§ ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» (Дата последнего изменения: 23 июня 2009 г). Стандарт также содержит классификацию групп упаковки по степени опасности:
- I: вещества с высокой степенью опасности;
- II: вещества со средней степенью опасности;
- III: вещества с низкой степенью опасности.
§ Описанный ранее (см. гл. 1 данной работы) ГОСТ 19433-88
«Грузы опасные Классификация и маркировка». Дата последнего изменения: 19 января 2010 г. Содержит классификацию опасных грузов и маркировку, а также 6 приложений и информационные данные.
§ ГОСТ 30772-2001, Межгосударственный стандарт.
Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Введен в действие 01 июля 2002 г., дата последнего изменения: 23 июня 2009 г. Принят РФ, Украиной, республиками: Азербайджанской, Кыргызской, Таджикистаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Молдовой, Туркменистаном, Узбекистаном.
Данный стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители. Содержит общие понятия, ресурсные аспекты, производственные аспекты, экологические аспекты и социальные аспекты.
§ ГОСТ 30333-2007 «Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования». Дата издания: 09 сентября 2008 г., дата последнего изменения:18 января 2010 г.
Данный стандарт устанавливает основные требования к паспорту безопасности химической промышленности в части его построения, содержания, изложения и оформления включаемой в него информации. Настоящий стандарт распространяется на паспорт безопасности, разрабатываемый для химической продукции (вещество, смесь, материал, отходы промышленного производства). Паспорт безопасности не распространяется на полезные ископаемые в состоянии залегания, готовые лекарственные препараты, готовую парфюмерно-косметическую продукцию, излучающие, ядерные и радиоактивные вещества, готовую пищевую продукцию и химическую продукцию, выпускаемую по закрытой номенклатуре.
Приказы:
§ Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», дата последнего изменения: 26 сентября 2007 г.
Данным приказом утверждается прилагаемый Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов (в Приложении).
§ Приказ МПР РФ от 15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении
Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Документ содержит критерии, а также расчетный и экспериментальный методы определения класса опасности опасных отходов.
§ Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов». В Приложениях – форма паспорта опасного отхода и инструкция по заполнению формы.
§ Приказ МПР РФ от 2 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в изменении от 30 июля 2003 г.).
Данным Приказом утверждается прилагаемый Федеральный классификационный каталог отходов.
§ Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Действие Методических указаний не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами.
§ Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 января 2005 г. № 42 «Об утверждении положения об организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов», дата последнего изменения: 3 апреля 2007 г.
Положение об организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области трансграничного перемещения отходов предназначено для реализации полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальных органов) по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов.
§ Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 декабря 2007 г. № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», дата последнего изменения: 28 июля 2008 г.
Административный регламент по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальными органами государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
А также Приложения к приказам, Правила международных перевозок, соглашение:
§ Европейское соглашение «О международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ с измененной структурой, действующее с 1 января 2007 г.).
Нам также хотелось бы отдельно оговорить некоторые стороны организации транспортировки (в том числе трансграничной) отходов I-IV класса опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями определён, Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (см. выше). Таким образом, транспортировка отходов I - IV класса опасности возможна при наличии лицензии.
Как было отмечено ранее, на сегодняшний день лицензия выдаётся не на все опасные отходы, а лишь на отходы I, II, III и IV классов опасности. V класс опасности с 30 июля 2009 г. лицензированию не подлежит (см. выше по тексту).
Ниже приведён перечень документов, необходимый для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Перечень документов:
§ Решение или протокол о создании.
§ Решение или протокол о назначении руководителя.
§ Приказ о назначении руководителя.
§ Решение или протокол о внесении изменений в учредительные документы.
§ Устав.
§ Свидетельство о государственной регистрации организации.
§ Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе.
§ Коды Госкомстата.
§ Выписка из ЕГРЮЛ.
§ Копия документа (платежного поручения с отметкой банка) об уплате сбора за выдачу лицензии.
§ Перечень отходов I-IV классов опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (согласно классификатора).
§ Паспорта отходов.
§ Материалы, обосновывающие отнесение отхода к I-IV классу опасности для окружающей природной среды (для отходов, сведения о которых отсутствуют в федеральном классификационном каталоге отходов).
§ Свидетельства о поверке средств контроля и измерений.
§ Договоры с организациями (предприятиями), имеющими аккредитованные лаборатории.
§ Аттестаты аккредитаций лабораторий.
§ Приказы о назначении лиц, ответственных за осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.
§ Свидетельства (сертификаты) о профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IV классов опасности.
§ Лицензия на осуществление образовательной деятельности учреждения, осуществившего профессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности.
§ Программа, по которой осуществлялась профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности.
§ Документы, подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя (юридического лица) оборудования для сбора отходов I-IV классов опасности (договоров купли-продажи, лизинга и др.).
§ Паспорта транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов I-IV классов опасности.
§ Свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
§ Договоры со специализированными организациями (предприятиями) на проведение работ по мойке и дезинфекции транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов I-IV классов опасности;
§ Договоры со специализированными организациями (предприятиями) на проведение работ по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
§ Договоры на стоянку транспортных средств;
§ Документы, удостоверяющие право собственности (аренды) на земельные участки под объектами использования, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
§ Документы, удостоверяющие право собственности (аренды) на объекты использования, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
§ Документы, удостоверяющие ввод в эксплуатацию в установленном порядке объектов использования, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
§ Технические условия, технические регламенты, руководящие документы, инструкции, паспорта технологического оборудования;
§ Заключения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
§ Заключения государственной экологической экспертизы по проектам технической документации на новую технику (технологии).
§ Договора со специализированными предприятиями (организациями) на передачу отходов I-IV классов опасности для использования, обезвреживания, размещения с приложением копий лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (деятельность по обращению с опасными отходами) последних.
§ Копии паспортов на отходы I-IV классов опасности от организаций, осуществляющих сбор таких отходов.
§ Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
§ Доверенность.
Лицензия предоставляется на срок 5 лет.
Транспортировка отходов I-IV классов опасности в качестве опасных грузов осуществляется в специальной таре – канистры, бочки, ящики, баллоны, фляги и др. Вся тара надежно закрепляется, что максимально снижает риск возникновения опасной ситуации.
Особые требования, как уже нами отмечалось, российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов.
Трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств (согласно новой редакции № 89-ФЗ).
Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Транзитные перевозки отходов I-IV классов опасности осуществляются на основании разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки отходов I-IV класса опасности. Разрешение выдается компетентным органом – Министерством природных ресурсов России.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие трансграничную (транзитную) перевозку отходов (уведомители), представляют в МПР России (его территориальный орган) следующие документы:
§ заявление о выдаче разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку отходов с указанием количества отходов, кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), планируемых сроков перевозки, а также государств - участников трансграничной (транзитной) перевозки отходов;
§ уведомление установленного Секретариатом Базельской конвенции образца (в 3-х экземплярах) о трансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 2) и документ о трансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 3);
§ паспорт отхода для опасных отходов (ст. 14, 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»);
§ контракт экспортера и организации государства импорта, отвечающей за использование или захоронение отходов, в котором указаны способы экологически безопасного обращения с соответствующими отходами;
§ копии учредительных документов;
§ копию лицензии получателя опасных отходов на деятельность по обращению с опасными отходами в случае их импорта в Российскую Федерацию, если необходимость получения такой лицензии устанавливается законодательством Российской Федерации;
§ при ввозе опасных отходов в Российскую Федерацию;
§ согласование территориального органа МПР РФ по месту назначения отходов;
§ документ, подтверждающий обеспечение трансграничной перевозки опасных отходов страховыми и другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования отходов согласно контракту или других непредвиденных событий или аварий (пункт 14 раздела III, пункт 17 раздела IV, пункт 22 раздела V Положения о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»);
§ документ, подтверждающий оплату за выдачу разрешения на трансграничную перевозку опасных отходов, в соответствии с «Порядком взимания и использования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов» (Приказ Госкомэкологии России от 04 марта 1998 г. № 127 «О порядке взимания и использования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов», зарегистрированный Минюстом России 08 апреля 1998 г., рег. № 1505 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 9).
Уведомитель, осуществляющий экспорт (транзит) опасных отходов с территории (через территорию) Российской Федерации, представляет дополнительно разрешение компетентного органа государства импорта на импорт опасных отходов.
Документы, при импорте отходов на территорию Российской Федерации представляют на русском языке, а при экспорте с территории (или транзита через территорию) Российской Федерации представляют на русском языке и языке государства импорта.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов может являться:
§ отрицательное заключение государственной экологической экспертизы;
§ отсутствие лицензии на обращение с опасными отходами у юридического лица или индивидуального предпринимателя, ответственного за использование отходов (при импорте отходов на территорию Российской Федерации), если необходимость получения такой лицензии устанавливается действующим законодательством Российской Федерации;
§ недостоверность сведений, представленных уведомителем;
§ отсутствие документов, подтверждающих произведенную оплату за выдачу разрешения;
§ отсутствие документа, подтверждающего обеспечение трансграничной перевозки отходов I-IV класса опасности страховыми и другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования отходов согласно контракту или других непредвиденных событий или аварий;
§ другие нарушения международных договоров и законодательства
Российской Федерации в области обращения с отходами I-IV классами опасности.
Основанием для аннулирования разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов является:
§ несоответствие сведений, представленных в документах о перевозке отходов, касающихся состава отходов, их количества, фактическим характеристикам;
§ представление уведомителем недостоверных сведений или документов, касающихся трансграничной (транзитной) перевозки опасных отходов;
§ аннулирование лицензии на обращение с опасными отходами у юридического лица или индивидуального предпринимателя, ответственного за обращение с опасными отходами (при импорте отходов на территорию Российской Федерации).
Заключение
В настоящее время остаются нерешенными многие проблемы обращения с отходами. Этому есть несколько причин. Среди них можно назвать и то, что в большинстве заинтересованных федеральных органов исполнительной власти не уделяется должного внимания решению проблем, связанных с обращением с отходами, и то, что не реализуется принцип «загрязнитель платит». А если он и реализуется, то зачастую потому, что предпринимателю легче несколько раз заплатить штраф, чем осуществить оформление необходимой документации. Например, существующие нормы и правила обязывают индивидуальных предпринимателей разрабатывать большой перечень нормативной документации, а это связано с затратами времени и денег. Поэтому при осуществлении экологического контроля необходим дифференцированный подход по видам деятельности малого бизнеса. Назрела необходимость в упрощенной системе ведения природоохранной документации субъектами малого предпринимательства. Например, для предпринимателей в сфере торговли достаточно соблюдения правил благоустройства, наличия урны и договора на вывоз мусора. Но если на предприятии образуется большое количество отходов высокого класса опасности, тогда необходимы проект нормативов образования отходов, учетная документация и отчет в установленном порядке.
Воодушевляет то, что часть органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации осознают степень опасности сложившейся ситуации в области обращения с отходами, особенно – с отходами I-IV класса опасности – которая приводит не только к прогрессирующей деградации окружающей среды, но и создает реальную угрозу здоровью населения Российской Федерации. Наш регион также участвует в совершенствовании системы регулирования обращения с отходами. В г. Чебоксары 27.06.2010, например, проводилась II Всероссийская научно-практическая заочная конференция «Современные проблемы экологического права и природоохранного законодательства: вопросы теории и практики», на которой обсуждались актуальные проблемы в данной сфере.
Нормативно-правовая база в области обращения с отходами многих субъектов Российской Федерации обширна, но нуждается в развитии и совершенствовании.
Решение проблемы мы видим в активизации совместной деятельности всех ветвей власти федерального уровня, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, компаний, связанных с обращением отходов и иных заинтересованных сторон в решении такой важной для страны проблемы, как обращение отходов I-IV класса опасности. Все аспекты порядка организации и осуществления транспортировки отходов I-IV класса опасности в качестве одного из вида обращения отходов должны проводиться в жестком соответствии с регламентирующими нормами. И каждый из нас на любом уровне должен осознавать тот факт, что здоровье планеты и человечества – в руках каждого.