Становление и развитие политологии как науки. Основные политические школы.




Теоретическая мысль Античности и Средневековья.

История политической мысли насчитывает несколько тысячелетий. Ее возникновение связано с развитием общественного производства, классовой дифференцией общества и появлением государства. На ранней стадии сильное влияние на политические идеи оказывали унаследованные от родового строя религиозно-мифологические
представления людей. Их отличительной особенностью было стремление обосновать сверхъестественное, божественное происхождение государства и политической власти, а также социального, политического и правового неравенств между людьми.

Теория божественного происхождения государства и политической власти в древнем Египте нашла отражение в культе фараонов. Свидетельством их могущества должны были служить огромные гробницы-пирамиды, строительство которых стоило жизни сотен
тысяч рабов. Крупнейшая из них - пирамида фараона Хеопса имеет такие размеры: общая длина четырех стен у основания без малого километр, высота - 147 м (построена в первой половине III тыс. до н. э.). Покой Хеопса охраняет Сфинкс с туловищем льва и лицом человека, длина которого 57 м, а высота 27 м. На строительство пирамиды по приказу фараона согнали около 100 тыс. человек. От тяжелого труда и скудной пищи многие умирали, но на смену им гнали все новых и новых. 2 млн, 300 тыс. каменных глыб, весом 2,5 т каждая, были гладко обтесаны и уложены с таким совершенством, что в шов между ними нельзя просунуть даже иголку, и все это делалось вручную и примитивными орудиями.

В «Законах» вавилонского царя Хаммурапи (282 статьи) подроб­но расписана система криминально-правовой защиты рабовладельче­ской частной собственности.

Древнекитайский мыслитель Конфуций, признавая естественным неравенство людей, пытался придать ему патриархальную направ­ленность, смягчить эксплуатацию и ограничить господство знати.

Отличительной особенностью политической мысли Древней Ин­дии были обоснование и защита кастовой структуры общества («За­коны Ману»).

Наивысшего развития политическая мысль древности достигла в античной Греции. И наибольший вклад в ее развитие внесли такие мыслители, как Платон (427-347 гг. до н. э.) и его ученик и последо­ватель Аристотель (384-322 гг. до н. э.).

Основными политологическими произведениями Платона явля­ются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политик» и «Критий». Будучи идеологом афинской рабовладельческой аристо­кратии, он выражает и отстаивает прежде всего ее интересы и взгля­ды. Согласно его проекту идеального общественного устройства, разработанному в трактате «Государство», свободные эллины (греки) должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и тру­дящихся, каждое из которых должно выполнять определенные обще­ственные функции. О рабстве речи не было вообще. Оно просто вы­носилось «за скобки» как само собой разумеющееся условие функ­ционирования свободных эллинов.

Правителями, по его мнению, должны быть мудрецы-философы, т. к. только они способны руководствоваться разумно понятыми об­щими интересами. С целью ограждения их от всяких низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, он настаивал на ее ликвидации для данной социальной группы. Вместе с тем высту­пал за упразднение для философов индивидуального брака и моно­гамной семьи.

На воинов, по Платону, возлагались задачи проведения в жизнь решений правителей-философов и охраны установленного порядка. Чтобы оградить их от всяких иных житейских забот, предлагалось их также освободить от всякого имущества и моногамного брака. Для воинов, также как и для философов, вводилась общность жен, а вос­питание детей полностью передавалось государству.

В обязанность третьего сословия, в котором преобладает вожде­леющая, т. е. наиболее элементарная часть души, вменялись произво­дительный труд, умножение богатства, забота о материальных нуждах общества. Решение всех вопросов, связанных с регламентацией их жизни, отдавалось на усмотрение первых двух сословий.

Известно, что Платон трижды пытался безуспешно реализовать этот свой утопический проект. При этом однажды дело едва не за­кончилось для него драматической развязкой, когда правитель древ­негреческого полиса на юге Сицилии - Сиракуз Дионисий I насильно выставил его для продажи на рынке рабов. Спасло Платона то, что один великодушный человек, видимо хорошо знавший его, выкупил философа. Так, Платон и сам не был допущен к власти, и не увидел во главе государств других философ-мудрецов.

Его ученик и последователь Аристотель выражал интересы среднего слоя рабовладельцев. Он полагал, что в любом государ­стве существует три класса: очень богатых, очень бедных и тех, которые занимают среднее положение между ними. Счастье и бла­гополучие в стране, по его мнению, наступит тогда, когда соци­альные и политические приоритеты будут отданы среднему слою рабовладельцев. Так что нынешние приверженцы «среднего клас­са» не оригинальны. Они просто пытаются реанимировать дав­нишнюю идею Аристотеля.

Свое политическое учение он изложил преимущественно в трак­тате «Политика». В первую очередь подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Считая, что предлагаемая им общность имущества, жен и детей ведет к уничтожению государства, Аристо­тель выступает в защиту прав индивида, частной собственности и моногамной семьи.

Аристотель различал правильные и неправильные государствен­ные устройства. При этом к правильным относил такие, при которых преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немно­гие или многие. К неправильным - те, при которых преследуются частные цели правителей.

По Аристотелю правильные государственные устройства: 1) мо­нархия (правление одного); 2) аристократия (правление немногих); 3) полития (правление многих). Такое же количество он насчитывал и неправильных государственных форм: 1) тирания; 2) олигархия; 3) де­мократия. При этом Аристотель полагал, что неправильные формы развиваются из правильных, когда цель общего блага подменяется частной целью правителей.

Среди правильных форм государственного устройства предпоч­тение он отдавал политии, где правит большинство в интересах об­щей пользы. Сочетающая в себе лучшие стороны демократии и оли­гархии, она, по убеждению мыслителя, свободна от их крайностей и недостатков.

Среди древнеримских мыслителей, выдвинувших оригинальные политические идеи, следует назвать прежде всего Тита Лукреция Ка­ра (99-55 гг. до н. э.) и Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.). Первый из них в своей поэме «О природе вещей» выступил с идеей о договорном характере государства. Цицерон в трактатах «О государ­стве» и «О законах» высказал суждения, которые впоследствии раз­вились в понятие «правового государства». Он пришел к заключе­нию, что условием свободы является подчинение всех закону. «Толь­ко в таком государстве, где власть народа наибольшая, - говорит Ци­церон, - может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если не равна для всех, уже не свобода» (Цице­рон. Диалоги. - М., 1966. - С. 23.).

В условиях феодализма особую роль в жизни общества и госу­дарства играла церковь. Обладающая огромной собственностью (ей принадлежало около трети всех земельных угодий), она верой и правдой служила феодальному сословию.

Одним из наиболее видных мыслителей периода Раннего Средне­вековья явился Аврелий Августин (354-430). В центре его социально- политических воззрений - оправдание и обоснование неравенства в обществе, которое, по его утверждению, предопределено миром не­бесным. В книге «О граде Божием» он пытается представить историю общества как борьбу «двух градов»: «града Божьего», состоящего из божьих избранников, праведников, следующих не земным, а божест­венным установлениям, и «града земного», т. е. светского государст­ва, по его определению, «великой разбойничьей организации», в ко­торой борются за материальные блага и притесняют праведников. Эта борьба, по убеждению Августина, в конечном счете закончится победой «града Божьего» (направляемого волей Бога) над «градом земным».

В названной книге Августина заложена идея разделения церкви и государства. С тех пор она всегда являлась составным элементом церковного учения, служила теоретическим обоснованием политики церкви, направленной на подчинение себе государства. Опираясь на подобные идеологические установки, католическая церковь вплоть до XIV в. одерживала, как правило, верх в конфликтах со светской властью.

Особое место в формировании официальной церковной идеологии Средневековья принадлежит итальянскому ученому-богослову Фоме Аквинскому (1225-1274). В работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и других он излагает свои взгляды на госу­дарство, право, закон, пытается приспособить идеи Аристотеля к догмам католической церкви и тем самым еще больше укрепить ее позиции.

Пытаясь обосновать верховенство церковной власти над свет­ской, он заявлял: насколько Бог выше человека, настолько духовная (церковная) власть выше власти земного государя. Придерживаясь та­кой логики, Аквинский делал вывод: Римскому Папе как наместнику Бога на земле должны подчиняться как вассалы все светские государи.

Несколько позднее учение Аквинского было признано официаль­ной идеологией католицизма, а сам он был причислен к лику святых.

Политическая мысль эпохи Возрождения и буржуазных революций.

В XIV-XV вв. в экономической и социально-политической жизни Западной Европы произошел ряд изменений, положивших на­чало эпохи Возрождения.

Зарождение в недрах феодализма капиталистических производст­венных отношений, формирование так называемого третьего сосло­вия (будущей буржуазии) обусловили выход на новые рубежи и по­литической мысли. Вместо односторонней религиозной трактовки сущности государства, политики и права как божественных установ­лений приходят концепции, основанные на признании их естествен­ного, земного происхождения.

Религиозному мировоззрению была противопоставлена вера в силу разума и практики, творческие силы человека. На смену религи­озной приходит гражданская концепция политики и власти.

Доминирующей становится идея централизованного государства. И это не случайно: наступило время пробуждения европейских на­ций, активизации их стремления к внутренней сплоченности и проти­востояния папской церковной гегемонии. Передовые мыслители эпо­хи не могли не видеть этих объективных процессов и не отреагиро­вать на них новыми политическими идеями.

Наиболее ярким представителем политической идеологии эпохи Возрождения по праву считается итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Общество, учил Макиавелли, развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе его развития лежат «материальный интерес» и сила.

В политических воззрениях Н. Макиавелли главным является принцип политического реализма, который предполагает учет в по­литике объективной действительности, подчинение политических действий практическим интересам. Историческая заслуга Макиавел­ли, по словам К. Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 1. - С. 111).

Дальнейшее развитие политической мысли на Западе происходит на фоне буржуазных революций XVI - первой половины XIX в. Зна­чительный вклад в ее развитие внесли голландцы Гого Гроций (1583- 1645) и Бенедикт Спиноза (1632-1677), англичане Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704) и особенно мыслители фран­цузского просвещения Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Франсуа Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) и др. В произве­дениях последних принципы свободы и равенства превратились в развернутые политические учения.

Значительный вклад в развитие общественно-политической мыс­ли XVI - первой половины XIX в. внесли социалисты-утописты.

Тысячелетия насчитывает мечта людей о лучшем и справедливом устройстве общества, достойном месте в жизни человека-труженика. В прошлом такие мечтания выливались в различные утопии (с гр. и - нет + topos - место - место, которого нет), содержание кото­рых отражало идиллические представления об утраченном «золотом веке», о патриархальном образе жизни.

Утопический социализм в своем развитии прошел следующие этапы: 1) ранний (XVI-XVIII вв.); 2) критический западноевропей­ский утопический социализм (первая половина XIX в.); 3) революци­онно-демократический (середина и вторая половина XIX в.).

Выступая выразителями и защитниками интересов угнетенных на­родных масс, социалисты-утописты целиком отрицали как старый фео­дальный, так и новый буржуазный общественный строй. Они высказы­вались за необходимость принципиально нового общественного устрой­ства, основанного на равенстве всех граждан, коллективной собственно­сти, обязательном труде для всех, общественном самоуправлении.

Основоположником утопического социализма считается видный английский мыслитель и государственный деятель Томас Мор (1478- 1535). В идеальном государстве, описанном им в книге «Утопия», все должностные лица избираются народом, действуют в его интересах и отчитываются перед ним. Все трудоспособные работают и поровну делят между собой результаты труда. Такое общество он назвал ком­мунистическим (от лат. communis, communisme - общий, всеоб­щий). Следовательно, именно Томас Мор первым ввел в научный оборот понятие «коммунизм».

Видными представителями утопического социализма являются также итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639), англичанин Джерард Уинстенли (1609-после 1652), французы Жан Мелье (1664— 1729) и Гракх Бабеф (1764-1796).

Вершиной социального утопизма явился критический утопиче­ский социализм, а его деятели - французы Анри Сен-Симон (1760— 1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771— 1858) - наиболее видные представители этого направления социально- политической мысли. Они не только подвергли уничтожающей критике тогдашний, еще молодой капитализм, но и высказали ряд гениальных догадок относительно более справедливого, социалистического общест­ва. Кстати, ими, а точнее учеником Сен-Симона Ле Руа, был впервые введен в научный оборот термин «социализм » (от лат. socialis - общест­венный, товарищеский).

К их гениальным догадкам следует прежде всего отнести: ликви­дацию эксплуатации человека человеком; превращение государства в простое управление вещами и производством и развитие последнего по разумному плану; гармонизацию общественных отношений и формирование гармонически развитой личности; ликвидацию про­тивоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней; эмансипацию женщин; новую систему воспитания под­растающего поколения. Поскольку речь идет о возможных путях будущего общественного устройства, эти догадки имеют не только историко-познавательное, но и в определенном смысле практиче­ское значение.

Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс самой силь­ной стороной творчества социалистов-утопистов считали их критиче­ское отношение к утверждавшемуся капитализму. Одновременно они высоко ценили их предвосхищения будущего, в которых содержались зародыши почти всех позднейших социалистических идей. «Немец­кий теоретический социализм, - писал Ф. Энгельс, - никогда не забу­дет, что он стоит на плечах Сен-Симона, Фурье и Оуэна - трех мыс­лителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые ге­ниально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, пра­вильность которых мы доказываем теперь научно...» (Маркс К., Эн­гельс Ф. Сочинения. - Т. 18. - С. 498-499).

Передовые идеи мыслителей России и Беларуси

Многие идеи западных мыслителей, в т. ч. и социалистов-утопистов были использованы русскими революционерами- демократами В.Г. Белинским (1811-1848), А.И. Герценом (1812-1870), Н.Г. Чернышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым (1836-1861).Все они были единодушны в том, что главной движущей силой раз­вития общества являются народные массы. Исторический процесс рассматривали как борьбу угнетенных масс со своими угнетателями, поэтому отстаивали их право на борьбу, восстание, революцию. При этом они считали, что Россия может миновать капиталистический путь развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой видели праобраз будущего общества.

Идеи гуманизма и Возрождения, как и более поздние взгляды за­падных мыслителей, нашли отражение и в передовой мысли Белару­си той эпохи, в частности во взглядах Ф. Скорины (около 1490-1552), белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя. Он первым стал приобщать свой край к передовым идеям Запада, с которыми познакомился во время учебы и работы за границей и ко­торые были использованы при подготовке первой редакции «Статута Великого княжества Литовского» (1529 г.).

В комментариях к переведенной им на старобелорусский язык Библии он определяет законодательную деятельность как высшее призвание правителя, поскольку закон, по его мнению, упорядочива­ет отношения между сословиями и отдельными гражданами, придает общественной жизни смысл и взаимопонимание. Справедливым яв­ляется тот закон, говорил Ф. Скорина, который «не к пожытку едiнага человека, но к посполiтому добру напiсанный».

Выразителем передовых общественно-политических взглядов то­го времени и популяризатором истории и культуры Беларуси за ее пределами являлся поэт-гуманист М. Гусовский (около 1470-1533), автор «Песни о зубре» (1522 г.). Смелая критика поэтом феодальной политики и морали господствующих сословий, защита человеческой свободы оказали заметное влияние на социально-политические взгляды С. Будного. Ф. Скорина и М. Гусовский заложили гумани­стическую и свободолюбивую традицию в истории духовных иска­ний белорусского народа.

Видными представителями белорусской политической мысли то­го времени были также Андрей Волан (1530-1610), Сымон Будный (около 1530-1593), Василий Тяпинский (около 1540-1604), Михаил Литвин (XVI в.), Лев Сапега (1557-1633) и др.

Видную роль в развитии революционно-демократических поли- I ических идей и становлении национального движения в Беларуси сыграл Кастусь Калиновский (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского народов. Стал идеологом и одним из руководителей шляхетско-крестьянского вооруженного восстания против царского гнета 1863-1864 гг., после поражения которого был схвачен и казнен. Он организовал первую массовую на Беларуси газету «Мужыцкая прауда». В крестьянстве видел силу, способную обновить Беларусь. Освобождение народа - дело его собственных рук - считал К. Калиновский.

Политические учения современности

Правопреемником и продолжателем революционно-демократи­ческих и социалистических традиций западноевропейской социаль­но-политической мысли стало учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Эн­гельса (1820-1895) - марксизм. Однако марксизм не является про­стым продолжением предшествовавших ему социально- политических взглядов и идей. Он был вызван к жизни объективной необходимостью дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Основным из них являлся вопрос о путях достижения провозглашенных эпохой Просвещения социаль­ной справедливости и свободы личности. Поскольку буржуазным общественным отношениям решение его оказалось непосильным, возникла потребность в поиске путей достижения данной цели через социальное освобождение личности. Анализу этой кардинальной проблемы в сущности и посвящен марксизм.

Центральным направлением марксистского анализа политики как общественного явления стали сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом положения об обусловленности политических отно­шений способом производства материальных благ, о сущности клас­совой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти. С классовых позиций подходили они и к опре­делению происхождения и сущности политической власти, государ­ства как ее основного инструмента, к его будущему, а также ко мно­гим другим теоретическим и практическим вопросам политики.

Выдвинутые и теоретически обоснованные К. Марксом и Ф. Эн­гельсом идеи на Западе получили развитие в трудах В. Либкнехта, А. Бабеля, К. Либкнехта и Р. Люксембург (в Германии), П. Лафарга (во Франции), А. Лабриолы (в Италии), Г.В. Плеханова и В.И. Ле­нина в России и многих других мыслителей.

Со временем марксизм, становясь достоянием политического движения, приобрел различные оттенки. Фундаменталисты пытались и пытаются превратить это революционное и критическое учение в догму, своего рода пьедестал под собственной персоной. Догмати­ков раздражает разнообразие позиций по многим вопросам внутри са­мого марксизма. Но единство - это не тождество во всем, оно в при­знании основополагающих принципов и ценностей. Марксизм – это прежде всего метод, а не буква, не догма, а руководство к действию.

Высшим критерием истинности любой теории является практика, теория не может быть более права, чем жизнь. «Любая идея неизмен­но посрамляла себя, - отмечал К. Маркс, - как только вступала в про­тиворечие с практикой». Именно такой творческий подход к мар­ксизму является важнейшим условием сохранения главного в нем - его гуманистической направленности, творческого духа, привержен­ности поиску истины и утверждению справедливости. Именно в этом основная суть марксизма. Это уже потом его превратили в некую новую библию.

Следует признать, что не все положения классического марксиз­ма выдержали испытание временем. Это прежде всего преувеличение роли рабочего класса и соответственно недооценки роли крестьянст­ва и особенно интеллигенции, абсолютизация революционных форм борьбы и диктатуры пролетариата, толкование сущности государства как машины подавления и некоторые др.

Однако было бы неправильным на этом основании отрицать по­зитивную роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии общественной мысли, их научные достижения. Без марксистской методологии и сегодня невозможно дальнейшее развитие политической мысли.

В главном и основном марксизм сохраняет свою жизненную си­лу. Не устарела и марксистская теория классовой борьбы, которая подвергалась в прошлом и подвергается сегодня наиболее яростным нападениям, особенно справа. Правда, она нуждается в освобожде­нии от ее догматической абсолютизации, в частности в том, что по­нятие «классовая борьба » (производная от понятия «классовый инте­рес») рассматривалось как исходная категория при анализе социаль­ных процессов, как универсальный инструментарий их измерения.

Нельзя не заметить, что современный марксизм переживает пе­риод обновления, освобождения от позднейших, чуждых ему напла­стований. Это открывает перед ним новые перспективы.

И еще один небезынтересный факт. По итогам месячного голосо­вания в Интернете, организованного осенью 1999 г. британской Би- би-си, Карл Маркс признан самым выдающимся мыслителем второго тысячелетия. По популярности он обошел не только Ф. Ницше и Фо­му Аквинского, но и Эйнштейна и Ньютона, что немало удивило ор­ганизаторов опроса (Советская Белоруссия. - 1999, 26 октября).

Из сказанного, разумеется, не следует, что мы не должны обра­щаться к теоретическому наследию представителей иных направле­ний и школ политической науки. Более того, только на основе сопоставления результатов, полученных представителями различных на­учных направлений, можно полно и разносторонне исследовать ту или иную проблему политической жизни.

Остановимся кратко на характеристике социал-демократической разновидности социалистической идеологии, которой руководству­ются социал-демократические партии современного мира. О их поли­тическом влиянии свидетельствуют такие факты: в ходе парламент­ских выборов в западных странах за них регулярно отдают свои голо­са свыше 120 млн. избирателей; примерно в 30 странах, в том числе в большинстве стран Западной Европы, эти партии являются или не­давно являлись правящими (самостоятельно или в коалиции с родст­венными организациями).

Основу идеологии современных социал-демократов составляет концепция демократического, или гуманного, социализма. В пред­ставлении социал-демократов основные параметры «демократическо­го, гуманного, социализма» или, как его еше нередко называют, «со­циализма с человеческим лицом», таковы: многоукладность эконо­мики при наличии сильного государственного и частного секторов; социальная защита населения, широкая демократия, гуманизм.

Начало становления политологии как самостоятельной науки от­носится к концу прошлого века, когда стали появляться научные уч­реждения, специализирующиеся на исследованиях политических от­ношений. Первым из них была основанная в 1871 г. во Франции сво­бодная школа политической науки (ныне Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 г. создана Школа политических наук при Колумбийском колледже США, а в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки.

Первым крупным политологическим центром явилась созданная в 1889 г. Американская академия политической и социальной науки. Через тридцать лет, в 1919 г., в США был основан Гуверовский ин­ститут по проблемам войны, революции и мира. С конца XIX - нача­ла XX в. подобные центры стали появляться и во многих странах Ев­ропы. Развитие политической науки на Западе в этот период связано с именами таких крупных представителей европейской политической мысли, как М. Вебер, Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.

С середины XX в. науку, разрабатывающую теоретические пред­ставления о государственном управлении, стали называть политологией.

Следующей крупной датой в развитии политологии стал 1949 г., когда по решению ЮНЕСКО была создана Международная ассоциа­ция политических наук. Годом раньше ЮНЕСКО обратилась к пра­вительствам всех стран с призывом ввести в вузах курс политологии. Многие государства сразу же прислушались к этой рекомендации. Сейчас политологию изучают практически во всех странах мира.

В Советском Союзе данная рекомендация была принята к испол­нению лишь сорок лет спустя. В 1989 г. во многих вузах страны поя­вились кафедры политологии. Вскоре они сформировались во всех остальных вузах, в т. ч. и в Беларуси. Ныне данная дисциплина изу­чается во всех высших учебных заведениях нашей республики. Одна­ко путь к такой ситуации был долгим, извилистым и тернистым.

На заре политологии как самостоятельной науки - в конце XIX - начале XX в., когда в Западной Европе и США нарастал интерес к политическим знаниям и один за другим возникали политические центры, власти полукрепостнической царской России с порога отбра­сывали подобные новации. Официальная Россия придерживалась той точки зрения, что самодержавному царю как «божьему помазаннику» все это без надобности. Вскоре им дорого пришлось заплатить за по­добные заблуждения.

Крутой поворот в истории страны, начало которому положила Октябрьская революция, обусловил необходимость формирования и осуществления качественно новой внутренней и внешней политики. Это вызвало к жизни широкий спектр политических идей.

Основы советской науки о политике были заложены В.И. Лени­ным. Многие дооктябрьские и большинство послеоктябрьских его работ носят политологический характер, поскольку раскрывают про­блемы построения нового государства, осуществления диктатуры пролетариата, работы государственного аппарата, места и роли пра­вящей коммунистической партии в жизни общества, ее стратегию и тактику. Работы «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «О диктатуре пролетариата», его последние ста­тьи и письма явились крупным вкладом в становление отечественной политологии. Правда в тот период (с 1917 г. до конца 20-х гг. XX в.) политология в стране еще не выделялась в самостоятельную отрасль знания, ею занимались преимущественно практические политики.

С конца 20-х до начала 50-х гг. XX в. ситуация резко изменилась к худшему. В условиях сталинской диктатуры происходит полное подчинение политики идеологии. Творческая, нестандартная мысль подавлялась, а роль единственного генератора социально- политических идей присвоил себе И.В. Сталин. Выдвинутые им идеи об обострении классовой борьбы в условиях строительства социа­лизма, концентрации власти в руках исполнительного аппарата государства и партийной верхушки привели к массовым репрессиям, от­чуждению народа от средств производств и власти. Научные основы политики оказались излишними, и политологию, которая еще не ус­пела родиться как самостоятельная наука, постигла участь генетики и кибернетики.

В послесталинский период в развитии политологии намечаются две противоположные тенденции. С одной стороны, полититология начинает оформляться как самостоятельная наука: появляются рабо­ты Ф. Бурлацкого, И. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова и других, по­священные политологическим проблемам; в 1955 г. была создана Советская ассоциация политической науки, которая в 1961 г. стала коллективным членом аналогичной международной организации; в 1979 г. в Москве состоялся Международный конгресс политологов. С другой стороны, сохранились засилье политического доктринерства, нежелание и неумение правящей верхушки учитывать отечественный и зарубежный политический опыт. Как следствие, отмечалось тор­можение развития политологии. Она по-прежнему не имела само­стоятельного статуса и не преподавалась в учебных заведениях. Правда с середины 70-х гг. XX в. в некоторых вузах страны стали читать отдельные лекции и спецкурсы по актуальным проблемам политологии.

С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. XX в. ситуация ра­дикально меняется. Политизация масс, возникновение новых полити­ческих партий, необходимость принятия обоснованных, нестандарт­ных политических решений заставляет общество и власти повернуть­ся лицом к политологии. Она наконец приобретает статус самостоя­тельной науки и учебной дисциплины.

Сегодня политология - это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. По количеству исследований и публикаций она занимает первое ме­сто среди других общественных наук.

В заключение остановимся кратко на характеристике современ­ной западной политологии, ее наиболее влиятельных школ - амери­канской, английской, французской и итальянской.

Политологическая школа США сложилась в условиях полного господства идеологии и политики крупного капитала, фактического отсутствия организованного самостоятельного рабочего и демокра­тического движений. В значительной степени это стало следствием особенностей исторического развития страны, формирования ее социально-этнической структуры. Узость социальной базы ограничива­ет возможности социологических и политологических исследова­ний. В этой ситуации политологи акцентируют внимание на ис­следовании поведения различных групп и индивидов в ходе изби­рательных компаний, адресуя соответствующие рекомендации властным структурам.

Английская школа политологии испытывает значительное воз­действие со стороны относительно активных профсоюзов, других рабочих и демократических организаций и движений. Здесь широко исследуются проблемы социального прогресса и социальной спра­ведливости, демократические ценности, мотивация поведения элек­тората на выборах. Ее исследования отличаются большим разнообра­зием и политическим плюрализмом. Эта школа отличается более вы­сокой политической культурой, чем американская.

Французская и итальянская политологические школы, помимо вышеназванных проблем, много внимания уделяют изучению поли­тического поведения приверженцев разных политических партий и движений, мотивации поведения избирателей. Кроме того, здесь при­дают важное значение исследованию трудовых отношений, социаль­ных конфликтов и путей их разрешения, роли политических и обще­ственных структур на предприятиях и в обществе. На основе иссле­дования этих явлений разрабатываются практические рекомендации для властных структур.

Развитие западной политической науки сопровождалось и под­креплялось созданием новых политологических институтов, центров, ассоциаций. При этом в США развитие этих процессов идет преиму­щественно по линии проведения прикладных эмпирических исследо­ваний, а в континентальной Европе успешно развиваются историко- правовые, государствоведческие, политико-философские традиции. Следовательно, в первом случае преобладает эмпирическое начало, во втором - органически сочетаются эмпирическое и теоретическое.

В последнем десятилетии XX в. широко развернулись исследова­ния в области политической науки на постсоветском пространстве, особенно в России. Вышло немало книг, статей, учебных пособий по политологии. Тем не менее политическая наука здесь пока находится на начальной стадии своего развития. Как следствие, слабо анализи­руется и обобщается опыт политической действительности. В поли­тической науке и практике отмечается чрезмерное увлечение запад­ной традицией.

Таким образом, политическая мысль за несколько тысячелетий своей истории прошла сложный путь от наивных религиозно-мифологических представлений до сложных современных идейно-политических теорий. При этом на всех этапах истории она играла важную роль в жизни народов и государств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: