Урок 2. Россия на рубеже XIX—XX вв.
Время проведения: 90 мин.
Оборудование и материалы: Артемов, В. В., Лубченков, Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков — М., Академия, 2011.,
2 часть, § 65. Россия на рубеже XIX—XX вв., тетради.
Внимательно изучите§ 65. и дополнительную информацию, конспект запишите в тетрадь в соответствии с образцом (информация написанная курсивом, не записывается).
Территории и места сражений найдите на карте.
|
РОССИЯ И МИР
1 место по темпам развития промышленности
2 место по размерам территории(1м-В/б)
по длине ж/д (1- США)
3 место по численности населения
5 место по объему промышленной продукции (1-США, 2-В/б, 3-Германия, 4-Франция)
Россия отстает: по технической оснащенности предприятий, по производительномти труда, по доходам на душу населения, по размерам капиталов
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ:
- высокая концентрация ……………… производства.
- развитие ……………… объединений, в основном, синдикатов (совместная торговля)
-усилился процесс слияния ………….. капитала с ………. 5 банков имели более 50% капиталов
- пережитки ………….. тормозили ……………. страны
(главное - бедность крестьянства, узкий внутренний рынок).
- рост зависимости ………. промышленности от …………...
- Экономика ……… развивалась, но ее ………. ………….. не уменьшалось.
По уровню ………….. Россия = ……………..
ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ: неограниченная монархия (самодержавие)
-нет …………… органов власти
-нет ……….. политических партий
-нет политических ……….и свобод у населения (страна не граждан, а подданных)
ИМПЕРАТОР (глава З,И,С власти, ЦЕРКВИ)
| -нет конституции
СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ
|
|
Николай II (1894-1917 гг.)
Власть воспринимал как ……….
Россия не готова к введению …………………….., …………………
Задачи: укреплять …………...
|
ОППОЗИЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Политическая партия-организация единомышленников цель которой - приход к власти или участие в ней.
Главные документы: УСТАВ - определяет права и обязанности членов, систему управления.
ПРОГРАММА - определяет конечные цели, ближайшие задачи, тактику (методы борьбы)
Начните составление таблицы на развернутом листе тетради. На данном уроке заполните 1 и 2 части
ПАРТИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
НАЗВАНИЕ
| РЕВОЛЮЦИОНЕРЫСОЦИАЛИСТЫ
| ЭСЕРЫ
Партия социалистов-революционеров
| РСДРП
Российская социал-демократическая рабочая партия
| ГОД
| 1902 г
| 1898 г.-1 съезд: название
1903 г. -2 съезд: Программа,Устав
| Социальная опора
| крестьянство
| рабочий класс
интеллигенция
беднейшее крестьянство
| ЛИДЕРЫ
| ………
…………
…………
| большевики ……… (………)
меньшевики-.…………. (Ю.О.Цедербаум), Г.В………..
| ТАКТИКА
| террор
| революция
| ПРОГРАММА
|
|
| Российские либералы - с 1902 г. …………… издает журнал «……..».
Организация - «…………………………».
|
Рабочее и крестьянское движение.
| рабочее движение
| крестьянское движение
| причины
| низкая оплата труда, 11,5 час. рабочий день,
нет медицинского страхования, охраны труда,
| ………… годы
молоземелье
выкупные платежи,налоги
| требования
| увеличение ………. труда,
введение ………… страхования, …………
8 час. раб.день
«Долой ……….!», «Да здравствует ………».
| Отмена выкупных платежей.
Земля, снижение налогов
| методы
| забастовки, митинги, демонстрации
| грабили …….., угоняли ….., захватывали ……..
| особенности
| экономические лозунги + политические
организованный характер
массовость
| экономические лозунги
массовость
стихийность
| примеры
| 1901 г.-Петербург- Обуховская оборона.
1902 г.- забастовки на юге России.
| 1903 г.- Малороссия (Полтавская и Харьковская губернии)
| Политика власти
С одной стороны- подавление
С другой- стремились начать диалог с рабочими. Начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатоввыступил инициатором создания легальных рабочих организаций, касс взаимопомощи.
|
Практическая работа № 35 Анализ внешней политики России в начале XX
Дайте характеристику внешней политики России в начале XX в.
|
Направление
| Европейское
| Дальневосточное
| Цели
| Найти союзников
остановить гонку вооружений
| Усилить влияние в Восточной Азии.
| События
| 1894 г. оформлен русско-французский союз в противовес Тройственнму союзу (1882 г.) Германии, Австро-Венгрии и Италии
В 1899 г- мирная …………..:
- декларации о ………., ……… и …………...
- декларации о ……..и ………., о …………..
Призыв России остановить …………… никто ……..
1904 г.-союз Франции и В/б-Антанта
1707 г.-Россия присоединяется к Антанте
| 1896 г. договор об оборонительном союзе с Китаем против Японии
1897 г.-Договор с Китаем - строительство …….через территорию Маньчжурии.
В ходе войны с ……..(1894 —1895) Япония ……, под давлением России японцы ………..
-1898 г. - договор с Китаем об ………. Строительство …. и торгового ……..
| |
РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904 —1905 ГГ.
Каковы были причины русско-японской войны 1904 — 1905 гг.?
Составьте хронику военных действий.
Каковы были результаты войны?
ПРИЧИНЫ: противоречия из-за влияния в Корее и ………..
ХОД:
Январь 1904 г. –.
Апрель 1904 г. - Начало осады ………….
В конце 1904 г.- - решающий штурм ………….
20 декабря 1904 г.- А. М. …………….. сдал ………..
В феврале 1905 г. - сражение под ……………. было ………...
В мае 1905 г. - сражение у острова ………….., …………… эскадры.
ИТОГИ:Портсмутский договор от 23 августа 1905 г.
Россия ……………………………………., половину ………….
признала ………………...
ПРИЧИНЫПОРАЖЕНИЯ
Нехватка ………….. военачальников
Избранная командующим генералом А.Н. Куропаткиным ……………………………………………… Постоянные отступления …………….
Превосходство японцев в ……………, …………………, …………….духе.
Русские корабли уступали по ……………, …………, ………. и ………………...
Нет союзников, Японию поддерживали ………..и …………..
ПОСЛЕДСТВИЯ
………………1905 —1907 гг.
ПОЛКОВОДЦЫИ ФЛОТОВОДЦЫ
Капитан 1-го ранга ……………..- командир крейсера «Варяг»,
генерал …………….- герой Порт-Артура,
адмирал ………………..- командующий Тихоокеанской эскадрой
генерал ……………………- командующий Маньчжурской армией
А. М. ………………- начальник Квантунского укрепрайона
|