· Карандаш – 1шт.
· Линейка – 1 шт.
· Лист бумаги плотностью 200 мг/см2 – 1 шт.
· Лист бумаги плотностью 80 мг/см2 – 2 шт.
· Канцелярский нож
· Ножницы – 1 шт.
· Маркер – 1 шт.
· Картон ламинированный - 1 лист (использовали лист с квартального календаря).
· Клей «Титан» – 1 шт.
· Клей ацилокрилатный («суперклей») – 2 шт.
· Клей-карандаш – 1 шт.
· Пороховой двигатель – 1 шт.
· Потолочная плитка 500*500*5 – 1 лист.
· Скотч – 1 рулон
· Нитки – 1 катушка.
· Миколентная бумага – 500*500 мм – 1 лист.
· Штангенциркуль
· Циркуль
· Наждачный брусок
· Пластилин
· Пусковая установка
· Стартовый ящик
· Цилиндр-опалубка (для клейки корпуса ракеты использовали отрезок трубы Ф28мм)
· Резинка – 10 см.
· Пенопласт 40*40*40 мм
Список используемых источников информации.
1. Личные консультации руководителя проекта и консультанта.
2. Поисковый портал www.yandex.ru.
3. В.Л.Фетцер. Авиация в моделях.
4. Дэвид Маколи. Как все устроено. Иллюстрированная энциклопедия устройств и механизмов.
Самооценка результатов.
В ходе выполнения проекта были изучены следующие вопросы:
15.1. Проведен анализ существующих моделей ракет (какие конструкции бывают, какие плюсы и минусы конструкций).
15.2. Определена оптимальная для моего возраста по сложности конструкции и материалов изготовления конструкция модели и необходимые материалы/детали для ее изготовления.
15.3. Проведена самостоятельная практическая работа по изготовлению деталей модели и ее сборке. При изготовлении практически каждой детали требовалось нахождение возможного материала детали, разработка способа изготовления и инструментов обработки, а также схемы сборки деталей в узлы, а узлы в общую конструкцию.
15.4. Приобретены практические навыки изготовления ракеты используя различные материалы, цетровки ракеты, подготовки к соревнованиям, установки порохового двигателя, фактического старта ракеты со стартовой установки.
Считаю, что цель и задачи проекта достигнуты полностью, так как моим куратором проекта модель признана удачной, я в ходе проекта не только изготовил уникальную спортивную копию ракеты по индивидуальным размерам и конструкции (такого нет ни у кого), проанализировав чертежи мировых чемпионов в этом виде спорта, но и научился подсоединять стартовый ящик + пусковую установку + «фитиль» зажигания и производить самостоятельно старт ракеты с пульта управления запуском ракеты.
Подтверждением качества и реальности моей работы является 5 кратное участие в городских и республиканских соревнованиях с моей моделью, были как успешные старты, так и не очень (по техническим причинам). На республиканских соревнованиях я 3 года сподряд занимал 3, 2, 3 соответственно места в возрастной группе до 14 лет в классе S6A. В городских соревнованиях – 1-е место.
16. Приложение 1. Проанализированные модели ракет
Модель ракеты М. Степанова: 1 — обтекатель головной; 2 — втулка соединительная; 3 — шпангоут; 4 — нить подвески парашюта; 5 — парашют; 6 — корпус; 7 — отсек двигательный; 8 — защелка-фиксатор; 9 — стабилизатор; 10 — МРД.
Конструктор этой модели класса S3A — Максим Шехватов, школьник из г.Электросталь (Московская обл.) и чемпион России 2001 г. в двух классах спортивных ракет — S3A и S4A. Его модель изготовлена по так называемой бумажной технологии. Головной обтекатель клеят на металлической оправке из пяти бумажных лепестков. Оправку перед этим нагревают и смазывают мастикой «Эдельвакс».
После остывания мастики на оправку накладывают лепестки, смазанные клеем ПВА, и разглаживают во избежание складок. После высыхания бумаги поверхность обрабатывают мелкой «шкуркой» и покрывают нитролаком. Дав лаку просохнуть, слегка нагревают оправку и снимают с нее готовый обтекатель.
Сразу же и торцуют его. В донной части обтекателя закрепляют втулку, изготовленную на оправке диаметром 29,5 мм, с вклеенным донцем из пенопласта. Корпус модели выклеивают на оправке диаметром 29,8—29,9 мм из плотной бумаги толщиной 0,13—0,15 мм. Заготовку размерами 170x100 мм слегка увлажняют, наматывают на оправку и склеивают внахлест.
Ширина шва при этом получается около 5 мм. При вырезании заготовки волокна бумаги располагают вдоль оправки, в данном случае — вдоль большего размера. После просушки клеевой шов обрабатывают наждачной бумагой и покрывают корпус слоем нитролака. Двигательный блок, состоящий из хвостового конуса и контейнера МРД, изготавливают из такой же бумаги, что и корпус. Первый клеят на конической оправке, второй — на цилиндрической диаметром 10,2—10,3 мм.
Соединяются все три элемента (корпус, хвостовой конус и контейнер) внахлест. Стабилизаторы вырезают из плотного полиграфического картона толщиной 0,4 мм и крепят к корпусу (точнее, к контейнеру МРД) встык густым ПВА. Вдоль одного из стабилизаторов клеят нить подвески, свободный конец которой соединяют с резинкой-амортизатором.
Другой конец резинки закрепляют в донце головного обтекателя. Туда же вклеивают и нить системы спасения — парашюта. Купол диаметром 600 мм вырезают из лавсановой пленки толщиной 5 мкм, число строп парашюта — 16. Масса модели без МРД и парашюта — 7 г. Стартует модель на двигателе «Мираж» А-1,7-3.
Универсальная спортивная модель ракеты (S3A и S6A): 1 — обтекатель головной; 2 — втулка; 3 — нить подвески системы спасения; 4 — система спасения модели; 5 — корпус; 6 — конус хвостовой; 7 — блок двигательный; 8 — стабилизатор; 9 — МРД.
Модели ракет-победителей многих соревнований, как правило, изготовлены из стеклопластика. Этот материал получил признание спортсменов повсеместно. Он обладает высокой прочностью, легок, технологичен. Однако у стеклопластиковой технологии есть и недостатки: дефицит стеклоткани и смолы (особенно в глубинке), отсутствие оборудования и необходимых навыков у начинающих. А главное — токсичность материалов и вредность обработки.
На этом фоне оригинально выглядят работы кружковцев из Московского детского аэрокосмического клуба «Союз» (руководитель В.Н. Хохлов). Основной «строительный» материал их моделей — бумага (писчая или «патронка»), Ракетомоделисты клуба уже много лет выступают с ракетами, изготовленными из бумаги. Да и А. Аникеева завоевала звание чемпионки России в 1997 году в классе S3A именно с такой моделью. Надеюсь, конструкция из бумаги заинтересует наших читателей, желающих строить и запускать ракеты.
Корпус ракеты состоит из четырех элементов, изготавливаемых раздельно: головной обтекатель, центральная часть, хвостовой конус и двигательный блок. Разумеется, для каждого элемента нужна своя оправка. Головной обтекатель оживальной формы склеивают из двух половин. Смоченные водой бумажные заготовки накладывают на оправку, края одной смазывают клеем ПВА, обжимают и обматывают (несильно) узкой полоской бинта или резины.
После высыхания места склейки (швы) слегка ошкуривают и покрывают лаком. Торцевую часть ровно обрезают на нужную длину. Таким же методом изготавливают и три остальных элемента. При этом их заготовки можно не смачивать. Сборку корпуса ведут в такой последовательности. На хвостовой конус, наружные края которого с торцов предварительно смазаны клеем, надевают центральный корпус и двигательный блок. Образуемые при этом клеевые пояски шириной 2 — 4 мм служат хорошим усилением жесткости всего корпуса.
В хвостовой части модели встык крепят три стабилизатора, изготовленные из бальзовой пластинки толщиной 0,5 мм и усиленные ПВА. Допустим вариант и бумажных стабилизаторов. Но в этом случае возможны их поводка и коробление. И как следствие — нарушение стабильности полета. Корпус и головной обтекатель соединены при помощи втулки из пенопласта, закрепленной в обтекателе. В нее же вклеена и нить подвески системы спасения модели — парашюта или тормозной ленты. Масса модели без МРД и системы спасения — 5 г.