Мужественные мужчины-христиане: Какие они?




 

В РПЦ я, конечно, встретила пример мужественного христианского поведения. Во-первых, это митр. Антоний (Блюм). Несмотря на то, что он был тесно душевно привязан ксвоим маме и бабушке, владыка стал настоящим мужчиной-христианином. В первую очередь его закалила эмиграция и участие в качестве врача-хирурга во Второй Мировой войне. Он работал руками и головой. Я думаю именно поэтому, когда он говорил проповеди или беседы, он взвешивал каждое слово. Ведь за словом всегда должно стоять дело - личный пережитый опыт. Тогда слово будет действенно. Тоже самое я бы сказала и о свт. Луке Войно-Ясенецком. Это был действительно мужественный человек, настоящий мужчина-христианин, который в годы гонений принял сан и не оставил профессию хирурга. Почти без инструментов, он удачно делал сложные операции на глаза. С этими упоминаемыми мной (ныне покойными) людьми я не общалась. Я о них слышала или их читала.

 

Но встретила ли я лично в РПЦ настоящих мужчин-христиан? Конечно.

Во-первых,это - мой духовник архим. Иов (Гумеров). В своей жизни он успел сделать все: вмиру он успел позаниматься наукой, создать семью, воспитать детей, стать священником и пастырем. Потом, уйдя в монастырь, он успел стать братским духовником, успел написать несколько книг, в том числе свои воспоминания. Но самое главное, на мой взгляд, он успел стать духовным отцом. Будучи духовником, он был открыт к приходившим к нему людям, к людским проблемам и людским страданиям, ни от кого не бегал. Сейчас он не исповедует, но молится.

 

Вторым примером, для меня является в каком-то смыслеархим. Савва (Мажуко). Несмотря на его относительную молодость, он проповедует в своих эфирах мужские христианские ценности. Например, он любит говорить об античных мужских добродетелях: мужественности, выдержке, умении держать удар. Особенно мне запомнилась его фраза, что для мужчины честь должна быть дороже жизни. По его мнению, мужчина-христианин должен быть опасен для общества. Я понимаю эти слова как то, что христианин должен быть радикален (бескомпромиссен) в главных вещах, касающихся Истины, как был радикален в ЕвангелииСам Христос. Христос – первый революционер. Его фразы из Евангелия:«А Я говорю вам…» (Мф. Нагорная проповедь) или «Свет миру – это Я…» (Ин. 8, 12), «Хлеб жизни, сшедший с Небес… – это Я…» (Ин. 6, 48) (в переводе архим. Ианнуария(Ивлева)) по сути революционны. Все эти фразы указывают на Личность Христа: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные (613 мицвот Торы – Л.), и Я упокою вас (т.е. освобожу от буквы Закона Моисея – Л.)» (Мф. 11, 28). Христос ломает общественные иудейские порядки и стереотипы. Он освобождает Израиль от них: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Израилю нужна свобода, чтобы «Богу более угождать, чем людям» (Гал. 1, 10). ВСвоих словах Христос обращается в первую очередь к зрелым мужчинам, которые его окружали (тому самому Израилю - апостолам и народу). Я думаю, что о. Савва не только говорит о мужественности, но старается ее себя усвоить.

 

На мой взгляд, мужчина-христианин призван Христом к:

1. внутренней свободе во Христе;

2. к творчеству руками и головой;

3. к мужеству;

4. к готовности пострадать за Христа;

5. а еще мужчина-христианин призван к позитивному юмору (Христос не был чужд иронии).

 

Однако, в современной РПЦ есть вещи, которые однозначно препятствуют таким мужским христианским призваниям. Во-первых, это - церковная субкультура угодничества. Не угодишь, не понравишься начальнику (архиерею) – не сделаешь карьеру. Именно поэтому яне воспринимаю в РПЦ служения иподиаконов (архиерейских прислужников за богослужением). На мой взгляд это – рабское служение. Иподиакон должен на богослужении во всем угодить владыке. При этом этот владыка может спокойно наорать или даже ударить иподиакона за малейшую провинность. Мне кажется всякий уважающий себя человек должен сторониться такого служения, потому что оно воспитывает рабскуюпсихику, сознание своей зависимости, не-свободы. Касательно этого, хочу привести в пример архим. Киприана (Керна). Когда он в Белграде иподиаконствовалв русской церкви,его цельная и чуткая натура не могла переварить «архиерейских замечаний» во время богослужения: «Тут (в русской церкви в Белграде – Л.З.) не щадят ни возраст, ни сан, и очень легко почтенного старца, во всех отношениях достойного подражания и уважения, раздраженно осуждают за незнание службы или за ошибку против правил Типикона… Владыка Гавриил (Чепур) почти всегда в случаях ошибок бывал резок, оскорбителен и нервен… Помню, раз иподиаконствуя при нем, я забыл, что после хиротонии всегда бывает осенениедикирием и трикирием, и по законченном рукоположении во диакона о чем-то замечтался и опоздал взять подсвечники для благословения. Архиерей недобро посмотрел на меня, быстро обернулся лицом к народу и осенил просто руками, и когда снова повернулся в алтарь, бросил мне какое-то обидное словечко. Я отошел в сторону и больше никогда не иподиаконствовал у владыки Гавриила. Меня, кроме оскорбления моего самолюбия, совершенно и надолго лишало молитвенного настроения резкое слово или смешок на клиросе и в алтаре. … Я настолько в этом болезненно чувствителен, но смиренен и осторожен, что после раз мне сделанного обидного замечания не буду уже больше сослужить данному лицу. Я в двух церквах, где мне приходилось подолгу и часто бывать, перестал служить по той же причине. Признаю, что это известная гордость, но, с другой стороны, это же и желание молиться и служить там, где мое молитвенное настроение не будет оскорбляемо и разрушаемо насмешками и обидными замечаниями» (Киприан (Керн), архим. О лицах, события, встречах: Записки архимандрита Киприана (Керна). М., 2021. С. 461-462). О. Киприан отошел от архиерейских богослужений, ради сохранения своей психики и молитвы, а самое главное – свободы во Христе.

 

Еще одним препятствием возмужания в Церкви является сложившаяся в РПЦ «вертикаль власти», которая приводит к системе (субкультуре) подчинения. Клирики (белые и черные) как правило беззащитны перед архиерейской властью. Презентация архиерейской власти и запугивание со стороны архиерея приводят клириков к психическим проблемам (Н. Скуратовская озвучила их в своем докладе «Проблемы внутрицерковных отношений в психотерапии священнослужителей» на XXIV Рождественских чтениях) или к добровольному снятию сана. Беззащитность явно не способствует возмужанию. А принцип армейского подчинения умаляет дух свободы во Христе и творчества в РПЦ.

 

Отдельно хочу коснутся темы педофилии в РПЦ, которая становится все более актуальной. «О том, что проблема не сводится к какой-то особой «католической духовности», свидетельствует масштаб, который приобрела церковная педофилия в РПЦ, на территории России, трепетно оберегающей свои «традиционные ценности». Говорят, в Следственном комитете появились даже особые специалисты потакого рода делам. Одно из самых свежих — дело иеромонаха Климента (Кораблева), настоятеля приходов РПЦ в Асекеевском районе Оренбургской области, осужденного в сентябре. Он признан виновным по трем статьям УК РФ (ч. 3 ст. 132, п. б ч. 4 ст. 132 и ч. 1 ст. 151), связанным с несовершеннолетними, не достигшими 14-летнего возраста. Иеромонах получил 13 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Его более именитый сосед по Оренбургской митрополии — протоиерей Николай Стремский — уже два года под следствием в СИЗО. Когда-то церковные СМИ пиарили его образ как основателя саракташской Обители милосердия и любящего отца десятков усыновленных детей. Обитель посещал Владимир Путин. Теперь маститому протоиерею предъявлены обвинения по п. б ч. 4 ст. 131 (изнасилование), ч. 3 ст. 135 (развратные действия), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) УК РФ. От его действий, по данным следствия, пострадали 11 детей. На счетах протоиерея арестовано около 500 миллионов рублей.Суд в Еврейской автономной области рассматривает дело настоятеля и звонаря храма в селе Амурзет иеромонаха Спиридона (Абрамова) и Сергея Мооса, которых следствие обвиняет в растлении 53 мальчиков. Сподвижники, по версии следствия, даже изготовляли порно. В числе последних осужденных педофилов среди клириков РПЦ — священник Андрей Стребков (Свято-Троицкий храм в Заинске, Татарстан; 13 лет строгого режима), иеромонах Андрей (Ткаченко) (директор Свято-Иннокентьевской православной гимназии в Якутске; 87 эпизодов, 17 лет колонии строгого режима), протоиерей Сергий Смоляков (клирик Саранской епархии, пытки детей и сексуальное насилие, находится под следствием), наконец, священник Глеб Грозовский (клирик Гатчинской епархии, бывший духовник ФК «Зенит», был задержан в Израиле, куда успел уехать; 14 лет колонии строго режима). Загадочным образом два клирика РПЦ, осужденных за педофилию, скончались вскоре после осуждения. Это священник Алтайской епархии Андрей Киселев и иеромонах Козельской епархии Никон (Харьков)» (Солдатов А. Педофилия в церкви — «у них» и «у нас»[Электронный ресурс]. – URL:https://novayagazeta.ru/articles/2021/10/06/pedofiliia-v-tserkvi-u-nikh-i-u-nas)

 

Педофилия православных священников может говорить, во-первых, о жестокости священников, об их желании властвовать. А во-вторых, о глубоком комплексе мужской неполноценности этих священников. Мужчина призван Богом к отцовству, а не к насилию. Мужчина в РПЦ становится священником - пастырем и отцом по названию, но не по факту. На мой взгляд, ответственность за педофилию (или гомосексуализм) священников в РПЦ должны нести те архиереи, которые их рукоположили. На мой взгляд, в наших семинариях и мужских монастырях давно пора ввести периодические (два раза в год) беседы семинаристов и послушников с православными психологами на предмет выявления у молодых людей склонностей кневрозов, психопатии, гомосексуализму и педофилии. У католиков такие беседы поставлены на поток. А у нас в РПЦ предмет Психология (Пастырская психиатрия) в семинариях ввели, а вот поработать с будущими пастырями православных психологов не пускают, как будто семинаристы (послушники) – идеальные христиане (психически здоровые и готовые к пастырству или монашеству). «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). РПЦ не должна закрывать глаза на психические проблемы мужчин в Церкви, иначе мужчин в ней совсем не останется.Беспроблемность (закрывание глаз) дорого обойдется РПЦ в будущем.

 

Еще одной масштабной проблемой для мужчин в Церкви является распад церковного брака. Для священника брак напрямую связан с его карьерой, поэтому громко трещит именно такой брак. «По словам протоиерея Всеволода Чаплина, развод в семье священнослужителя — острая и актуальная тема:- За последнее время несколько раз очень громко ставился вопрос о том, что семьи духовенства не соответствуют евангельскому идеалу. Например, недавно был доклад протоиерея Федора Бородина, который говорит, что около четверти семей духовенства в разной степени не в порядке. А это приговор системе. … Инициатива, как правило, исходит от жен священнослужителей …Из доклада протоиерея Федора Бородина: «Среди моих соучеников за двадцать пять лет развелись и были лишены сана около десяти человек. В нашем двухклирном храме статистика такая: за 24 года трое священнослужителей разрушили свои семьи и лишились сана. Несколько священников моложе меня по хиротонии, создавших свои семьи на моих глазах, пришли к полному семейному тупику, хотя пока и не развелись»(swinopes.Подмосковный священник, убивший жену, оказался родом с Украины[Электронный ресурс]. – URL:https://swinopes.livejournal.com/71943.html)

 

На мой взгляд,уже упоминавшееся мной добровольное снятие священников с себя сана также масштабируется. Таких священников с каждым годом становится все больше. Мне как-то пришлось лично пообщаться с одним бывшим священником. И на меня он произвел не очень-то приятное впечатление. Он является редактором одного православного интернет-портала. Я стала с ним сотрудничать (послала ему две свои статьи, и он их опубликовал на портале). Потом я решила послать ему эту свою статью, и человека эмоционально и словесно буквально взорвало. Он раскритиковал статью в пух и прах. Для меня это стало знаком, что, если я своей статьей задела его мужское самолюбие, то в моих словах есть доля правды. А правда, как известно, глаза колет. Этот бывший священник во всю пытался мне доказать, что я в своей статье не права, что мужчины в Церкви не «обабиваются», что бороду стрич надо обязательно, вобщем, он защищал мужское достоинство. В этом диалоге вывший священник раскрылся мне не как христианин, а наоборот,как человек страстный: эмоциональный, пристрастный и мстительный (мою анонимную статью на портале он после нашей переписки по поводу статьи подписал моими полными ИФ). Снятие сана накладывает на человека негативный духовный отпечаток (как сказала одна моя знакомая: снятие священником с себя сана сродни сделанному женщиной аборту). Я скажу, снятие сана лишает человека трезвого взгляда на себя и на мир. Оно лишает человека адекватного и объективного отношения к себе и к людям. Потому что экс-священник постоянно внутренне себя оправдывает.

 

Все вышеназванные внутрицерковные проблемы связаны с мужчинами в Церкви. Сейчас РПЦ переживает многосторонний кризис, и этот кризис в первую очередь связан с поведением мужчин в Церкви. Мужчины призваны Христом к более чем ответственному социально-этическому поведению, о чем пишет апостол Павел: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением» (Тит. 1, 7-9) и «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью … Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 2-7). Мужчины призваны в Церкви показать пример христианского поведения женщинам, но в истории Церкви и сейчас по факту – наоборот. Женщины оказываются по факту куда более терпимы, более милосердны, более Христолюбивы, чем мужчины. Мужчины в Церкви считают себя христианами, принимают сан, но при этом не хотят расстаться со своим мужским самолюбием ради Христа.Свое мужское самолюбие они проявляют в первую очередь по отношению к женщинам, которые в Церкви не занимают видного положения и зависимы от них (в административном или семейном положении). Кризис в современной РПЦ решится тогда, когда мужчина начнет вести себя так, как пишет об этом апостол Павел в своих пастырских посланиях. Кризис в РПЦ решится тогда,когда мужское самолюбие отойдет на второй план, и первое место в душе мужчины займет Христос. В общем, будущее РПЦ зависит от любви мужчин ко Христу.

 

Под конец хочу сказать, что я бы не советовала верующим молодым людям, чувствующим в себе призвание к священству,спешить в семинарии. На мой взгляд, им лучше сначала возмужать, созреть, научиться «Богуболее угождать, чем людям»,полюбить Христа и только потом идти в клирики и пастыри.

 

Л.З.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: