опорно-двигательного аппарата у детей




Скелет у ребёнка закладывается ещё в раннем утробном периоде и состоит преимущественно из хрящевой ткани, которая затем начинает заменяться костной тканью. Процесс окостенения протекает постепенно и полностью завершается к 20–25 годам.

В химическом составе костной ткани у детей преобладают органические элементы, поэтому их скелет обладает большой эластичностью и может легко подвергаться искривлениям.

Окостенение трубчатых костей, составляющих скелет конечностей, начинается ещё в утробном периоде и протекает медленно. Внутри тела трубчатой кости (диафиза) образуется полость, которая заполняется костным мозгом. Концы длинных трубчатых костей (эпифизы) имеют свои отдельные точки окостенения. Полное срастание диафиза и эпифизов завершается в возрасте от 15 до 25 лет.

Черепные кости у новорождённого также находятся в стадии окостенения и ещё не срослись между собой. Мозговой отдел черепа приблизительно в 7–8 раз больше лицевого. Между костями мозгового черепа имеются своеобразные перепончатые пространства - роднички, покрытые соединительной тканью. Всего родничков 6: 2 непарных и 4 парных. За счет наличия родничков объем мозгового черепа может уменьшаться в процессе родов. Малый (теменно- затылочный) родничок зарастает к 2–3 месяцам, а большой (лобно-теменной) к 1 году уже покрыт костной тканью. Черепные швы окончательно срастаются только к 3–4 годам.

Тазовая кость у детей состоит у них из трёх самостоятельных частей, примыкающих друг к другу: подвздошной кости, седалищной и лобковой. Примерно с 7 лет эти кости начинают срастаться между собой, и процесс их срастания в основном заканчивается к 20–21 годам, и тазовая кость становится единой. Это обстоятельство необходимо учитывать, особенно в отношении девочек. При резких прыжках с большой высоты на твёрдую поверхность может произойти незаметное смещение несросшихся ещё тазовых костей и в последующем неправильное их сращение.

Две тазовые кости и крестец образуют таз. До 8–9 лет таз мальчиков и девочек не отличается и имеет форму воронки. С периодом полового созревания в строении таза появляются половые отличия. Женский таз шире и короче. Крылья подвздошных костей более развернуты, а угол срастания лобковых костей у женщин ближе к тупому. Постоянное ношение обуви на высоких каблуках может привести к изменению формы таза.

С момента рождения начинает формироваться осанка, т.е. привычное вертикальное положение человека в покое и при движении. Важную роль в процессе развития правильной осанки играет позвоночный столб. В связи с прямохождением у человека позвоночный столб имеет S-образную форму. Выделяют два вида физиологических изгибов: лордоз – изгиб вперед (шейный и поясничный), кифоз – изгиб назад (грудной и крестцовый). Изгибы выполняют амортизирующую функцию, способствуют сохранению равновесия.

У новорожденного ребенка позвоночный столб почти не имеет изгибов и имеет вид дуги. Первый шейный лордоз образуется у ребёнка тогда, когда он начинает самостоятельно держать голову. В 4-6 месяцев ребенок начинает садиться, что приводит к формированию кифоза в грудном отделе. Позднее, в 8-12 месяцев, когда ребенок начинает вставать на ножки и учится ходить, под действием мыщц, которые обеспечивают сохранение вертикального положения туловища, образуется главный изгиб – поясничный лордоз. Уже к 3–4 годам позвоночник ребёнка приобретает характерные для взрослого человека изгибы, но они пока не фиксированы. Вследствие большой эластичности позвоночника эти изгибы у детей в лежачем положении сглаживаются. Лишь постепенно, с возрастом, изгибы позвоночника укрепляются, и к 7 годам устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны, а к наступлению половой зрелости – поясничной. По мере роста ребёнка, происходит процесс окостенения позвоночника.

Особенности развития позвоночника ребёнка обусловливают лёгкую его податливость и возможные искривления при неправильных положениях тела и длительных напряжениях, особенно односторонних. Поэтому искривление позвоночника у детей довольно распространенное явление (рис. 20). К нарушениям нормального положения позвоночника относят углубление или сглаживание его естественных изгибов, либо боковые отклонения о средней оси (сколиозы). Наиболее частыми причинами данных нарушений являются недостаточное развитие мускулатуры и длительная статическая нагрузка в условиях неправильного положения тела.

Вначале искривление позвоночника проявляется в виде нестойкого дефекта осанки, корригируемого самим ребенком. Если неправильное положение корпуса сохраняется постоянно, возникают вторичные изменения со стороны связочного аппарата и костной части позвоночника.

Рис.2 Искривление позвоночника

А – нормальное положение (вид сзади); Б – сколиоз; В – нормальное положение (вид сбоку); Г – поясничный лордоз; Д – грудной кифоз.

 

Различают следующие нарушения осанки:

- сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

- круглая спина – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза (как правило, ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами);

- кругло-вогнутая спина – все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза, колени максимально разогнуты;

- плоская спина – уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен, лопатки – крыловидны;

- плоско-вогнутая спина – уменьшение спинного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Школьная гигиена предъявляет строгие требования к школьной мебели и к посадке детей за рабочим столом (партой). Причинами развития неправильной осанки может быть несоответствие высоты стола и стула росту ребенка, а также привычкой сидеть на далеко отставленном стуле. При длительной неправильной посадке, когда ребёнок опирается грудью о край стола, может произойти изменение грудной клетки и могут иметь место нарушения в её развитии. Это в свою очередь неблагоприятно отражается на нормальном развитии и деятельности лёгких, сердца и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной клетке.

Согнутое положение корпуса может возникнуть во время учебных занятий при наличии нарушений со стороны зрения, слуха, плохого освещения рабочего места. К отрицательным моментам следует отнести также сон и отдых ребенка на слишком мягкой постели с большой подушкой. Влияние указанных выше условий особенно отрицательно сказывается на фоне слабого развития мышц, главным образом мышц спины. Неправильная осанка может превратиться в стойкое искривление позвоночника, которое трудно поддается исправлению. Необходимо устранить все условия, которые могут отрицательно сказаться на форме позвоночника.

В связи с прямохождением человеческая стопа имеет форму свода, основаниями которого служат задний упор пяточной кости, а впереди – головки первой и второй плюсневых костей. Свод обладает способностью эластического растяжения, «пружинит», благодаря чему смягчаются удары о почву. Для предупреждения плоскостопия (уплощение свода стопы) не следует в период активного роста человека носить тесную обувь, а также длительно носить обувь на высоком каблуке. Узкая обувь, стягивая стопу, затрудняет работу свода как пружины и ведёт к образованию плоской стопы. Высокие каблуки изменяют форму свода и распределение нагрузки на стопу, переносят центр тяжести вперёд, вследствие чего приходится наклонять туловище назад, чтобы при ходьбе сохранить равновесие.

Будущему педагогу знание возрастных особенностей окостенения кисти руки у ребенка необходимо для правильной постановки обучения детей письму и трудовым процессам. У новорожденного запястных костей совсем ещё нет, и они только ещё намечаются. Процесс развития их протекает постепенно, они становятся видимыми, но ещё не вполне развитыми только у детей 7 лет.

Процесс окостенения фаланг пальцев руки заканчивается к 9–11 годам. Лишь к 10–13 годам завершается процесс окостенения запястья. В связи с этим быстрое (беглое) письмо детям младших классов не удаётся. Также ребёнку для письма необходимо давать доступную для него по размеру и форме ручку.

Данные возрастные особенности опорно-двигательного аппарата у детей необходимо учитывать и при разработке и проведении занятий по физкультуре. Умеренные и доступные для детей физические упражнения являются одним из средств укрепления костной ткани. Упражнения верхней и нижней конечностей усиливают процессы роста длинных костей. Отсутствие движений, давление на костную ткань (путём пеленания, сдавливающей тело одежды и т. п.), неправильное положение тела, чрезмерные, односторонние физические нагрузки влекут за собой замедление процессов роста костной ткани и возникновение различных дефектов в осанке.

Таким образом, в связи с возрастными особенностями скелета ребенка дошкольного и школьного возраста неправильная организация учебно- воспитательной работы и принуждение ребёнка к непосильным для его возраста физическим упражнениям могут быть причиной патологически изменений детского скелета. Благоприятные условия внешней среды питание, активный образ жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом оказываю положительное влияние на формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки у детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: