Территориальное устройство Грузии




Грузия фактически является унитарным государством. Конституция прямо не характеризует территориально-государственное устройство страны, кроме того, что Грузия — это «единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведённым 31 марта 1991 года на всей территории страны», и «Актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года». В ст. 2 конституции содержится положение о том, что «государственно-территориальное устройство будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны». Иначе говоря, допускается возможность федерализации Грузии (такие планы выдвигались для решения проблемы восстановления юрисдикции над Южной Осетией и Абхазией).

В административно-территориальном отношении Грузия состоит из 9 краёв: Гурия, Имеретия, Кахетия, Квемо-Картли, Мцхета-Мтианети, Рача-Лечхуми и Квемо Сванети, Самегрело и Земо Сванети, Месхет-Джавахети, Шида Картли. На правах краёв находятся города Тбилиси и Поти. По конституции, в составе Грузии — две автономные республики (Аджария и Абхазия). Статус Аджарской автономной республики и Абхазской автономной республики определяются соответствующими конституционными законами (эффективен только закон в отношении Аджарии). Контроль центрального правительства не распространяется на Абхазию и Южную Осетию (северная часть Шида Картли). Во главе краёв находятся назначаемые президентом «уполномоченные президента».

Центральные органы власти Грузии

Парламент

Современный Парламент Грузии не имеет больших традиций. В настоящее время действует Парламент Грузии всего четвертого созыва.

На сегодня однопалатный Парламент Грузии состоит из 150 членов, избираемых на четырехлетний срок, 77 мест замещается по пропорциональной и 73 места по одномандатным округам. Все депутаты избираются сроком на 4 года на основе всеобщего голосования. 21 октября 2012 г. вновь избранный Парламент Грузии собрался на свое первое заседание в Кутаиси. Его председателем был избран Давид Усупашвили, представляющий победившую на парламентских выборах коалицию «Грузинская мечта».

В соответствии с Конституцией (ст. 48) Парламент Грузии является высшим представительным органом страны. Местонахождением Парламента Грузии является г. Кутаиси, однако до конца 2012 г. парламент находился в Тбилиси

Представительный характер Парламента вытекает из конституционного принципа о том, что источником государственной власти в Грузии является народ, и осуществляемой в соответствии с этим принципом процедуры формирования Парламента — всеобщими выборами.

Характеристика Парламента как высшего представительного органа связана с наличием в Грузии автономных образований, имеющих свои представительные учреждения.

Перечень основных направлений деятельности Парламента (функций Парламента) в ст. 48 не является исчерпывающим, однако он достаточно весом:

• Парламент осуществляет законодательную власть;

• Парламент определяет основные направления внутренней и внешней политики;

• в установленных Конституцией пределах осуществляет контроль за деятельностью Правительства.

В процессе разработки и принятия Конституции и в настоящее время одним из спорных был и остается вопрос о структуре Парламента. Его основными составляющими являются: Председатель Парламента и его заместители, парламентское большинство и парламентское меньшинство, парламентские комитеты и комиссии, парламентские фракции и интерфракционная группа.

Из состава Парламента на срок его полномочий тайным голосованием избирается Председатель Парламента. Правом выдвижения кандидатур на пост Председателя обладают парламентское большинство и парламентское меньшинство, парламентская фракция, не интегрированная в большинство или в меньшинство, группа парламентариев в составе не менее 10 человек. Лицо считается избранным Председателем, если за него проголосовало более половины полного состава Парламента.

Большую роль играют парламентские комитеты, которые призваны осуществлять предварительную подготовку законотворческих вопросов, осуществлять контроль за деятельностью Правительства и других подотчетных Парламенту органов.

Наряду с постоянно действующими комитетами допускаается возможность создания временных комиссий. Грузинское законодательство предусматривает возможность создания расследовательских и иных временных комиссий. По требованию 1/5 части депутатов (вместо сегодняшней 1/4 части) создаются следственные и другие временные комиссии. Решение о создании комиссии принимается «по установленным по Регламенту Парламента правилам», т.е. в виде постановления, для чего необходима будет поддержка большинства присутствующих на заседании депутатов. Количество представителей большинства в комиссии не должно превышать половину всего числа членов комиссии.

Состав Парламента Грузии и статус членов Парламента. Парламент Грузии нынешнего созыва состоит из 75 избранных по пропорциональной системе и 75 избранных по мажоритарной системе членов.

Членом Парламента может быть избран гражданин Грузии, достигший возраста 25 лет и обладающий избирательной правосубъектностью.

Лицо приобретает статус члена Парламента вначале по решению Центральной избирательной комиссии Грузии (временно), затем на основе признания его полномочий Парламентом, а полноправным членом оно становится лишь после принесения торжественной присяги.

В соответствии с общепризнанными современными демократическими традициями член Парламента Грузии является представителем Всея Грузии. Из этого важнейшего исходного для статуса положения отметим по крайней мере два вывода. Во-первых, в своей деятельности депутат прежде всего должен руководствоваться интересами всего грузинского общества (что в принципе не противоречит обязанности депутата-мажоритария заботиться об интересах избирателей своего округа). Во-вторых, депутат не связан правовыми обязательствами в связи с наказами и поручениями своих избирателей, он пользуется свободным мандатом и его отзыв избирателями законодательством исключается.

Президент

Как по кругу решаемых им вопросов и регулируемых им отношений, так и по возможностям для этого Президент Грузии занимает особое место в системе государственных органов. Для установления его действительной роли обратимся к обзору его полномочий в различных направлениях государственной деятельности и во взаимоотношениях с другими высшими органами государственной власти.

Первоначально отметим типичные для главы государства полномочия. Президент Грузии решает вопросы гражданства и предоставления убежища, обладает правом помилования, присвоения высших воинских, специальных и почетных званий и высших дипломатических рангов, присуждает государственные награды, осуществляет представительские функции, назначает выборы в представительские учреждения, назначает определенных должностных лиц, обладает иммунитетом от правового преследования, имеет ряд гарантий функциональной независимости в своей деятельности и т.д. Президент сохранит эксклюзивное право на назначение выборов, помилование заключенных, решение вопросов предоставления гражданства, выдачу наград и званий, подписание и опубликование законов, заключение конституционного соглашения от имени государства с автокефальной апостольской Грузинской православной церковью.

Прерогативы Президента Грузии в отношениях с законодательной властью весьма характерны для государств с полупрезидентской формой правления.

Президент не вправе распустить Парламент в течение первых шести месяцев после его выборов, во время процедуры импичмента Президента, во время чрезвычайного или военного положения, в течение последних шести месяцев президентского срока. Правом роспуска Президент Грузии в 2004—2008 гг. не пользовался.

Президент Грузии — активная фигура в законотворческом процессе, что нетипично для президента-арбитра. Прежде всего, отметим его правообязанность предоставления Парламенту ежегодного доклада о положении страны.

Достаточно важно для определения политики посредством законодательства право Президента по своей инициативе назначить референдум.

Полномочия Президента Грузии в исполнительно-распорядительной сфере весьма обширны и создают ему благоприятные возможности для эффективного государственного управления. Несмотря на то что конституционное законодательство не определяет его как главу исполнительной власти, трудно возразить против того, что он является вышестоящим по отношению к Правительству и другим учреждениям исполнительной ветви власти органом.

Президент выдвигает кандидатуру Премьер-министра и назначает его, что является формальной процедурой его участия в этом процессе, так как, в случае если правовой акт о назначении не будет издан, Премьер-министр автоматически будет считаться назначенным.

Подотчетность Правительства Президенту проявляется и в повседневной практической деятельности. Только с согласия Президента Правительство представляет в Парламент для утверждения государственный бюджет, только Президент принимает отставку Правительства в целом или его отдельных членов.

Как Верховный главнокомандующий, он назначает членов Совета национальной безопасности, назначает и смещает с должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил Грузии и других военачальников.

Президент вправе принять решение об использовании Вооруженных сил, и в течение 48 часов это решение должно быть представлено Парламенту для утверждения. Также только с согласия Парламента в определенных законом случаях Президент может принять решение о вводе в страну, использовании и перемещениях вооруженных сил другого государства.

Если государственные органы лишены возможности осуществлять свои конституционные полномочия, Президент сохранит право на объявление военного или чрезвычайного положения, заключение мира — эти решения должны быть утверждены Парламентом. Президент объявляет чрезвычайное положение и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента. В период военного или чрезвычайного положения Президент вправе ограничить действие ряда основных прав и это решение внести для утверждения в Парламент.

Президент вновь будет вправе с согласия Парламента приостановить деятельность органов самоуправления или распустить их, если они создают угрозу суверенитету страны, территориальной целостности или осуществлению конституционных полномочия государственными органами. Как глава государства, Президент Грузии единолично или с другими органами участвует в подборе, назначении или утверждении ряда должностных лиц.

Правовые акты Президента Грузии. Таковыми являются указы, распоряжения, декреты и приказы.

Указы Президента издаются на основе Конституции и законов. Как правило, эти подзаконные акты носят нормативный характер[22].

Декреты Президента — особого рода правовые акты, имеющие силу закона. Их издание, как правило, связывается с неординарной ситуацией в стране и государстве.

Распоряжения Президента — это акты индивидуального характера, а приказы издаются им как Верховным главнокомандующим.

Правительство Грузии

В различные периоды истории Грузии Правительство как основной компонент исполнительной ветви власти имело различный статус, функции, полномочия и структуру.

В режиме, функционирующем на основе Конституции 1995 г., различали два противоположных по содержанию статуса Правительства.

В отличие от традиционной для нынешней формы правления модели разделения властей Правительство Грузии не является высшим органом исполнительной власти, оно в соответствии с законодательством Грузии лишь «обеспечивает осуществление исполнительной власти, внутренней и внешней политики страны» (ст. 78.1 Конституции). В ныне функционирующей государственной системе Правительство имело низкий уровень самостоятельности, несмотря на то что ответственность за исполнительно-распорядительную деятельность возлагается именно на него.

С вступлением в силу Конституции 2010 г. Правительство становится высшим органом исполнительной власти, который будет обеспечивать осуществление внутренней и внешней политики страны, и в то же время является подотчетным перед Парламентом

Главой Правительства является Премьер-министр, который назначает на должность и освобождает с должности других членов Правительства, в том числе и силовых министров — по действующей на сегодняшний день Конституции это входит в эксклюзивные права Президента. Отставка или прекращение полномочий Премьер-министра автоматически вызывает прекращение полномочий других членов Правительства.

Полномочия Правительства прекращаются сразу по признании полномочий новоизбранного Парламента (а не после избрания нового Президента, как это предусмотрено было по ранее действующей Конституции.

До 2010 г. в формировании Правительства с различной степенью активности и нагрузки участвовали Президент Грузии, Парламент Грузии и Премьер-министр. Условно можно было выделить две конституционные процедуры формирования Правительства.

По первому варианту формирование Правительства протекает по следующему конституционному сценарию:

• после консультаций с парламентскими фракциями Президент подбирал кандидатуру Премьер-министра;

• кандидат в Премьер-министры по согласованию с Президентом подбирает остальных членов Правительства;

• для получения доверия Президент представлял подобранный состав в Парламент;

• Парламент обсуждает состав и программу Правительства и проводит голосование по вопросу о доверии;

• по результату голосования Парламент выражал доверие правительственной коллегии и его программе;

• Президент назначал Премьер-министра;

• с согласия Президента Премьер-министр назначал остальных членов Правительства.

Этот вариант формирования действует тогда, когда Президента в Парламенте поддерживает твердое (абсолютное или превышающее абсолютное) большинство (предшествующая ситуация в Грузии), или тогда, когда у него такого большинства нет, но создается коалиционное Правительство. Если у Президента не было необходимой поддержки или желания сформировать коалиционное Правительство, формирование Правительства могло проходить в следующей последовательности:

• первые три действия те же, что и в первом варианте;

• Правительство, представленное в первый раз, не получило доверия Парламента;

• Президент вторично представляет в Парламент тот же или иной состав Правительства;

• Парламент второй раз отказал в доверии Правительству;

• Президент в третий раз представляет в Парламент тот же или иной состав Правительства;

• Парламент и в третий раз отказал в доверии составу и программе Правительства;

• Президент или (а) представит новую кандидатуру Премьер- министра, или (б) распустит Парламент, назначит Премьер- министра, а Премьер-министр с согласия Президента — остальных членов Правительства.

Основными конституционными фигурами в составе Правительства являются Премьер- министр и министры.

Если Парламент с двух попыток не сможет утвердить Правительство большинством своего состава по списку, тогда Президент представляет законодательному органу кандидатуру в премьерминистры, которую ему предложат 2/5 депутатов, распускает Парламент и назначает внеочередные парламентские выборы лишь после того, как и с третьей попытки не удастся выразить доверие Правительству.

Как основное звено исполнительной ветви власти Правительство является органом общей компетенции, призванным обеспечить четкое, в соответствии с законом функционирование всей системы органов исполнительной власти и отдельных ее подразделений. С этой целью Правительство контролирует и координирует деятельность министерств и ведомств, принимает меры по обеспечению основных прав, обороны и государственной безопасности, самостоятельно осуществляет управление государственным имуществом, реализацию права законодательной инициативы, разработку и осуществление правительственной программы. Как часть единой системы госорганов, Правительство разрабатывает и по согласованию с Президентом представляет Парламенту для утверждения проект государственного бюджета, участвует в выработке и осуществлении экономической политики государства, осуществляет другие установленные законодательством полномочия. Теперь лишь Правительство правомочно представлять проект государственного бюджета Парламенту (а не Президент, как это предусмотрено в ранее действующей модели), и тем самым вся ответственность за бюджетный процесс возлагается полностью на Правительство и Парламент.

Местное самоуправление

В соответствии с административно-территориальным делением, принятым в 1995, Республика Грузия состоит из 9 краев (Самегрело – Верхняя Сванетия, Рача-Лечхуми – Нижняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Месхет-Джавахетия, Шида-Картли /Нижняя Картлиния/, Квемо-Картли /Верхняя Картлиния/, Мцхета-Мтианети, Кахетия), двух городов на правах краев (Тбилиси и Поти) и двух автономных республик (Аджария и Абхазия). Абхазия в настоящее время проводит независимую политику. Кроме того, де-факто существует Южная Осетия (бывш. Юго-Осетинская автономная область, упраздненная Верховным советом Грузии в 1990), не подчиняющаяся центральным органам власти.

Выборы в местные органы власти – сельские, районные, городские муниципалитеты (сакребуло) – проводятся по смешанной пропорциональной и мажоритарной системам. Мэров городов назначает президент страны. Выборы 2002 в местные органы власти обнаружили резкое снижение авторитета политической коалиции Союз граждан Грузии (СГГ), имеющей большинство в нынешнем парламенте и в правительстве. Она не получила ни одного места в Тбилисском сакребуло, в состав которого вошли представители Лейбористской партии Грузии (25,5% мест), блок «Национальное движение – Демократический фронт» (23,75%), Новые правые (11,36%), Христианско-консервативная партия (7,27%), блок «Промышленность спасет Грузию» (7,13%).Большинство голосов на выборах в местные сакребуло в других районах Грузии получили Новые правые. Партия СГГ выиграла местные выборы только в Телави (Восточная Грузия).

Судебная система

В систему общих судов первой инстанции входят городские суды, районные городские суды, областные суды. Судами второй инстанции являются Тбилисский и Кутаисский апелляционные суды, а также Верховные суды Абхазии и Аджарской Автономной Республики. Наивысшая судебная инстанция общих судов – Верховный суд Грузии, который осуществляет надзор за исполнением судопроизводства в этих судах, выполняет роль кассационной инстанции, а также рассматривает определенные законом дела первой инстанции. В структуру Верховного суда входят судебная коллегия по уголовным делам; палата по гражданским делам, делам о предпринимательстве и банкротстве; палата по административным делам; палата по уголовным делам; надзорная палата; пленум. Председателя и судей Верховного суда Грузии по представлению президента избирает парламент.

Управление судебной системой и конкурсный отбор судей осуществляет Совет юстиции, состоящий из 12 членов (по 4 представителя законодательной, исполнительной и судебной власти). Судей городских судов, районных городских судов, областных судов сроком на 10 лет назначает президент Грузии, судьи Верховных судов Аджарии и Абхазии выбираются высшими представительными органами этих автономных образований.

Конституционный контроль с 1996 осуществляет Конституционный суд, состоящий из 9 судей (трех назначает президент Грузии, трех избирает парламент, трех назначает Верховный суд). Срок полномочий суда 10 лет. Каждые 5 лет происходит смена председателя Конституционного суда путем выборов одного из его членов.

Политические партии

До 1990 у власти в Грузии находилась Коммунистическая партия. С 1990 в стране существует многопартийная система. Первый президент независимой республики Звиад Гамсахурдиа (1991–1992) опирался на блок «Круглый стол – Свободная Грузия», а находившийся у власти в 1992–2003 Эдуард Шеварднадзе – на Союз граждан Грузии, распавшийся после его свержения. В настоящее время основными партиями страны являются:

Национальное движениеДемократы – правящая политическая организация, созданная в 2004 в результате слияния Национального движения, Объединенных демократов (откололись от Союза граждан) и др. Правоцентристская партия, выступает за рыночную экономику и тесное сотрудничество с Западом. Лидер – президент Михаил Саакашвили.

«Новые правые» – правая партия, пользуется поддержкой в предпринимательских и молодежных кругах. Лидеры – Ливан Гочечиладзе, Давид Гамкрелидзе.

«Промышленность спасет Грузию» – консервативная организация, созданная в 1999. Опирается на круги предпринимателей, выступает за экономику свободного рынка. Лидер – Георгий Топадзе.

Союз демократического возрождения –центристский,образован в 1990-х. Возглавлялся руководителем автономной Аджарии Асланом Абашидзе. После отстранения Абашидзе от власти в Аджарии в мае 2004 фактически распался.

Лейбористская партия Грузии – социал-демократическая, образована в 1995. Первоначально добивалась проведения внешней политики нейтралитета, позднее стала поддерживать вступление Грузии в НАТО. Лидер – Шалва Нателашвили.

Движение свободы («Тависуплеба») – консервативно-националистическая группировка последователей первого президента Грузии З.Гамсахурдиа.

Национально-демократическая партия – правоцентристская, создана в 1980-х, близка к христианско-демократическим позициям. В 2003 поддерживала администрацию Шеварднадзе. Лидер – Ирина Саришвили.

Союз грузинских традиционалистов – монархическая партия, образована в 1990. Лидер – Акакий Асатиани.

«Единство» – левоцентристский блок. Лидер – Джумбер Патиашвили.

Бюджетное финансирование с 2016 по 2020 имеют следующие партии:

Бюджетное финансирование законодательство предоставляет тем партиям, которые на последних парламентских, а также местных выборах набрали хотя бы 3% голосов избирателей самостоятельно или в составе избирательного блока. Размеры финансирования также определяются и в соответствии с созданием в Парламенте фракции членом партии, участвовавшей в парламентских выборах. 7 партий могут иметь места в Центральной избирательной комиссии. Этими партиями, по распоряжению председателя ЦИК, являются:

· «Грузинская мечта – Демократическая Грузия», годовое финансирование которой составляет 2 082 238 лари;

· Национальное движение – 1 122 526 лари;

· Демократическое движение Нино Бурджанадзе – 997 037 лари;

· бъединившаяся в блок с Национальным движением на парламентских выборах партия «Европейская Грузия» - 895 726 лари;

· Альянс патриотов Грузии – 744 008 лари; находившаяся в блоке с Национальным движением на местных выборах в 2014 году

· Христианско-консервативная партия – 598 698 лари;

· партия Промышленников – 536 572 лари.

Кроме того, 12 партий также могут иметь бюджетное финансирование:

· Лейбористская партия – 472 812 лари;

· Демократическое движение – Единая Грузия – 241 625 лари;

· Консервативная партия (которая в парламентских выборах участвовала не самостоятельно, а по списку Грузинской мечты, но на местных выборах была в блоке тогдашней правящей коалиции) – 236 572;

· Республиканская партия – 236 572 лари;

· Национальный форум – 236 572 лари;

· партия Пааты Бурчуладзе «Государство ради народа» и ее партнёр по избирательному блоку партия Георгия Вашадзе «Новая Грузия», которые получили на парламентских выборах 3,45% голосов – каждая получит 195 511 лари;

Входившие в избирательный блок с Альянсом патриотов пять партий:

· Традиционалисты,

· Свободная Грузия Кахи Кукава,

· партия Свобода,

· Политическое движение силовых ветеранов и патриотов Грузии,

· Новые христиан-демократы по 87 024 лари каждая ежегодно из государственного бюджета.


Заключение

Таким образом, нами было рассмотрено государственное устройство Грузии.

Данное государство обладает уникальным государственным устройством в виде унитарной республика парламентского типа. Источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть через своих представителей, а также посредством референдума и других форм непосредственной демократии.

Основным законом государства является конституция, принятая 24 августа 1995 года. Она основывается на тысячелетней государственности Грузии и главных принципах конституции страны, принятой в 1921 году.


Список используемой литературы

1. Конституция Грузии 24 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/30346?publication=35

2. Конституционное право государств Европы. Отв. ред. Ковачев Д.А. М.: Волтерс Клувер, 2005. — 320 с.

3. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков — 2-е изд., исправ. и доп.— М.: Издательство БЕК. — 584 с.

4. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: К75 В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. проф. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. - 784 с. ISBN 5-85639-276-0 [Электронный ресурс]. – URL: https://aspirant.at.ua/Books/starshun_kpzs_t1-2_2000.pdf

5. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития - Новая Правовая культура, 2004 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: