Беседа «Можно ли обойтись без старшего поколения?»




Программное содержание:

1. Расширять и углублять понятия детей о статусе старшего поколения в обществе; научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых; формировать навыки поведения в различных ситуациях, осознанное отношение к требованиям взрослых (родителей).

2. Развивать эмоциональное восприятие и нравственную оценку, способность к сопереживанию; совершенствовать навыки монологической и диалогической речи; развивать основы мимики и пантомимы.

3. Воспитывать добрые отношения между детьми, уважительное отношение к старшему поколению, коммуникабельность.

Словарная работа: галерея, взрослый, имя-отчество, мимика, жест, эмоции.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи с лирической музыкой, репродукции картин с изображением взрослых людей, 2 листа формата А3, цветные фломастеры, медали для детей.

Предшествующая работа: беседы о семье; о своих имени, отчестве, фамилии; о правилах поведения в общественных местах; чтение рассказов с социальной тематикой («Честное слово»); коммуникативные игры-упражнения; словесные игры с мячом, рассматривание репродукций картин с социальной тематикой русских художников-реалистов Репина, Сурикова, Серова, Иванова, слушание музыки русских композиторов Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Ход НОД:

I. Организационная часть:

Форма проведения: интеллектуальная разминка, экскурсия. Цель: создать добрую творческую атмосферу, положительный настрой, вызвать желание общаться и узнавать новое.

(Дети стоят на ковре, взявшись за руки. Звучит лёгкая, мелодичная музыка – Ф.Шуберт «AveMaria»).

- Ребята, за этот год вы заметно подросли, повзрослели, стали серьёзнее, умнее. Мне это очень приятно. Сегодня наше занятие будет особенным. Обычно я сама вам предлагаю тему для разговора, а сегодня попрошу вас самим подумать, о ком и о чём мы будем говорить.

Давайте представим, что мы попали в картинную галерею (на выставку картин). (Дети ходят по галерее, рассматривают картины с изображением портретов взрослых людей).

Какова будет тема нашего занятия? Как можно назвать одним, общим словом тех, кто изображён на картинах? О ком пойдёт сегодня речь? (О взрослых). Правильно, эта выставка портретов взрослых людей. И говорить сегодня мы с вами будем о взрослых, окружающих нас (родных, знакомых). О значении взрослых в нашей жизни.

II. Основная часть:

1. Форма проведения: рассказ, беседа. Цель: развить понятие о социальной роли взрослого, сформировать положительное отношение к старшему поколению. (Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом).

- Ребята, представьте такую ситуацию, давным-давно в Парагвае племя дикарей забыло на поляне двухлетнюю девочку. А что, если её никто не найдёт? Как вы думаете, что произойдёт с ней дальше?

(Она будет жить, как Маугли? Будет жить одна и добывать еду?

Научится ли она жить, как люди?

Кто поможет ей, чтобы стать такой, как мы?

Можно ли обойтись без старшего поколения?

Почему? Чему можно научиться у старшего поколения?)

(Правильно умываться, одеваться, готовить еду, общаться, ухаживать за растениями и животными).

Вы согласны с тем, что у взрослого многому можно научиться?

Почему быть взрослым сложно? Потому, что – это очень большая ответственность! А вы хотели бы почувствовать себя взрослыми?

2. «Я – взрослый»

Форма проведения: игра-этюд. Цель: развитие фантазии и воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, желание почувствовать себя взрослым. (Дети сидят на стульчиках, поочерёдно вставая и выполняя задание, звучит спокойная музыка – Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»).

Ребята, попробуйте представить себя взрослыми. Подумайте, как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Во что вы одеты? Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени-отчеству? Давайте поиграем. Я буду называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, пройдётся, как ходят взрослые. Затем протянет руку другому ребёнку, поздоровается и представится по имени и отчеству. Например: «Здравствуйте, я – Вера Евгеньевна», «Здравствуйте, меня зовут Игорь Иванович» и т.д. (Дети поочерёдно играют, выполняют роли).

- Понравилось вам быть взрослыми? Почему?

Вот видите, мы все побывали в роли взрослого человека.

Физкультминутка. «Моя родня» (Я. Аким)

Мама с папой – моя родня!

(прав. рука в сторону, лев. рука в сторону, руки на пояс)

Нет роднее родни у меня!

(повороты головы в стороны)

И сестрёнка – родня, и братишка,

(наклон вправо, наклон влево)

И щенок лопоухий Тишка.

(наклон вперёд, наклон назад)

Я родных своих очень люблю,

(обнять себя за плечи)

Скоро всем им подарки куплю:

(большой круг руками)

Папе будет моторная лодка,

(присесть, встать)

Маме в кухню – волшебная щётка,

(потереть руками друг о друга)

Молоток настольный – братишке,

(хлопки руками)

Мяч – сестрёнке, конфеты – Тишке!

(прыжки, руки опустить)

Ребята, а всегда ли правильно мы ведём себя со взрослыми людьми? (ответы детей). Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю послушать и обсудить один интересный рассказ.

3. Форма проведения: обсуждение и проигрывание проблемной ситуации. Цель: побуждать к проявлению сопереживания взрослым, умение высказываться, давать оценку ситуации.

«Вечером забирать из детского сада Лёшу пришла забирать бабушка. Мальчик привык, что это всегда делал папа, с которым они, не торопясь, могли прогуляться и походить в детском парке. В присутствии воспитателя и своих сверстников Лёша начал капризничать и требовать, чтобы бабушка ушла, а за ним пришёл отец».

- Как вы считаете, ребята, правильно ли поступил мальчик?

- Что чувствовала в этой ситуации бабушка?

- Кого вам жалко в этой ситуации?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

4. Форма проведения: ролевая гимнастика. Цель: эмоциональная разрядка, развитие воображения, мимики и пантомимы. (Дети встают, делают круг).

Задание: с помощью мимики и пантомимы показать:

_ мальчик капризничает;

_ мальчик сердится;

_ мама огорчается;

_ дети возмущаются;

_ мальчик и мама радуются.

- Отлично справились с заданием, вы показали с помощью мимики и жестов наши разнообразные эмоции, которые есть и у детей, и у взрослых. Давайте, ещё немного поупражняемся:

_ нахмурьтесь, как рассерженный упрямец;

_ улыбнитесь, как кот на солнышке;

_ представьте, что ваш любимый воздушный шарик лопнул;

_ порадуйтесь, как мама малышу.

Я вспомнила одну песню, где есть такие слова:

Давай, мы не будем ссориться никогда, никогда!

Давай, ещё раз помиримся навсегда, навсегда!

Хорошие слова? Возьмитесь за руки. Не забывайте эти слова. Давайте договоримся, что сегодня вечером вы придёте домой, обнимите свою маму и скажете ей эти слова.

III. Закрепление:

«Волшебные картинки»

Форма проведения: коллективная творческая игра. Цель: развитие потребности в творческом самовыражении, умение оценивать свой вклад в коллективной работе, формирование чувства взаимовыручки и взаимопомощи. (Дети переходят для работы за столы).

Участники игры делятся на две группы (команда мальчиков и девочек). Сообщаются правила игры.

- Сейчас мы с вами попробуем нарисовать одного взрослого члена семьи для нашей картинной галереи. Какие взрослые члены семьи живут вместе с нами дома? Кого будет рисовать команда мальчиков? А команда девочек? Работать будем следующим образом. Я включу музыку, а вы должны будете нарисовать на одном листе бумаги этого человека за то время, пока музыка звучит. Когда музыка прекратится, каждый из вас передаст свой листок сидящему рядом слева игроку команды и игра продолжится. Следующий участник должен будет дорисовать этот портрет как можно интереснее, тоже под музыку (звучит пьеса М.Равеля «Болеро»).

По окончании игры 2 портрета вешаются в картинную галерею и организуется просмотр, где дети могут высказаться о работе, больше всего им понравившейся, с объяснением причины своего выбора.

- Молодцы, каждый из вас внёс свой вклад в общее дело. Мне очень понравились обе ваши коллективные работы. Именно благодаря общему делу и вашим стараниям получились такие портреты и наша картинная выставка стала ещё разнообразнее. Вы почти уже взрослые ребята. Я хочу вас наградить специальными медалями, за то, что вы справились с заданием. На медалях так и написано: «Я почти взрослый». Это очень большая ответственность – носить такую медаль. Поздравляю вас!

IV. Итог занятия:

«Сердце на память».

Форма проведения: упражнение на расслабление. Цель: умение сосредоточиться, быть внимательным, выражать свои чувства при помощи жестов.

(Дети встают в круг).

- Ребята, давайте попробуем найти у себя слева в груди сердце. Положите на него руку и в тишине послушайте, как оно бьётся. Почувствуйте его тепло своей ладонью. (Звучит медленная, светлая музыка – И.С. Бах «Ария» из сюиты №3). Второй ладонью накройте первую. Стараясь сохранить тепло в руках, сложите ладони в виде сердца. А теперь подойдите друг к другу и прикоснитесь своим «сердцем» к груди друга, подарите тепло своего сердца другу на память!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: