АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ПРОГРАММА
ГосударственноГО экзаменА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Составитель:
к.и.н., доцент Маторин А.М.
Москва 2016
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденным ректором АНО ВО «Национальный институт бизнеса».
Рецензент: к.ю.н., доцент заведующий кафедры государственно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета Царёв А.Ю.
Утверждено на заседании Совета факультета.
Протокол №8 от 26 июня 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
2. ОРГАНИЗАЦИОНННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»…………………………………….3
3.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН…………………………………………………………8
4.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО «ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»……………………………………………………..……………………….20
5.УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, КОММЕНТАРИИ ………………..21
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая программа государственного экзамена по дисциплине «Теория государства и права» выпускников АНО ВО «Национальный институт бизнеса» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464;Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; Приказом Минобрнауки РФ от 29.06.2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», Уставом АНО ВО «Национальный институт бизнеса» (далее – Институт) и другими локальными актами Института.
Программа распространяется на всех обучающихся Института, осваивающих образовательную программу по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» вне зависимости от форм обучения и форм получения образования и претендующих на получение документа о высшем образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.
ОРГАНИЗАЦИОНННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ДИСЦИПЛИНЫ«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Государственный экзамен по «Теории государства и права» проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция Института и включает в себя теоретические вопросы по учебной дисциплине «Теория государства и права».
Целью государственного экзамена является: установить уровень подготовки выпускника образовательного учреждения к выполнению профессиональных задач, проверить и оценить соответствие его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта, решить вопрос о присвоении выпускнику квалификации по полученной специальности.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки.
Процесс изучения дисциплины предполагает формирование компетенций:
а) общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-4 способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-6 иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону.
б) профессиональные компетенции (ПК):
ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК – 4 способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
ПК – 9 способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
ПК-15 способность толковать различные правовые акты;
ПК-16 способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности.
Так, в результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- природу и сущность государства и права;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции;
- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права;
- особенности государственного и правового развития России на современном этапе;
- роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;
- основные факторы, определяющие развитие права и государства, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией;
- понятийный и категориальный аппарат теории государства и права;
- основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его будущей работы, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;
- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.
владеть:
- юридической терминологией;
- навыками работы с правовыми актами;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий;
- навыками реализации норм материального и процессуального права;
- навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
В соответствии с общепринятыми требованиями к проведению государственного экзамена, он должен проводиться торжественно, в обстановке доброжелательности к выпускникам. Соответствующим образом должно быть подготовлено помещение, а экзаменатор обязан внимательно, заинтересованно отнестись к каждому отвечающему, независимо от того, как он отвечает на вопросы. В силу определённого психологического напряжения слушателей, преподавателю целесообразно помочь экзаменуемому правильно уяснить вопросы, поставленные в экзаменационном билете. Основные правила и порядок проведения экзамена доводятся до студентов заблаговременно в ходе консультаций.
Прием государственного экзамена по «Теории государства и права» осуществляется по утвержденным билетам. Каждый билет включает по два теоретических вопроса. Количество билетов должно быть на 15 % больше числа экзаменующихся в учебной группе. До сведения аттестуемых содержание экзаменационных билетов предварительно не доводится, повторное использование билетов не допускается.
Для приема государственного экзамена на одного студенту отводится до 30 минут. На подготовку к ответу представляется не более 45 минут. При проведении экзаменов необходимо иметь программы по «Теории государства и права», экзаменационную ведомость и экзаменационные билеты. В аудитории, где проводится государственный экзамен, могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся. Выпускник до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы экзаменатору.
Экзаменуемый отвечает на все вопросы билета. Прерывать его и задавать дополнительные вопросы до окончания ответа не рекомендуется, однако если выпускник отвечает не по существу вопроса, ему следует указать на это. Убедившись в отличных знаниях экзаменуемого по одному вопросу, можно прервать его ответ и попросить перейти к следующему.
Дополнительные вопросы должны, как правило, быть связаны с основными вопросами. Постановка других вопросов нежелательна, так как экзаменуемый всё своё внимание сосредоточивает на вопросах экзаменационного билета и переход к другим проблемам может оказаться для него в силу его психологического состояния затруднительным.
При оценке знаний, особенно когда речь идёт о высокой оценке, желательно проверить знания не только теоретических положений, но и знание существующей нормативной базы, относящейся к данным вопросам.
По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию.
Обучающийся подаёт в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена. Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
Апелляция рассматривается не позднее 2 рабочих дней со дня подачи апелляции на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель государственной экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию.
Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение 3 рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.
Основные критерии при выставлении оценки:
Результаты сдачи государственного экзамена по «Теории государства и права» определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется выпускнику, который глубоко и прочно усвоил учебный материал, последовательно и логически стройно излагает ответ на вопросы билета, умело увязывает теорию с практикой государственно-правового развития. При этом выпускник демонстрирует полное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, точное знание основных понятий, в рамках обсуждаемых заданий. Логически последовательно и исчерпывающе даёт ответы на все основные задания билета, а также дополнительные вопросы экзаменатора.
Демонстрирует высокий уровень владения общекультурными и профессиональными юридическими компетенциями, предусмотренными ФГОС.
Оценка «хорошо» выставляется выпускнику, твердо знающему учебный материал, грамотно и по существу излагающему его. При этом выпускник демонстрирует правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора. В ответе допустимы отдельные ошибочные правовые позиции и взгляды, не влияющие в целом на качество ответа. Возможны неточности в отдельных правовых подходах или некорректное изложение отдельных положений и норм.
Демонстрирует необходимый уровень владения ключевыми общекультурными и профессиональными юридическими компетенциями, предусмотренными ФГОС.
Оценка «удовлетворительно» выставляется выпускнику, который в целом раскрывает содержание задания билета. Допускает неполные ответы на основные вопросы, ошибки в ответе, недостаточное понимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Имеет фрагментарное знание позиций научных школ по вопросам билета.
Демонстрирует минимально необходимы уровень владения ключевыми общекультурными и профессиональными юридическими компетенциями, предусмотренными ФГОС.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется выпускнику, который имеет существенные пробелы в знаниях учебного материала по дисциплине, допускает принципиальные ошибки при ответе на основные вопросы. Не понимает сущность дополнительных вопросов в рамках заданий билета.
Отсутствует минимально необходимый уровень владения ключевыми общекультурными и профессиональными компетенциям, предусмотренными ФГОС.
Обсуждение результатов государственного экзамена в отношении каждого выпускника производится на закрытом заседании подкомиссии. Решение об оценке принимается открытым голосованием, в котором принимает участие только состав данной подкомиссии, простым большинством голосов. При равном числе голосов голос председателя подкомиссии является решающим.
Результаты сдачи экзамена заносятся в экзаменационную ведомость, которая утверждается председателем Государственной аттестационной комиссии в день сдачи государственного экзамена. Итоги сдачи государственного экзамена объявляются выпускникам в день утверждения экзаменационной ведомости.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ, ВЫНОСИМЫХ НА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
Раздел I. Введение