художники представили какими средствами графики (точкой, линией, штрихом), можно их передать на бумаге (точкой, короткими штрихами, длинными штрихами, штриховкой крест-накрест и т.д.). Мастера изобразительного искусства научились передавать характер фактуры изобразительными средствами: Живописец: мазком, приемами наложения краски. Художник-график: направлением линии, штриха, характера тона.

Своеобразие графических средств, поможет нам реалистичнее и выразительнее нарисовать оперение птицы.

Выбираем для изображения фактуры мягкого, короткого оперения короткий штрих, жесткого оперения – длинный, лапок – сеточку, падающие тени – точки.

(Уточняет, чем гуще расположение графических средства: точки, штрихи, тем насыщеннее и темнее тоновое пятно.) После рисования фактуры оперения и деталей тела птицы уточняется тональность светотени и светлота рисунка оперения птицы. Это будет завершающим этапом реалистического изображения птицы с натуры или по воображению. Вывод: Наброски и зарисовки помогут нам перейти к более длительному рисунку птицы с натуры и по воображению. Это важный этап для продолжения изучения птиц и перехода наблюдения за ними в живой природе, например, на пленэре.

Рекомендуемая литература

1. А.С. Кузин, В лучах солнца, Изд.: Ижевск,1989г. Стр. 71-72 [2].

2. Г.И. Кулебакин, Рисунок и основы композиции, Изд.: Москва,1994г., стр.16-20.

3. Дэвид Браун, Учитесь рисовать птиц, Изд.: Минск,2002г.

4. Современный словарь-справочник по искусству, Изд.: Москва, 1999 г..стр. 689.[4]

5. Интернет-ресурсы: Википедия свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: