Сформированность понятия учебной задачи у школьников




Практическая работа №10

Исследование особенностей учебной деятельности младшего школьника

 

Цель: освоить умение выявлять особенности учебной деятельности младшего школьника

 

Для выполнения заданий необходимо присутствие не менее трех учеников младшего школьного возраста.

 

Задание 1. Определите ведущий мотив учения младшего школьника.

 

Подготовка к выполнению задания

Подготовьте бланки анкет (приложение 8) по количеству школьников.

 

Порядок выполнения задания

2.1. Раздайте анкеты детям.

2.2. Попросите детей указать на анкете свою фамилию, имя,

возраст, дату обследования, школу и класс.

2.3. Зачитайте вслух инструкцию из анкеты.

2.4. Спросите у детей, понятна ли она. Если кому из них она не понятна, прочтите вслух инструкцию еще раз.

2.5. Дайте команду детям приступить к работе. Время анкетирования не ограничено.

2.6. Соберите у детей заполненные анкеты.

2.7. Все анкеты просмотрите в присутствии детей. Если обнаружите не подписанные школьниками анкеты, выясните, кто их заполнял.

2.8. Поблагодарите детей за участие в анкетировании.

 

3. Обработка результатов

3.1. Прочтите каждую анкету. По подчеркнутым высказываниям определите мотивы учения школьника, руководствуйтесь таблицей 1.

Таблица 1.

Мотивы учения младших школьников

№ высказываний Мотивы
9. 17. Получения хорошей оценки
10. 18. Социальный
11. 19. Познавательный
12. 20. Перспективный
13. 21. Личностного роста
14. 22. Получения похвалы учителя
15. 23. Желания порадовать родителей
16. 24. Избежание наказания

 

3.2. Напротив подчеркнутых высказываний укажите соответствующие им мотивы учения.

3.3. Заполните таблицу 2.

Таблица 2.

Выявление ведущих мотивов учения

Фамилия и имя ученика Мотивы учения Ведущий мотив ученика
Получения хорошей оценки Соци-альный Познавательный Перспективный Личностного роста Получения похвалы учителя Желания по-радо- вать родителей Избежания на- казания
                     
                     
                     
…n                    

 

3.4. В графе № поставьте номера по количеству учеников, принявших участие в анкетировании.

3.5. В графе «фамилия и имя ученика» запишите фамилии и имена

школьников, принявших участие в анкетировании.

3.6. Напротив каждой фамилии ученика, на основании анкет, в графе «мотивы учения» поставьте знак + в колонке того мотива, который им выбран.

3.7. Определите ведущий мотив учения каждого ученика. Для это сравните между собой выбранные им мотивы.

Если в двух и более случаях ученик выбирает один и тот же мотив, укажите его как ведущий в графе «ведущий мотив учения».

Если ученик указывает разные мотивы учения, в графе «ведущий мотив учения» поставьте «мотив не сформирован».

3.8. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Мотивы учения школьников

Ведущие мотивы Количество учеников Процент
  Получения хорошей оценки    
  Социальный    
  Познавательный    
  Перспективный    
  Личностного роста    
  Получения похвалы учителя    
  Желания порадовать родителей    
  Избежания наказания    
  Не сформирован    
         

3.9. Используя таблицу 2, подсчитайте количество учеников по каждому ведущему мотиву учения. Укажите это число в графе «количество учеников».

3.10. Выразите эти количественные данные в процентах и укажите их в графе «проценты»

 

Отчет по результатам анкетирования

Подготовьте отчет о ведущих мотивах учения школьников. В нем укажите:

- где проводилось анкетирование,

- когда проводилось анкетирование,

- сколько школьников приняло в нем участие,

- мотивы учения школьников, и у какого количества школьников

(в %) они выявлены,

преобладающий мотив учения школьников.

 

5. Отчет о выполнении задания

Предоставьте преподавателю:

- анкеты школьников,

- таблицы 1, 2, 3,

- отчет по результатам анкетирования,

- рекомендации учителю класса по формированию познавательных мотивов у учащихся.

 

 

Задание 2. Определите сформировано или нет понятие учебной задачи у младших школьников.

 

Подготовка к выполнению задания

1.1. Ознакомьтесь с методикой «Диагностика сформированности понятия учебной задачи» 1

1.2. Подготовьте бланки ответов по количеству школьников (приложение 9).

 

Порядок выполнения задания

2.1. Попросите школьников приготовить ручки.

2.2. Раздайте бланки ответов.

2.3. Попросите школьников указать на бланке свою фамилию, имя,

возраст, дату обследования, школу и класс.

2.4. Зачитайте вслух инструкцию.

2.5. Спросите у детей, понятна ли она.

2.6. Дайте команду приступить к работе. Время заполнения бланков не ограничено.

2.7. Соберите у детей заполненные бланки.

2.8. Все бланки просмотрите в присутствии детей. Если обнаружите не подписанные школьниками бланки ответов, выясните, кто их заполнял.

2.9. Поблагодарите детей за участие в исследовании.

 

Обработка результатов

3.1. Прочтите каждый бланк. Поставьте знак «+» против тех высказываний, которые свидетельствуют о понимании учеником сущности учебной задачи. Если ребенок заканчивает предложения словами:

 

1-е предложение - знать, помнить, развивать память, лучше память была  
2-е предложение   - учиться считать, правильно решать чтобы знать сколько будет,
3-е предложение   - не болеть, быть сильными, чтобы здоровыми были,
4-е предложение     - память хорошей была, чтобы мы рассказывали хорошо, чтобы все знать, красиво разговаривать,
5-е предложение   - решать задачи, правильно считать,
6-е предложение   - грамотно писать, знать как правильно писать, не делать ошибок, чтобы знать украинский язык,
7-е предложение   - красиво рисовать, научить рисовать, уметь все рисовать

то смысл учебной задачи ученику ясен.

3.2. Изучите таблицу 1.

Таблица 1.

Сформированность понятия учебной задачи у школьников

Фамилия и имя ученика Выска- зывание 1 (литература) Выска- зывание 2 (математика) Выска- зывание 3 (физкультура) Выска- звание 4 (литература) Выска- зывание 5 (математика) Выска- зывание 6 (укр. язык) Выска- зывание 7 (изобразительное искусство)
                 
                 
…n                
    Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ =
    % % % % % % %

3.3. В графе «№» поставьте номера по количеству учеников, принявших участие в исследовании.

3.4. В графе «фамилия и имя ученика» запишите фамилии и имена

школьников, принявших участие в исследовании.

3.5. Напротив фамилии каждого ученика, поставьте знак «+» в колонках тех высказываний, которые свидетельствуют о понимании учеником смысла учебной задачи.

3.6. Подсчитайте сумму «+» по каждой колонке.

3.7. Вычислите процент школьников, понимающих смысл учебной задачи по каждому учебному предмету. Для этого воспользуйтесь формулой:

, где

n- количество учеников, принявших участие в исследовании.

 

4. Отчет по результатам опроса

Подготовьте отчет о том, сформировано или нет понятие учебной задачи у младших школьников. В нем укажите:

- где и когда проводился опрос,

- сколько школьников приняло в нем участие,

- по каким учебным предметам и у какого количества школьников

(в %) сформировано понятие учебной задачи,

- выделите те учебные предметы, по которым у большинства школьников сформировано понятие учебной задачи, и те учебные предметы - по которым не сформировано.

 

5. Отчет о выполнении задания

Предоставьте преподавателю:

- бланки ответов, заполненные школьниками,

- таблицу 1,

- отчет по результатам опроса,

- рекомендации учителю класса по формированию понятия учебной задачи у младших школьников.

 

Основная литература:

1. Гамезо М.В., Герасимова В.С. Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1998.-с.240

2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.- с. 171- 173

3. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000,- с.163-170

Дополнительная литература:

1. Дарвиш О.С. Возрастная психология. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – с.97-116

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека – М., ТЦ «Сфера», при участии» Юрайт-М», 2001.- с. 251-257, 263-268

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология - М.: Педагогическое общество России, 2000.- с. 320- 336

 

 


- 1 Гамезо М.В., Герасимова В.С. Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития..- М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 1998.-с.240

-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: