Психологическая характеристика стресса




Психологический стресс – одна из самых сложных междисциплинарных проблем, находящихся на стыке психологии, психофизиологии и физиологии. Трудно представить человека, который бы не подвергался факторам, провоцирующим возникновения стресса. Более того, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой стороны, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

Проблема стресса впервые была рассмотрена в работах канадского физиолога Ганса Селье, который в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и, если напряжение истощает ресурсы человека, то наступает болезнь или даже смерть.

К настоящему времени в психологии накоплена богатая эмпирическая база исследований и показано, что стресс – это многоплановое, многоуровневое психологическое явление, характеризующееся динамичностью, длительностью и интенсивностью.

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля. Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому, что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции. Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может, как снижать, так и повышать устойчивость организма.

Следует отметить, что факторы, вызывающие состояние стресса, принято называть «стрессорами», а совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессов, – общим адаптационным синдромом.

В современной литературе существуют различные классификации стрессов:

1. Повседневный стресс – реакция организма на мелкие и незначительные события, появляющиеся в повседневной жизни, но которые оказывают негативное влияние на индивида, например, текущие проблемы со здоровьем, нехватка денег на одежду, проблемы с приготовлением пищи и др.

2. Эмоциональный стресс – ответная реакция на перенапряжение нервной системы.

3. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

4. Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.

Известный российский ученый в области стресса и стрессоустойчивости, доктор биологических наук, профессор МГЭИ Ю. В. Щербатых выделяет три типа стресса по способности человека влиять на него:

1) стрессы, которые не зависят от нас;

2) стрессы, на которые мы можем реально повлиять;

3) стрессы, которые являются плодом нашего собственного воображения.

Следует различать два вида стресса:

1) эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (“stress” (англ.) – давление, нажим, напряжение);

2) дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах (“distress” (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда).

К причинам стресса у людей чаще всего относят потерю близких, проблемы со здоровьем, испорченные отношения с другими, общение с неприятными людьми, финансовые трудности, безработицу, нехватку времени и недостаток отдыха, соревнования или публичные выступления.

Стресс также может быть объективным и субъективным. Под объективным стрессом понимают наличие у человека физиологических и психологических расстройств. Под субъективным стрессом понимают снижение общего психоэмоционального фона. Необходимо понимать, что психика и тело – это части одной энергоинформационной системы. Если есть изменения в теле, то это отразится на психическом состоянии человека, и, наоборот, изменения в психическом состоянии будут приводить к телесным трансформациям.

Современный человек испытывает стрессы, но не такие, как человек древний. Современный стресс проявляет себя, прежде всего на психологическом уровне, а уже затем на уровне физическом. Зачастую у современного человека под воздействием психологических трудностей нет возможности на физическом уровне отреагировать на все напряжение, которое сосредотачивается в теле.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как позитивное мышление, самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т. д.

В своей книге «Стресс без дистресса» Ганс Селье рассматривал стресс как физиологическую реакцию на физические, химические и органические факторы. Эти реакции доказывают, что:

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Г. Селье обобщив все результаты своих исследований, пришел к выводу, что развитие стрессовой ситуации проходит три стадии, которые он назвал общим адаптационным синдромом.

Первая стадия проявляется при первом появлении стрессора и носит название стадия тревоги. Для этой стадии характерны снижение уровня резистентности организма, нарушение некоторых соматических и вегетативных функций. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Вторя стадия, стадия резистентности (сопротивления), наступает при продолжительном воздействии стрессора, когда возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Третья стадия – это стадия истощения. Наступает при нарушении механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Эти три фазы развития стресса можно проследить на большом отрезке времени. Интенсивность реакций человека зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора.

Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:

• несоответствие ожидаемых и реальных событий;

• стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;

• стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;

• несоответствие виртуального и реального миров;

• стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);

• невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);

• неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.);

• неадекватная реализация условных сигналов.

К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:

• условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);

• взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);

• экономические факторы;

• политические факторы;

• чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).

Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции.

Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:

– постоянное ощущение усталости;

– бессонница;

– нехватка времени;

– невозможность сосредоточиться;

– невозможность принять решение;

– плохой или чрезмерный аппетит;

– повышенная раздражительность;

– недовольство собой, неуважение к себе;

– боли в области позвоночника;

– головные боли;

– чувство беспомощности и безнадежности;

– необоснованный страх, тревога;

– злоупотребление курением, алкоголем;

– потеря интереса к своему внешнему виду;

– сексуальные расстройства;

– головокружение;

– скачки давления;

– нервный тик;

– расстройства пищеварения.

В случае продолжительного стресса истощение приводит к нервному срыву, а иногда и к серьезным физиологическим нарушениям.

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В заключении можно сделать вывод, что стресс - это обычное и часто встречающееся явление. Небольшой стресс неизбежен и безвреден. Но, нужно следить за интенсивностью стресса, так как большой стресс может причинить вред не только психологическому здоровью человека, но и физическому.

Выделяют два вида стресса, эустресс - нормальный стресс, и дистресс – патологический стресс. Причинами стресса может быть всё что угодно, и ни один человек не защищён от его влияния. Общий адаптационный синдром проходит в три стадии:

- стадия тревоги;

- стадия резистентности (сопротивления);

- стадия истощения.

Интенсивность реакций человека зависит от того, насколько значим действующий фактор в определенной ситуации.

Типы стресса по способности человека влиять на него:

- стрессы, которые не зависят от нас;

- стрессы, на которые мы можем реально повлиять;

- стрессы, которые являются плодом нашего собственного воображения.

Стрессовые ситуации могут негативно повлиять на жизнедеятельность человека, но так же успешное их преодоление, может стать причиной личностного роста. Постоянное сосредоточение внимания на светлых моментах жизни, поможет в борьбе со стрессом. Для того чтобы процесс избавления от стресса двигался, нужно чтобы человек сам захотел выйти из стрессового состояния.

 

Список литературы:

 

1. Зинченко, Е. В. З-636 Психологические аспекты стресса: учебное пособие / Е. В. Зинченко; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 91 с.

2. Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): учебнометодическое пособие/Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2019. – 124 с.

3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983. — 368 с.

4. Мельникова, М. Л. М48 Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие / М. Л. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие /Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: