Система логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников




Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Раздел I. Диагностика
Исследование состояния устной речи 1 час — исследование звукопроизношения; — исследование фонематического восприятия; — исследование звукового и слогового анализа, синтеза, представлений; — исследование грамматического строя речи; — исследование словарного запаса; — исследование связной речи. — отраженная речь; — ответы на вопросы; — выделение звуков из слогов, слов; — деление слов на слоги; — составление рассказа по картинке и серии сюжетных картинок; — пересказ текста.
Исследование состояния начальных навыков чтения 1 час — выявление знания печатных и прописных букв; — исследования навыка чтения слогов; — исследования навыков языкового синтеза. — нахождения заданных печатных и прописных букв среди других; — чтение слоговых таблиц; — составление слов из разрезной азбуки.
Исследование состояния неречевых психических функций 1 час — исследование состояния зрительных функций (внимания, памяти, поля зрения); — исследование состояния слуховых функций (внимания, памяти); — исследование состояния мышления; — исследование состояния зрительно-моторной координации; — исследование состояния графомоторных навыков; — исследование состояния природного темпа деятельности и мотивации учения. — корректурные пробы; — графические диктанты; — методика «Оперативная память», «Запомни пару»; — диагностические методики на изучение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания; — диагностические методики на изучение наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. — анкетирование, для определения школьной мотивации.
Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Раздел II. Формирование неречевых психических функций, необходимых для предупреждения трудностей в формировании процесса чтения
Совершенствование восприятия 4 часа — развитие избирательности восприятия; — обучение восприятию текста с учетом отдельных элементов на фоне целого; — расширение поля зрения; — развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации. — опознавание контурных, недорисованных изображений; — нахождение наложенных и зашумленных букв и изображений; — работа с геометрическим материалом: «Танграмм», «Колумбово яйцо», кубики Каоса; — корректурные пробы различного содержания; — дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.
Совершенствование внимания 6часов — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие концентрации и устойчивости внимания; — расширение объема внимания; — развитие распределения, переключения внимания. — работа с лабиринтами различной модификации; — отыскивание отличий, фрагментов в картинках; — нахождение слов в буквенных таблицах и лабиринтах; — переписывание бессмысленных слов; — дорисовывание узоров по определенному правилу; — чтение текста до указанного слова или предложения; — чтение предложений и текстов с одновременным слуховым зашумлением.
Совершенствование памяти 6часов — тренировка зрительной и слуховой памяти; — развитие кратковременной и долговременной памяти; — формирование словесно-логической памяти. — запоминание изображений предметов; — запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; — чтение и запоминание слов и предложений различной длинны и содержания; — разучивание стихотворных текстов; — запоминание числовых и словесных последовательностей.
Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Совершенствование мышления 9часов — развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; — тренировка способности создавать мысленный образ; — тренировка способности устанавливать логические связи между словами. — разгадывание буквенных и символьных ребусов; — разгадывание кроссвордов и анаграмм; — чтение и отгадывание загадок; — чтение с установлением логической связи между словами; — работа над смысловой стороной пословиц и фразеологизмов; — словесное рисование; — работа с сериями сюжетных картинок: установление последовательности и пересказ; — чтение текстов с пропущенными словами.
Раздел III. Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие навыков языкового анализа и синтеза 12часов — развитие анализа структуры предложения; — развитие слогового анализа и синтеза; — развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. — определение границ предложений в тексте без точек; — придумывание предложений по картинке, с заданным словом; — придумывание предложений по опорным словам; — работа с деформированными предложениями; — составление графических схем предложений и предложений по схемам; — определение места заданного слова в предложении; — выделение гласных из слога, слова; — добавление недостающих букв и слогов в слова; — составление слов из слогов и букв данных в беспорядке; — составление графических моделей слов; — определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Развитие морфологической системы языка 9часов — совершенствование навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов; — дифференциация грамматических значений; — дифференциация единственного и множественного числа; — закрепление бессоюзных и предложно-падежных конструкций; — совершенствование навыков согласования; — дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. — преобразование существительных в прилагательные и глаголы; — разгадывание морфологических шарад; — дополнение предложений подходящими предложно-падежными конструкциями; — упражнения на дифференциацию частей речи; — практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени и вида глагола; — упражнения на согласование различных частей речи; — подбор однокоренных слов, составление цепочек из однокоренных слов; — работа с деформированными словами.
Совершенствование синтаксической структуры предложения 5часов — совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; — совершенствование умений составлять сложные бессоюзные предложения; — совершенствование умений составлять сложносочиненные предложения; — совершенствование умений составлять сложноподчиненные предложения. — составление двусоставных предложений по опорным словам и картинкам; — упражнения на распространение предложений главными и второстепенными членами; — упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов; — работа со схемами предложений; — преобразование предложений, путем допустимого изменения порядка слов в нем; — добавление в предложения подходящих по смыслу сочинительных и подчинительных союзов; — подбор концовки предложения с опорой на имеющийся союз; — стилистическая правка предложений.
Тема Кол-во часов Содержание работы Виды работы
Совершенствование лексической стороны речи 5 часов — работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря; — совершенствование умения пользоваться лексикой в различных ситуациях общения.   — упражнения на подбор слов по лексическим темам, нахождение «четвертого лишнего»; — работа над родовыми понятиями и видовыми отличиями слов; — упражнения на замену рядов глаголов существительными; — подбор синонимов и антонимов к существительным, прилагательным и словосочетаниям; — чтение предложений и текстов с недостающими словами; — подбор названий к тексту и текстов к имеющимся названиям.
Совершенствование семантической стороны речи 12 часов — совершенствование умения понимать прочитанные слова и предложения; — развитие умения осознавать смысловую структуру текста. — добавление в предложения недостающих слов; — исправление логически неправильно построенных предложений; — подбор к сюжетным картинкам предложений; — составление рассказов из предложений, написанных в беспорядке; — чтение текстов с определением главной мысли; — лексико-грамматическое прогнозирование текста; — ответы на вопросы по прочитанному тексту; — составление плана рассказа; — пересказ прочитанного текста с опорой на составленный план и без него; — придумывание начала и конца к тексту.
             

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: