Перевод Марии Копецкой-Линчевской, редакция MNK




ГРЕГОР МАЕЛЕ «ПРАНАЯМА»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перевод Марии Копецкой-Линчевской, редакция MNK

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Пранаяма – составное существительное, состоящее из двух слов: «прана» и «аяма». Понятие прана может означать дыхание, но чаще оно относится к его тонкому эквиваленту – жизненной силе. Аяма значит продление. Таким образом, пранаяма означает продление жизненной силы. Хотя этимологически слово «пранаяма» нельзя рассматривать как «контроль праны» (поскольку срединный «а» долгий), многие более поздние традиционные авторы трактуют это понятие именно так. Рамана Махарши пошёл настолько далеко, что использовал термин пранародха, что дословно означает контроль праны, чтобы внести ясность. По этой причине «контроль праны» или «направление праны» также следует рассматривать как одно из значений данного понятия, поскольку это именно то, что вы в итоге будете делать в кумбхаке.

Йога приобрела огромную популярность во всём мире, но, к сожалению, эта популярность распространяется только на асаны (позы). Это зашло настолько далеко, что теперь ученики употребляют термин йога исключительно в отношении асан, тогда как пранаяма считается чем-то экзотическим и странным. Однако в йогической традиции пранаяма всегда занимала главное место, а асаны рассматривались всего лишь как предшествующая ей подготовительная работа. Я продемонстрирую преимущество пранаямы с помощью цитат из истории йоги, а также выдержек из трудов современных авторов. Я делаю это в надежде возродить интерес с самой могущественной йогической технике.

ПАТАНДЖАЛИ О ПРАНАЯМЕ

Автор «Йога сутр» приводит несколько определений пранаямы. Сначала он описывает её как устранение учащённости и неровности из вдохов и выдохов. Когда дыхание перестаёт быть прерывистым и неровным, течение ума успокаивается, что делает возможным медитацию. Когда эта цель достигнута, выполняются различные кумбхаки (задержки дыхания), в частности внутренняя, внешняя и срединная (промежуточная) задержки, они делаются с учётом умственного сосредоточения, продолжительности и счёта, пока дыхание остаётся длинным и лёгким.

Второе определение явственно указывает на то, что Патанджали рассматривал пранаяму не только как продление праны посредством дыхания уджайи, но также как формальную кумбхаку, продолжительность которой определяется счётом, выполняемую в медитативной позе вроде падмасаны.

Дыхание становится подвластным воле, когда имеет место четвёртая, спонтанная, кумбхака, которая в других текстах называется кевала кумбхакой. Эта окончательная кумбхака устраняет тамас (инертность) и раджас (возбудимость), так что в уме воцаряется саттва (ясность). Патанждали использует для определения саттвы понятие пракаша. Когда эти препятствия устраняются и восстанавливается изначальное состояние ума, йогин готов к практике внутренних частей йоги (бахиранга йога, объединяющая четыре высшие ступени – пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи – прим. ред.), то есть высшей йоги - медитации.

Патанджали посвятил вопросу умственных препятствий на пути высшей йоги всего пять кратких сутр, говоря о том, что препятствия можно устранить с помощью пранаямы, что процесс устранения можно считать завершённым с наступлением спонтанной задержки дыхания (различные школы интерпретируют данную сутру по-разному), и что этой задержке должна предшествовать упорная практика различных кумбхак с учётом модификации технических параметров, что сопряжено с выработкой продолжительного и ровного дыхания и ведёт к соответствующему потоку жизненной силы и ума.

Также, как с асанами, которые он описал всего лишь в трёх сутрах, Патанджали описывает результат правильной практики пранаямы, но не говорит о правилах использования конкретных техник. Этому должен был учить конкретный учитель, и разные методы считались приемлемыми.

МАНУ И ЯДЖНАВАЛКЬЯ О ПРАНАЯМЕ

Многие выдающиеся индийские мудрецы, в частности Ману, Яджнавалкья, Вьяса и Ади Шанкарачарья подтверждали, что пранаяма является самой важной частью йоги. Ману, древнеиндийский законодатель, в своём «Ману смрити» подчёркивает, что любые накопленные обременения или задолженности (то есть плохая карма) должны быть уничтожены и стёрты посредством пранаямы. Это объясняется тем, что даже древнеиндийский закон основывался на важнейшей цели человеческого существования – достижении духовного освобождения – мукти. Мудрецы отмечали, что всякое слово, мысль или поступок оставляют подсознательный отпечаток. Отпечаток особенно препятствует духовной свободе, когда породивший его поступок имеет порочный, а не добродетельный характер. Ману также говорит о том, что пранаяма представляет собой величайший тапас, величайшую из всех духовную очищающую практику. Поколения мудрецов подтверждали, что самым эффективным средством уничтожения нежелательных подсознательных отпечатков была и остаётся пранаяма. Пранаяма, таким образом – идеальный инструмент для уничтожения отрицательной обусловленности и приведения подсознательного в состояние, в котором оно способствует духовному освобождению.

Эту точку зрения разделяет и древний текст «Брихадйоги Яджнавалкья смрити», в котором мудрец Яджнавалкья заявляет, что выполнение 100 циклов пранаямы уничтожит все кармические обременения.

Способность пранаямы разрушать обременения подтверждается как ведическими, так и тантрическими писаниями. «Йога Чудамани Упанишада» говорит, что кармические обременения разрушаются пранаямой, а сиддха Горакшанатх излагает это теми же словами в «Горакша Шатаке».

ПРАНАЯМА В «БХАГАВАД ГИТЕ»

«Бхагавад Гита» - самое влиятельное индийское Писание. Она содержит учения Господа Кришны и определяет пранаяму двумя способами. Во-первых, она говорит о том, что некоторые практикуют пранаяму, переводя апану (нисходящий поток жизненной силы) в прану (восходящий поток жизненной силы), а прану в апану, и тем самым останавливают дыхание. «Гита» использует термин прана апана гати. Прана гати – это внутреннее нисходящее движение, заключённое в восходящем вдохе. Апана гати – это внутренний подъём, заключённый в нисходящем выдохе. Это глубочайшее учение указывает на то, что каждая сила во вселенной несёт в себе собственную контр-силу. В данном случае праническое движение останавливается сосредоточением на гати, внутренней противоположности внешней видимой силы. Апана гати – внутреннее восходящее движение, сопутствующее выдоху, один из основных двигателей, поднимающих Кундалини (спящую жизненную силу, способствующую духовному освобождению).

Второе определение пранаямы, упомянутое в «Гите», это посвящение, жертвование чувств пране. Во время движения праны, то есть на вдохе и выдохе, чувства направляются вовне и привязываются к различным объектам желания и отвращения. Во время кумбаки чувства естественным образом обращаются внутрь, а йогин поддерживает это состояние, сосредотачиваясь на Божественном во время кумбхаки. Йогин отказывается и прекращает обычную внешнюю деятельность чувств, тем самым делая «подношение» пране, остановленной и задержанной кумбхакой. Следовательно, «Гита», как и «Йога сутры», рассматривает пранаяму как совершенствование процесса вдоха и выдоха и как ментальные действия, выполняемые в кумбхаке (задержке дыхания).

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЕКСТЫО ПРАНАЯМЕ И КАРМЕ

Затем мы обнаруживаем, что идею о уничтожении дурной кармы посредством пранаямы подхватывают средневековые тексты по хатха йоге. Согласно «Хатха Йога Прадипике», всякая карма разрушается при освоении пранаямы. Сундарадева в своей «Хатха Таттва Каумуди» соглашается, что пранаяма растворяет залежи кармических обременений, тогда как «Йогапрадипика» Джаятарамы (текст, написанный скорее на хинди, нежели на санскрите) развивает эту мысль, имея в виду, что пранаяма разрушает все виды кармических обременений.

Когда тексты говорят обо всех видах кармы они подразумевают:

- карму, которую мы создали в прошлом и которая ещё не созрела, то есть ожидает своего часа на кармическом складе (санчита карма)

- карму, созданную в прошлом, которая уже плодоносит или активирована и сформировала наше нынешнее тело (прарабдха карма)

- карму, которую мы создаём сейчас и которая приведёт к последующим воплощениям (криямана карма)

Все они разрушаются пранаямой.

Не желая чрезмерно углубляться в вопросы кармы в книге, по сути посвящённой пранаяме, я лишь отмечу, что возможно, вы неоднократно наблюдали, что всякий раз, когда кто-то начинает жизнь заново или пытается двигаться в новом направлении, после того, как первичный энтузиазм иссякает, старые привычки отвоёвывают свои позиции. Это может принять форму опробования всё новых техник, при этом определённый уровень препятствий никогда не преодолевается. Причина этого заключается в том, что существуют некие кармы (прарабдха карма), связанные с созданием вашего нынешнего тела и ума. Эти кармы крайне трудно преодолеть, они будут отстаивать свои позиции при малейшей возможности. Они укоренены настолько глубоко, что некоторые индийские школы предлагают рассматривать их как данность и принимать.

Точно также есть карма, которую мы накопили в прошлом, но которая ещё не принесла плодов. Проблема этой санчита кармы, ожидающей на складе своего часа, подходящего импульса, в том, что мы не можем знать, что она принесёт нам. Даже если наша нынешняя ситуация благополучна, эта карма может носить отрицательный характер. Есть распространённое заблуждение в том, что раз кто-то в благоприятном положении сейчас, оно обеспечено ему навсегда. Но в соответствии с учением о карме, вы можете истощить последние запасы заслуги прямо в эту секунду. Следовательно, мораль такова, что никогда не следует почивать на лаврах, но постоянно стремиться к духовному росту. Цель йогина устранить эту карму до того, как она созреет и начнёт плодоносить.

Третий тип кармы, криямана карма, это та, что мы порождаем сейчас, она принесёт плоды в будущем. Криямана означает, что мы создаём свою судьбу сегодня. То, что мы будем представлять собой в будущем, определяется нашими сегодняшними мыслями, проявлениями и действиями.

Риши и сиддхи заверяют нас в том, что эти три вида кармы сгорают в огне пранаямы, что приводит к полному освобождению от прошлого. Сундарадева говорит об этом с предельной ясностью в тексте «Хатха Таттва Каумуди».

Сначала он разъясняет, что йогин воспринимает три вида кармы посредством поднятия Кундалини. Затем он аннулирует их с помощью пранаямы. Далее в том же тексте он утверждает, что интенсивная практика удаляет все подсознательные отпечатки (самскары), и карму, которая уже начала плодоносить (прарабдха карма). Эта чёткая формулировка особенно ценна, поскольку эту разновидность кармы уничтожить труднее всего, так как она уже сформировала наше нынешнее тело и тесно с ним связана. Выражаясь более современным языком, мы можем сказать, что эта карма заключена в нашем ДНК или сформировала ДНК нашего теперешнего тела.

СОВРЕМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

Чудесные свойства пранаямы подтверждают не только давно ушедшими мудрецами, но и недавними. Свами Ниранджанананда Сарасвати, преемник Свами Сатьянанады Сарасвати, основателя знаменитой бихарской школы йоги, говорит, что пранаямы разрушает карму, а Йогешварананда Парамахамса, основатель «Йога Никетан», подтверждает, что сосредоточение на сердечном лотосе во время кумбхаки разрушает карму прошлых жизней.

Великий йогин Натхамуни предвидел текущее направление развития, в рамках которого йога сводится к выполнению асан. В «Йога Рахасье», переданной через Шри Т. Кришнамачарью, он делает различие между теми, кто практикует только асаны, и теми, кто следует целостным путём аштанга йоги. Мудрец хотел подчеркнуть, что практика исключительно поз не является традиционной восьмичастной йогой Патанджали (аштанга йогой). Натхамуни также придаёт пранаяме огромное значение.

Нет нужды представлять Шри Т. Кришнамачарью, источник современной йоги. Он был учителем Б. К. С. Айенгара, К. Паттабхи Джойса, Б. Н. С. Айенгара, Шриватса Рамасвами, Т. К. В. Десикачара и А. Г. Мохана. Он говорил, что пранаяма является самой важной из восьми частей йоги и имеет первостепенное значение для увеличения продолжительности жизни. Она обеспечивает это, противодействуя болезням, чего, в свою очередь, достигает, уравновешивая три доши нашего тела. Кришнамачарья также утверждал, что пранаяма ведёт к высшим ступеням дхараны и дьяны, и он пошёл ещё дальше, сказав, что добиться дхараны невозможно без практики пранаямы. В своей первой книге «Йога Макаранда» (1934) великий учитель также разъяснил, что в восьмичастной йоге практик получает благотворный результат, связанный с той конкретной частью, которой занимается.

Если практика ограничивается асанами, она ведёт лишь к укреплению тела и улучшению кровообращения. Если же кто-то хочет пожать плоды здоровья и долголетия, крепости ума, ясности и силы выражения, необходимо добавить пранаяму. В том же тексте Кришнамачарья также разъясняет, что пранаяма позволяет йогину сосредоточиться на чакрах и визуализировать их, что даёт практически бесконечные преимущества с точки зрения здоровья. Кроме того, он заявляет, что дхьяна и самадхи достигаются посредством пранаямы.

Сундарадева, автор «Хатха Таттва Каумуди» - трактата на тысяче страниц, разделяет эту точку зрения, говоря что пранаяма является самой важной практикой в хатха йоге, которая является не отдельной формой йоги, но охватывает нижние ступени восьмичастной аштанга йоги Патанджали.

ПРАНАЯМА И ЗДОРОВЬЕ

Давайте вернёмся к утверждению Шри Т. Кришнамачарьи о том, что самая важная составляющая йоги, способствующая духовному развитию и укреплению здоровья – это пранаяма, а не асана. Эту точку зрения разделяет Джаятарама, который говорит в своей «Йога прадипике», что любая мирская и духовная цель может быть достигнута посредством пранаямы. Мы рассмотрим это подробнее, анализируя поток (свару) дыхания через левую и правую ноздрю.

Древний ведический текст «Брихадйоги Яджнавалкья смрити» подтверждает, что пранаяма даёт абсолютное здоровье, устраняя все нарушения трёх дош: ваты, питты и капхи. С этим соглашается один из основателей хатха йоги, сиддха Горакшанатх, который говорит, что при остановке праны человек освобождается от недугов. Подобные взгляды можно проследить в «Йога Чудамани Упанишаде», где сказано, что пранаяма уничтожает все болезни, а болезни возникают только у тех, кто неспособен ею заниматься. Сундарадева, автор «Хатха Таттва Каумуди», заявляет, что последовательная, продолжительная и искренняя практика пранаямы обеспечивает долгую жизнь, и что все недуги, вызванные дисбалансом ваты, питты или капхи, исцеляются.

Это послание, подтверждаемое великими йогинами всех времён, актуально и в наши дни. Институт Кайвальядхама в Лонавле (Махараштра, Индия) – вероятно самая значимая лаборатория по исследованию пранаямы на протяжении последних ста лет. Его нынешний директор О. П. Тивари также соглашается, что пранаяма поддерживает здоровье и поднимает кундалини, способствуя медитации. Свами Рамдев говорит, что пранаяма используется для поддержания пранамайя коши в чистоте и здоровом, свободном от болезней состоянии. Пранамайя коша – это праническая оболочка, связывающая грубое тело (аннамая коша) с умом (маномая коша). Он развивает эту мысль, указывая, что пранаяма уравновешивает пищеварительную систему, излечивает заболевания лёгких, сердечнососудистой системы и спинного мозга, повышает иммунитет, помогает при диабете, раке, гормональных проблемах, аллергиях, дыхательных проблемах, различных проявлениях старения организма, в частности появлении седины и ухудшении зрения..

Пранаяму часто оглашают панацеей от всех возможных недугов. Эта концепция, однако, относится главным образом к её способности предотвращать дисбаланс ваты, питы и капхи. При потенциально смертельно опасном заболевании разумно использовать пранаяму в сочетании с медицинским лечением. Об этом говорится также в книге «Йога в согласии (сотрудничестве) с медицинскими науками» авторства помощника Свами Рамдева – Ачарьи Балакришны.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАНАЯМЫ

И ИХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Как утверждают многие древние тексты и современные знатоки, такие как Свами Шивананда, пранаяма может исцелять и предотвращать заболевания за счёт восстановления равновесия трёх дош – ваты, питты и капхи. Согласно аюрведе, любая болезнь в целом вызывается дисбалансом дош. Так сурья бхедана используется для ослабления ваты и капхи, уджайи сокращает капху, а ситали, ситкали и чандра бхедана уменьшают питту, тогда как бхастрика «укрощает» все три доши одновременно. В «Хатха Таттва Каумуди» говорится о том, что болезни, вызванные избытком питты, устраняются после трёх месяцев практики чандра бхеданы (вдох через левую ноздрю и выдох через правую), а болезни, являющиеся результатом избыточной ваты или капхи, проходят за тот же срок благодаря практике сурья бхеданы (вдох через правую ноздрю и выдох через левую).

Пранаяму можно также использовать для гармонизации волн головного мозга, как утверждает Свами Ниранджанананда Сарасвати. Йога также говорит о том, что практика пранаямы увеличивает продолжительность жизни. Согласно йогической традиции, каждому живому существу отведено определённое число дыханий. Замедляя дыхание, его растягивают на больший промежуток времени, следовательно в целом предполагаемая продолжительность жизни увеличивается. Свами Ниранджанананда Сарасвати заявляет, что уменьшение нормального дыхательного ритма в 15–16 дыханий в минуту до 10 дыханий продлевает жизнь до ста лет.

Пранаяма помогает при хронических заболеваниях, задерживая прану в поражённых областях. Для этого дыхание приостанавливается, что делает возможным поглощение праны. Средневековый текст по хатха йоге «Юктабхавадева» утверждает, что для облегчения недуга, необходимо сконцентрировать прану в больном месте. На практике это означает, что во время кумбхаки йогин умственно сосредотачивается на определённой области, и прана следует за умом в указанное место. Для увеличения эффективности метода продолжительность кумбхаки увеличивается, благодаря чему возрастает и степень поглощения праны.

С другой стороны продолжительность кумбхаки ограничивается потребностью сердца в кислороде. По этой причине опытные йогины замедляют сердцебиение, чтобы свести к минимуму расход кислорода. Из-за этого может создаться впечатление, что сердце остановилось, а йогин мёртв. Например, способность Шри Т. Кришнамачарьи останавливать биение сердца неоднократно была зафиксирована и подтверждена группой врачей. Многие завидовали этой способности Кришнамачарьи, но при этом никто не хотел на протяжении нескольких десятилетий выполнять продолжительную практику нади шодханы трижды в день в сочетании со строгой молочной диетой, чтобы добиться подобного результата.

БЛАГОТВОРНЫЕ УМСТВЕННЫЕ И ДУХОВНЫЕ ЭФФЕКТЫПРАНАЯМЫ

В «Шандилья Упанишаде» мы находим указание на то, что колебания праны должны быть прекращены с помощью практики пранаямы. Зачем нам останавливать эти колебания? Великий сиддха Горакшнатх разъясняет в «Горакша Шатаке», что пока движется прана, движется ум, когда же прана останавливается, ум тоже замирает. Неподвижный ум можно использовать, как гладкую поверхность озера, чтобы увидеть собственное отражение. Если на поверхности озера рябь, мы видим лишь искажённые образы. Однако, если поверхность озера ума спокойна, ум подобно прозрачному кристаллу отражает всё, к чему обращается, в данном случае самого себя. И это делает возможным самопознание. Именно по этой причине йогины изыскивали способы успокоения ума. Эти изыскания показали, что самым непосредственным методом является пранаяма, которая способствует медитации, этот вывод основывался на наблюдении, что мысль приводится в движение праной. Когда останавливается прана, останавливается и мысль.

Джагатгуру Ади Шанкарачарья в «Йога Таравали» исследует связь между высшими ступенями и пранаямой. Он утверждает, что, когда пранаяма доведена до совершенства, кундалини входит в то, что йогины называют центральным энергетическим каналом (сушумна), и лишь тогда дхарана (сосредоточение, шестая ступень йоги) и дьяна (медитация, седьмая ступень) приходят без усилий. Здесь Шанкара ясно говорит о том, что пранаяма ведёт к поднятию кундалини, а кундалини, в свою очередь, питает дхарану и дьяну. Без двигателя кундалини дхарана и дхьяна достигаются с большим трудом. В действительности вы можете наблюдать за своим дыханием по нескольку часов в день на протяжении нескольких десятков лет и никуда не продвинуться. Это обусловлено тем, что, если прана сосредоточена в одной из нижних чакр, ум будет естественным образом занят вопросами выживания и страха (муладхара чакра), воспроизводства и эмоций (свадхистхана чакра), приспособления и богатства (манипура чакра). Если вы поднимите кундалини до уровня третьего глаза (аджна чакра), вы автоматически и спонтанно войдёте в состояние глубокой медитации, как объясняет Шанкара, а инструментом для достижения этого послужит пранаяма.

«Брихадйоги Яджнавалкья Смрити» подобным образом называет невеждами тех, кто полагает, что освобождение возможно лишь благодаря знаниям, подразумевая ведантистов адвайты. Освобождение скорее достигается за счёт практического сочетания знаний с восемью частями, в особенности пранаямой, дхараной и дхьяной. Данная конкретная философия называется карма-джнана-самуккайя, что означает: свобода возможна благодаря действию и знанию. Этой философии следовал и Шри Т. Кришнамачарья, критиковавший адвайта веданту.

Тантрический текст «Хатха йога прадипика» говорит о том, что, попадая в срединный канал (сушумну), прана останавливает ум (маномани) и успокаивает его. Для достижения этой цели рекомендуются различные кумбхаки, то есть формы задержки дыхания. Эту точку зрения разделяет Шринивасайоги в «Хатха ратнавали». «Хатха йога прадипика» также даёт нам некоторое представление о том, как именно медитация, целью которой является освобождение, с одной стороны и пранаяма с другой взаимосвязаны. «Прадипика» утверждает, что 12 пранаям составляют одну пратьяхару (пятую ступень аштанга йоги), 12 пратьяхар составляют одну дхарану (шестую ступень), 12 дхаран составляют оду дхьяну (седьмую ступень), а 12 дхьян составляют одно самадхи (восьмую ступень и кульминацию йоги). В тексте также идёт речь о том, что те, кто говорят о джнане (знании) без стабилизации праны посредством пранаямы, являются лицемерами, и что об освобождении можно говорить лишь тогда, когда прана не движется во время вдоха и выдоха. В данном случае достижения в пранаяме в очередной раз используются для установления или измерения мистических достижений, чтобы отличить йогина, обладающего сиддхами (верным признаком свершений) от адвайта ведантистов, которые постоянно разглагольствуют о своих знаниях, но при этом зачастую лишь переливают из пустого в порожнее.

Сундарадева в своей «Хатха Таттва Каумуди» разделяет несогласие «Хатха йоги прадипики» с адвайта ведантистами: разговоры о самопознании без мастерского овладения пранаямой – лишь лицемерие, но при этом он идёт ещё дальше. Он заявляет, что в эту Кали югу (царящую ныне эпоху тьмы) успеха в йоге невозможно достичь без асаны, пранаямы и мудры. Он добавляет, что пранаяма способствует развитию пратьяхары, которая является необходимым условием шакти чаланы (поднятия кундалини), называемой дхараной в «Йога Сутрах».

Он всячески поощряет нас, говоря, что практика асаны, пранаямы, мудры (энергетической или пранической печати) и бандхи (пранического или энергетического замка) непосредственным образом содействуют поднятию кундалини, и что богатство, мастерство, освобождение, одним словом, всё достигается с помощью пранаямы. Автор данной книги не задумывал её как пособия по обретению богатства и власти, но, тем не менее, утверждение Сундарадевы о том, что пранаяма помогает не только в духовных вопросах найдёт подтверждение и разъяснение в главе, посвящённой нади и балансу свары.

Сахаджананда, автор «Хатха йога манджари» и ученик сиддхи Горакшанатха, заверяет нас, что все практикующие пранаямы испытают блаженство. Он также подтверждает, что пранаяма приближает освобождение и ведёт к пратьяхаре. Тем, кто настроен на религиозный лад, он сообщает, что в величии пранаямы не может быть никаких сомнений, ибо сам Махешвара (Господь Шива) практиковал её. Во многих других текстах мы находим указания на то, что Господь Брахма и другие небожители (дэвы) практиковали пранаяму, потому что боялись смерти. Это свидетельствует о способности пранаямы преодолевать или, по крайней мере, отсрочивать смерть.

Свами Ниранджанананда Сарасвати объясняет, что пранаяма может нивелировать ряд распространённых опасностей, сопряжённых с медитацией. Он говорит, что дхьяна йога, то есть йога медитации может привести к гипнозу, если ум выходит из саттвического состояния. Это распространённое явление, о котором я предупреждал в предыдущих книгах. Йога не рекомендует заниматься медитацией без предварительной подготовки и обучения. Ниранджанананда советует привести ум в состояние саттвы и поддерживать его в нём посредством практики пранаямы.

Таким образом, слова Свами подкрепляют то, что традиция йоги говорит о медитации с незапамятных времён. Конечно, в наши дни лишь немногие следуют столь ценным советам и прямиком устремляются в ловушку интеллектуальной заторможенности и стагнации. Один из самых известных примеров опасности, сопряжённой с медитацией не в саттвическом состоянии ума, приводит «Рамаяна». Царь Равана, один из трёх братьев демонов, медитировал в состоянии раджаса, и его уделом стали злодеяния. Его брат Кумбхакарна медитировал из состояния тамаса и провалился в глубокую спячку, из которой выходил лишь изредка. Только третий брат, Вибхишана, медитировал с саттвичным умом, и лишь его интеллект обратился к божественному.

Хотя «Рамаяна» была записана позже «Махабхараты», она содержит один из древнейших эпосов человечества, устно передававшийся от поколения в поколение. В нём заключено множество тончайших рекомендаций касательно медитации, которым следовали мудрецы минувшей эпохи, но которые не понятны современным практикам. Следовательно, многие из них устремляются по пути, который уже прошли Равана и Кумбхакарна. Беда этого мира заключается не в недостатке медитации в его основании, ибо весь мир медитирует со знанием дела на Маммону, могущественный доллар. Именно то, на что вы медитируете, определяет вашу судьбу, так как вы будете привлекать и станете тем, на что медитируете. Прежде чем отправляться в путешествие медитации, интеллект должен прийти в состояние саттвы посредством пранаямы.

Андре ван Лисбет, автор нескольких хороших книг о йоге и первый человек с Запада, посетивший ученика Кришнамачарьи - К. Паттабхи Джойса в Майсоре, высказывает то же опасение, но останавливается на этом более подробно. Он говорит, что важно освоить асану и пранаяму, прежде чем активировать чакры, в противном случае могут иметь место перебои (короткое замыкания) в праническом потоке. Однако подобное грозит лишь тем, кто должным образом не подготовился с помощью асан и пранаямы. К этому списку следовало бы добавить и крийю (шаткармы), - очистительные практики.

В завершение нашего экскурса по текстам мудрецов минувших столетий, посвящённым пранаяме, я процитирую сэра Джона Вудроффа (Артура Авалона), автора «Змеиной силы» и многих других классических произведений по йоге и тантре. Он утверждает, что шакти, то есть кундалини, можно поднять двумя способами: с помощью мантры или пранаямы. Однако Шьяма Сундар Госвами, автор книги «Лайя йога: полный путеводитель по чакрам и кундалини» не оставляет сомнений, что мантра оживает только в результате очищения нади. Пранаяма – лучшее средство для достижения этого. Её следует практиковать перед тем, как переходить к любому более глубокому аспекту йоги, поскольку она «активирует» все восходящие методы (то есть все те, которые относятся к высшим частям) поднятия кундалини.

Я надеюсь, мне удалось продемонстрировать, что именно пранаяма, а не асана является ключевым методом йоги. Но пранаямой нельзя заниматься, не утвердившись в практике асан, о чём пойдёт речь в разделе об асанах. С другой стороны, практиковать асаны, не переходя к пранаяме – всё равно что неустанно вспахивать поле, не засевая его, или раз за разом стирать одежду, так и не надевая её. Абсурдно отказываться от шага, который вознаградит все наши усилия, но именно это делает современное йогическое движение.

Противоположностью тем, кто занимается асанами, не переходя к пранаяме, являются те, кто забегает вперёд и практикует медитацию без предварительных занятий асанами и пранаямой. Медитация – корабль, на котором мы можем пересечь океан обусловленного существования. Его двигатель – кундалини (пробуждённая жизненная сила). Двигатель работает за счёт горючего кумбхаки (задержки дыхания), сути пранаямы. Однако это горючее может поступить лишь в тело, закалённое в огне асан. После того как члены одной рок-группы (The Beatles) посетили индийских Гуру и с расцветом движения Новой Эры (New Age), десятки, если не сотни миллионов людей начали медитировать. Некоторые гуру обещали, что ежедневная практика медитации непременно приведёт к успеху в течение двух лет или и того быстрее. Сегодня, примерно сорок лет спустя, можно смело говорить о том, что подобные успехи, если таковые и имеются, остаются редкими исключениями.

Также как практика асан, которая не перерастает в практику пранаямы, практика медитации, не подкреплённая пранаямой, вряд ли даст нечто большее, чем временный результат. По этой же причине многие из тех, кто пребывает в духовном поиске, скорее ожидают результата от своих Гуру, не будучи в состоянии крепко встать на ноги в собственной духовной практике. Большинство медитативных техник, которым учили древние мудрецы, либо выполнялись во время кумбхаки (задержки дыхания), либо подкреплялась другими способами поднятия кундалини, что часто включало тот или иной элемент пранаямы. Это указывает на значимость пранаямы, являющейся связующим звеном между асаной и медитацией. Асана готовит почву для практик пранаямы. Пранаяма готовит почву для успешной медитации. Правильно выполненная медитация может привести к осознанию Божественного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: