Теоретическая мысль Античности и Средневековья.
История политической мысли насчитывает несколько тысячелетий. Ее возникновение связано с развитием общественного производства, классовой дифференцией общества и появлением государства. На ранней стадии сильное влияние на политические идеи оказывали унаследованные от родового строя религиозно-мифологические
представления людей. Их отличительной особенностью было стремление обосновать сверхъестественное, божественное происхождение государства и политической власти, а также социального, политического и правового неравенств между людьми.
Теория божественного происхождения государства и политической власти в древнем Египте нашла отражение в культе фараонов. Свидетельством их могущества должны были служить огромные гробницы-пирамиды, строительство которых стоило жизни сотен
тысяч рабов. Крупнейшая из них - пирамида фараона Хеопса имеет такие размеры: общая длина четырех стен у основания без малого километр, высота - 147 м (построена в первой половине III тыс. до н. э.). Покой Хеопса охраняет Сфинкс с туловищем льва и лицом человека, длина которого 57 м, а высота 27 м. На строительство пирамиды по приказу фараона согнали около 100 тыс. человек. От тяжелого труда и скудной пищи многие умирали, но на смену им гнали все новых и новых. 2 млн, 300 тыс. каменных глыб, весом 2,5 т каждая, были гладко обтесаны и уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку, и все это делалось вручную и примитивными орудиями.
В «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (282 статьи) подробно расписана система криминально-правовой защиты рабовладельческой частной собственности.
Древнекитайский мыслитель Конфуций, признавая естественным неравенство людей, пытался придать ему патриархальную направленность, смягчить эксплуатацию и ограничить господство знати.
Отличительной особенностью политической мысли Древней Индии были обоснование и защита кастовой структуры общества («Законы Ману»).
Наивысшего развития политическая мысль древности достигла в античной Греции. И наибольший вклад в ее развитие внесли такие мыслители, как Платон (427-347 гг. до н. э.) и его ученик и последователь Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и «Критий». Будучи идеологом афинской рабовладельческой аристократии, он выражает и отстаивает прежде всего ее интересы и взгляды. Согласно его проекту идеального общественного устройства, разработанному в трактате «Государство», свободные эллины (греки) должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся, каждое из которых должно выполнять определенные общественные функции. О рабстве речи не было вообще. Оно просто выносилось «за скобки» как само собой разумеющееся условие функционирования свободных эллинов.
Правителями, по его мнению, должны быть мудрецы-философы, т. к. только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. С целью ограждения их от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, он настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Вместе с тем выступал за упразднение для философов индивидуального брака и моногамной семьи.
На воинов, по Платону, возлагались задачи проведения в жизнь решений правителей-философов и охраны установленного порядка. Чтобы оградить их от всяких иных житейских забот, предлагалось их также освободить от всякого имущества и моногамного брака. Для воинов, также как и для философов, вводилась общность жен, а воспитание детей полностью передавалось государству.
В обязанность третьего сословия, в котором преобладает вожделеющая, т. е. наиболее элементарная часть души, вменялись производительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Решение всех вопросов, связанных с регламентацией их жизни, отдавалось на усмотрение первых двух сословий.
Известно, что Платон трижды пытался безуспешно реализовать этот свой утопический проект. При этом однажды дело едва не закончилось для него драматической развязкой, когда правитель древнегреческого полиса на юге Сицилии - Сиракуз Дионисий I насильно выставил его для продажи на рынке рабов. Спасло Платона то, что один великодушный человек, видимо хорошо знавший его, выкупил философа. Так, Платон и сам не был допущен к власти, и не увидел во главе государств других философ-мудрецов.
Его ученик и последователь Аристотель выражал интересы среднего слоя рабовладельцев. Он полагал, что в любом государстве существует три класса: очень богатых, очень бедных и тех, которые занимают среднее положение между ними. Счастье и благополучие в стране, по его мнению, наступит тогда, когда социальные и политические приоритеты будут отданы среднему слою рабовладельцев. Так что нынешние приверженцы «среднего класса» не оригинальны. Они просто пытаются реанимировать давнишнюю идею Аристотеля.
Свое политическое учение он изложил преимущественно в трактате «Политика». В первую очередь подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Считая, что предлагаемая им общность имущества, жен и детей ведет к уничтожению государства, Аристотель выступает в защиту прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства. При этом к правильным относил такие, при которых преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие. К неправильным - те, при которых преследуются частные цели правителей.
По Аристотелю правильные государственные устройства: 1) монархия (правление одного); 2) аристократия (правление немногих); 3) полития (правление многих). Такое же количество он насчитывал и неправильных государственных форм: 1) тирания; 2) олигархия; 3) демократия. При этом Аристотель полагал, что неправильные формы развиваются из правильных, когда цель общего блага подменяется частной целью правителей.
Среди правильных форм государственного устройства предпочтение он отдавал политии, где правит большинство в интересах общей пользы. Сочетающая в себе лучшие стороны демократии и олигархии, она, по убеждению мыслителя, свободна от их крайностей и недостатков.
Среди древнеримских мыслителей, выдвинувших оригинальные политические идеи, следует назвать прежде всего Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.) и Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Первый из них в своей поэме «О природе вещей» выступил с идеей о договорном характере государства. Цицерон в трактатах «О государстве» и «О законах» высказал суждения, которые впоследствии развились в понятие «правового государства». Он пришел к заключению, что условием свободы является подчинение всех закону. «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, - говорит Цицерон, - может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если не равна для всех, уже не свобода» (Цицерон. Диалоги. - М., 1966. - С. 23.).
В условиях феодализма особую роль в жизни общества и государства играла церковь. Обладающая огромной собственностью (ей принадлежало около трети всех земельных угодий), она верой и правдой служила феодальному сословию.
Одним из наиболее видных мыслителей периода Раннего Средневековья явился Аврелий Августин (354-430). В центре его социально- политических воззрений - оправдание и обоснование неравенства в обществе, которое, по его утверждению, предопределено миром небесным. В книге «О граде Божием» он пытается представить историю общества как борьбу «двух градов»: «града Божьего», состоящего из божьих избранников, праведников, следующих не земным, а божественным установлениям, и «града земного», т. е. светского государства, по его определению, «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. Эта борьба, по убеждению Августина, в конечном счете закончится победой «града Божьего» (направляемого волей Бога) над «градом земным».
В названной книге Августина заложена идея разделения церкви и государства. С тех пор она всегда являлась составным элементом церковного учения, служила теоретическим обоснованием политики церкви, направленной на подчинение себе государства. Опираясь на подобные идеологические установки, католическая церковь вплоть до XIV в. одерживала, как правило, верх в конфликтах со светской властью.
Особое место в формировании официальной церковной идеологии Средневековья принадлежит итальянскому ученому-богослову Фоме Аквинскому (1225-1274). В работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и других он излагает свои взгляды на государство, право, закон, пытается приспособить идеи Аристотеля к догмам католической церкви и тем самым еще больше укрепить ее позиции.
Пытаясь обосновать верховенство церковной власти над светской, он заявлял: насколько Бог выше человека, настолько духовная (церковная) власть выше власти земного государя. Придерживаясь такой логики, Аквинский делал вывод: Римскому Папе как наместнику Бога на земле должны подчиняться как вассалы все светские государи.
Несколько позднее учение Аквинского было признано официальной идеологией католицизма, а сам он был причислен к лику святых.
Политическая мысль эпохи Возрождения и буржуазных революций.
В XIV-XV вв. в экономической и социально-политической жизни Западной Европы произошел ряд изменений, положивших начало эпохи Возрождения.
Зарождение в недрах феодализма капиталистических производственных отношений, формирование так называемого третьего сословия (будущей буржуазии) обусловили выход на новые рубежи и политической мысли. Вместо односторонней религиозной трактовки сущности государства, политики и права как божественных установлений приходят концепции, основанные на признании их естественного, земного происхождения.
Религиозному мировоззрению была противопоставлена вера в силу разума и практики, творческие силы человека. На смену религиозной приходит гражданская концепция политики и власти.
Доминирующей становится идея централизованного государства. И это не случайно: наступило время пробуждения европейских наций, активизации их стремления к внутренней сплоченности и противостояния папской церковной гегемонии. Передовые мыслители эпохи не могли не видеть этих объективных процессов и не отреагировать на них новыми политическими идеями.
Наиболее ярким представителем политической идеологии эпохи Возрождения по праву считается итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Общество, учил Макиавелли, развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе его развития лежат «материальный интерес» и сила.
В политических воззрениях Н. Макиавелли главным является принцип политического реализма, который предполагает учет в политике объективной действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Историческая заслуга Макиавелли, по словам К. Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 1. - С. 111).
Дальнейшее развитие политической мысли на Западе происходит на фоне буржуазных революций XVI - первой половины XIX в. Значительный вклад в ее развитие внесли голландцы Гого Гроций (1583- 1645) и Бенедикт Спиноза (1632-1677), англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) и особенно мыслители французского просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Франсуа Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) и др. В произведениях последних принципы свободы и равенства превратились в развернутые политические учения.
Значительный вклад в развитие общественно-политической мысли XVI - первой половины XIX в. внесли социалисты-утописты.
Тысячелетия насчитывает мечта людей о лучшем и справедливом устройстве общества, достойном месте в жизни человека-труженика. В прошлом такие мечтания выливались в различные утопии (с гр. и - нет + topos - место - место, которого нет), содержание которых отражало идиллические представления об утраченном «золотом веке», о патриархальном образе жизни.
Утопический социализм в своем развитии прошел следующие этапы: 1) ранний (XVI-XVIII вв.); 2) критический западноевропейский утопический социализм (первая половина XIX в.); 3) революционно-демократический (середина и вторая половина XIX в.).
Выступая выразителями и защитниками интересов угнетенных народных масс, социалисты-утописты целиком отрицали как старый феодальный, так и новый буржуазный общественный строй. Они высказывались за необходимость принципиально нового общественного устройства, основанного на равенстве всех граждан, коллективной собственности, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении.
Основоположником утопического социализма считается видный английский мыслитель и государственный деятель Томас Мор (1478- 1535). В идеальном государстве, описанном им в книге «Утопия», все должностные лица избираются народом, действуют в его интересах и отчитываются перед ним. Все трудоспособные работают и поровну делят между собой результаты труда. Такое общество он назвал коммунистическим (от лат. communis, communisme - общий, всеобщий). Следовательно, именно Томас Мор первым ввел в научный оборот понятие «коммунизм».
Видными представителями утопического социализма являются также итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), англичанин Джерард Уинстенли (1609-после 1652), французы Жан Мелье (1664— 1729) и Гракх Бабеф (1764-1796).
Вершиной социального утопизма явился критический утопический социализм, а его деятели - французы Анри Сен-Симон (1760— 1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771— 1858) - наиболее видные представители этого направления социально- политической мысли. Они не только подвергли уничтожающей критике тогдашний, еще молодой капитализм, но и высказали ряд гениальных догадок относительно более справедливого, социалистического общества. Кстати, ими, а точнее учеником Сен-Симона Ле Руа, был впервые введен в научный оборот термин «социализм » (от лат. socialis - общественный, товарищеский).
К их гениальным догадкам следует прежде всего отнести: ликвидацию эксплуатации человека человеком; превращение государства в простое управление вещами и производством и развитие последнего по разумному плану; гармонизацию общественных отношений и формирование гармонически развитой личности; ликвидацию противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней; эмансипацию женщин; новую систему воспитания подрастающего поколения. Поскольку речь идет о возможных путях будущего общественного устройства, эти догадки имеют не только историко-познавательное, но и в определенном смысле практическое значение.
Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс самой сильной стороной творчества социалистов-утопистов считали их критическое отношение к утверждавшемуся капитализму. Одновременно они высоко ценили их предвосхищения будущего, в которых содержались зародыши почти всех позднейших социалистических идей. «Немецкий теоретический социализм, - писал Ф. Энгельс, - никогда не забудет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 18. - С. 498-499).
Передовые идеи мыслителей России и Беларуси
Многие идеи западных мыслителей, в т. ч. и социалистов-утопистов были использованы русскими революционерами- демократами В.Г. Белинским (1811-1848), А.И. Герценом (1812-1870), Н.Г. Чернышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861).Все они были единодушны в том, что главной движущей силой развития общества являются народные массы. Исторический процесс рассматривали как борьбу угнетенных масс со своими угнетателями, поэтому отстаивали их право на борьбу, восстание, революцию. При этом они считали, что Россия может миновать капиталистический путь развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой видели праобраз будущего общества.
Идеи гуманизма и Возрождения, как и более поздние взгляды западных мыслителей, нашли отражение и в передовой мысли Беларуси той эпохи, в частности во взглядах Ф. Скорины (около 1490-1552), белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя. Он первым стал приобщать свой край к передовым идеям Запада, с которыми познакомился во время учебы и работы за границей и которые были использованы при подготовке первой редакции «Статута Великого княжества Литовского» (1529 г.).
В комментариях к переведенной им на старобелорусский язык Библии он определяет законодательную деятельность как высшее призвание правителя, поскольку закон, по его мнению, упорядочивает отношения между сословиями и отдельными гражданами, придает общественной жизни смысл и взаимопонимание. Справедливым является тот закон, говорил Ф. Скорина, который «не к пожытку едiнага человека, но к посполiтому добру напiсанный».
Выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени и популяризатором истории и культуры Беларуси за ее пределами являлся поэт-гуманист М. Гусовский (около 1470-1533), автор «Песни о зубре» (1522 г.). Смелая критика поэтом феодальной политики и морали господствующих сословий, защита человеческой свободы оказали заметное влияние на социально-политические взгляды С. Будного. Ф. Скорина и М. Гусовский заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа.
Видными представителями белорусской политической мысли того времени были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (около 1530-1593), Василий Тяпинский (около 1540-1604), Михаил Литвин (XVI в.), Лев Сапега (1557-1633) и др.
Видную роль в развитии революционно-демократических поли- I ических идей и становлении национального движения в Беларуси сыграл Кастусь Калиновский (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского народов. Стал идеологом и одним из руководителей шляхетско-крестьянского вооруженного восстания против царского гнета 1863-1864 гг., после поражения которого был схвачен и казнен. Он организовал первую массовую на Беларуси газету «Мужыцкая прауда». В крестьянстве видел силу, способную обновить Беларусь. Освобождение народа - дело его собственных рук - считал К. Калиновский.
Политические учения современности
Правопреемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций западноевропейской социально-политической мысли стало учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) - марксизм. Однако марксизм не является простым продолжением предшествовавших ему социально- политических взглядов и идей. Он был вызван к жизни объективной необходимостью дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Основным из них являлся вопрос о путях достижения провозглашенных эпохой Просвещения социальной справедливости и свободы личности. Поскольку буржуазным общественным отношениям решение его оказалось непосильным, возникла потребность в поиске путей достижения данной цели через социальное освобождение личности. Анализу этой кардинальной проблемы в сущности и посвящен марксизм.
Центральным направлением марксистского анализа политики как общественного явления стали сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом положения об обусловленности политических отношений способом производства материальных благ, о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. С классовых позиций подходили они и к определению происхождения и сущности политической власти, государства как ее основного инструмента, к его будущему, а также ко многим другим теоретическим и практическим вопросам политики.
Выдвинутые и теоретически обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом идеи на Западе получили развитие в трудах В. Либкнехта, А. Бабеля, К. Либкнехта и Р. Люксембург (в Германии), П. Лафарга (во Франции), А. Лабриолы (в Италии), Г.В. Плеханова и В.И. Ленина в России и многих других мыслителей.
Со временем марксизм, становясь достоянием политического движения, приобрел различные оттенки. Фундаменталисты пытались и пытаются превратить это революционное и критическое учение в догму, своего рода пьедестал под собственной персоной. Догматиков раздражает разнообразие позиций по многим вопросам внутри самого марксизма. Но единство - это не тождество во всем, оно в признании основополагающих принципов и ценностей. Марксизм – это прежде всего метод, а не буква, не догма, а руководство к действию.
Высшим критерием истинности любой теории является практика, теория не может быть более права, чем жизнь. «Любая идея неизменно посрамляла себя, - отмечал К. Маркс, - как только вступала в противоречие с практикой». Именно такой творческий подход к марксизму является важнейшим условием сохранения главного в нем - его гуманистической направленности, творческого духа, приверженности поиску истины и утверждению справедливости. Именно в этом основная суть марксизма. Это уже потом его превратили в некую новую библию.
Следует признать, что не все положения классического марксизма выдержали испытание временем. Это прежде всего преувеличение роли рабочего класса и соответственно недооценки роли крестьянства и особенно интеллигенции, абсолютизация революционных форм борьбы и диктатуры пролетариата, толкование сущности государства как машины подавления и некоторые др.
Однако было бы неправильным на этом основании отрицать позитивную роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии общественной мысли, их научные достижения. Без марксистской методологии и сегодня невозможно дальнейшее развитие политической мысли.
В главном и основном марксизм сохраняет свою жизненную силу. Не устарела и марксистская теория классовой борьбы, которая подвергалась в прошлом и подвергается сегодня наиболее яростным нападениям, особенно справа. Правда, она нуждается в освобождении от ее догматической абсолютизации, в частности в том, что понятие «классовая борьба » (производная от понятия «классовый интерес») рассматривалось как исходная категория при анализе социальных процессов, как универсальный инструментарий их измерения.
Нельзя не заметить, что современный марксизм переживает период обновления, освобождения от позднейших, чуждых ему напластований. Это открывает перед ним новые перспективы.
И еще один небезынтересный факт. По итогам месячного голосования в Интернете, организованного осенью 1999 г. британской Би- би-си, Карл Маркс признан самым выдающимся мыслителем второго тысячелетия. По популярности он обошел не только Ф. Ницше и Фому Аквинского, но и Эйнштейна и Ньютона, что немало удивило организаторов опроса (Советская Белоруссия. - 1999, 26 октября).
Из сказанного, разумеется, не следует, что мы не должны обращаться к теоретическому наследию представителей иных направлений и школ политической науки. Более того, только на основе сопоставления результатов, полученных представителями различных научных направлений, можно полно и разносторонне исследовать ту или иную проблему политической жизни.
Остановимся кратко на характеристике социал-демократической разновидности социалистической идеологии, которой руководствуются социал-демократические партии современного мира. О их политическом влиянии свидетельствуют такие факты: в ходе парламентских выборов в западных странах за них регулярно отдают свои голоса свыше 120 млн. избирателей; примерно в 30 странах, в том числе в большинстве стран Западной Европы, эти партии являются или недавно являлись правящими (самостоятельно или в коалиции с родственными организациями).
Основу идеологии современных социал-демократов составляет концепция демократического, или гуманного, социализма. В представлении социал-демократов основные параметры «демократического, гуманного, социализма» или, как его еше нередко называют, «социализма с человеческим лицом», таковы: многоукладность экономики при наличии сильного государственного и частного секторов; социальная защита населения, широкая демократия, гуманизм.
Начало становления политологии как самостоятельной науки относится к концу прошлого века, когда стали появляться научные учреждения, специализирующиеся на исследованиях политических отношений. Первым из них была основанная в 1871 г. во Франции свободная школа политической науки (ныне Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. создана Школа политических наук при Колумбийском колледже США, а в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки.
Первым крупным политологическим центром явилась созданная в 1889 г. Американская академия политической и социальной науки. Через тридцать лет, в 1919 г., в США был основан Гуверовский институт по проблемам войны, революции и мира. С конца XIX - начала XX в. подобные центры стали появляться и во многих странах Европы. Развитие политической науки на Западе в этот период связано с именами таких крупных представителей европейской политической мысли, как М. Вебер, Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.
С середины XX в. науку, разрабатывающую теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией.
Следующей крупной датой в развитии политологии стал 1949 г., когда по решению ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Годом раньше ЮНЕСКО обратилась к правительствам всех стран с призывом ввести в вузах курс политологии. Многие государства сразу же прислушались к этой рекомендации. Сейчас политологию изучают практически во всех странах мира.
В Советском Союзе данная рекомендация была принята к исполнению лишь сорок лет спустя. В 1989 г. во многих вузах страны появились кафедры политологии. Вскоре они сформировались во всех остальных вузах, в т. ч. и в Беларуси. Ныне данная дисциплина изучается во всех высших учебных заведениях нашей республики. Однако путь к такой ситуации был долгим, извилистым и тернистым.
На заре политологии как самостоятельной науки - в конце XIX - начале XX в., когда в Западной Европе и США нарастал интерес к политическим знаниям и один за другим возникали политические центры, власти полукрепостнической царской России с порога отбрасывали подобные новации. Официальная Россия придерживалась той точки зрения, что самодержавному царю как «божьему помазаннику» все это без надобности. Вскоре им дорого пришлось заплатить за подобные заблуждения.
Крутой поворот в истории страны, начало которому положила Октябрьская революция, обусловил необходимость формирования и осуществления качественно новой внутренней и внешней политики. Это вызвало к жизни широкий спектр политических идей.
Основы советской науки о политике были заложены В.И. Лениным. Многие дооктябрьские и большинство послеоктябрьских его работ носят политологический характер, поскольку раскрывают проблемы построения нового государства, осуществления диктатуры пролетариата, работы государственного аппарата, места и роли правящей коммунистической партии в жизни общества, ее стратегию и тактику. Работы «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «О диктатуре пролетариата», его последние статьи и письма явились крупным вкладом в становление отечественной политологии. Правда в тот период (с 1917 г. до конца 20-х гг. XX в.) политология в стране еще не выделялась в самостоятельную отрасль знания, ею занимались преимущественно практические политики.
С конца 20-х до начала 50-х гг. XX в. ситуация резко изменилась к худшему. В условиях сталинской диктатуры происходит полное подчинение политики идеологии. Творческая, нестандартная мысль подавлялась, а роль единственного генератора социально- политических идей присвоил себе И.В. Сталин. Выдвинутые им идеи об обострении классовой борьбы в условиях строительства социализма, концентрации власти в руках исполнительного аппарата государства и партийной верхушки привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производств и власти. Научные основы политики оказались излишними, и политологию, которая еще не успела родиться как самостоятельная наука, постигла участь генетики и кибернетики.
В послесталинский период в развитии политологии намечаются две противоположные тенденции. С одной стороны, полититология начинает оформляться как самостоятельная наука: появляются работы Ф. Бурлацкого, И. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова и других, посвященные политологическим проблемам; в 1955 г. была создана Советская ассоциация политической науки, которая в 1961 г. стала коллективным членом аналогичной международной организации; в 1979 г. в Москве состоялся Международный конгресс политологов. С другой стороны, сохранились засилье политического доктринерства, нежелание и неумение правящей верхушки учитывать отечественный и зарубежный политический опыт. Как следствие, отмечалось торможение развития политологии. Она по-прежнему не имела самостоятельного статуса и не преподавалась в учебных заведениях. Правда с середины 70-х гг. XX в. в некоторых вузах страны стали читать отдельные лекции и спецкурсы по актуальным проблемам политологии.
С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. XX в. ситуация радикально меняется. Политизация масс, возникновение новых политических партий, необходимость принятия обоснованных, нестандартных политических решений заставляет общество и власти повернуться лицом к политологии. Она наконец приобретает статус самостоятельной науки и учебной дисциплины.
Сегодня политология - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По количеству исследований и публикаций она занимает первое место среди других общественных наук.
В заключение остановимся кратко на характеристике современной западной политологии, ее наиболее влиятельных школ - американской, английской, французской и итальянской.
Политологическая школа США сложилась в условиях полного господства идеологии и политики крупного капитала, фактического отсутствия организованного самостоятельного рабочего и демократического движений. В значительной степени это стало следствием особенностей исторического развития страны, формирования ее социально-этнической структуры. Узость социальной базы ограничивает возможности социологических и политологических исследований. В этой ситуации политологи акцентируют внимание на исследовании поведения различных групп и индивидов в ходе избирательных компаний, адресуя соответствующие рекомендации властным структурам.
Английская школа политологии испытывает значительное воздействие со стороны относительно активных профсоюзов, других рабочих и демократических организаций и движений. Здесь широко исследуются проблемы социального прогресса и социальной справедливости, демократические ценности, мотивация поведения электората на выборах. Ее исследования отличаются большим разнообразием и политическим плюрализмом. Эта школа отличается более высокой политической культурой, чем американская.
Французская и итальянская политологические школы, помимо вышеназванных проблем, много внимания уделяют изучению политического поведения приверженцев разных политических партий и движений, мотивации поведения избирателей. Кроме того, здесь придают важное значение исследованию трудовых отношений, социальных конфликтов и путей их разрешения, роли политических и общественных структур на предприятиях и в обществе. На основе исследования этих явлений разрабатываются практические рекомендации для властных структур.
Развитие западной политической науки сопровождалось и подкреплялось созданием новых политологических институтов, центров, ассоциаций. При этом в США развитие этих процессов идет преимущественно по линии проведения прикладных эмпирических исследований, а в континентальной Европе успешно развиваются историко- правовые, государствоведческие, политико-философские традиции. Следовательно, в первом случае преобладает эмпирическое начало, во втором - органически сочетаются эмпирическое и теоретическое.
В последнем десятилетии XX в. широко развернулись исследования в области политической науки на постсоветском пространстве, особенно в России. Вышло немало книг, статей, учебных пособий по политологии. Тем не менее политическая наука здесь пока находится на начальной стадии своего развития. Как следствие, слабо анализируется и обобщается опыт политической действительности. В политической науке и практике отмечается чрезмерное увлечение западной традицией.
Таким образом, политическая мысль за несколько тысячелетий своей истории прошла сложный путь от наивных религиозно-мифологических представлений до сложных современных идейно-политических теорий. При этом на всех этапах истории она играла важную роль в жизни народов и государств.