в) мажоритарная система квалифицированного числа голосов.




2) Пропорциональные изби­рательные системы существуют сейчас во многих зарубежных странах (Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия).

В июле 1985 года во Франции был принят закон, который вводил пропорциональную систему представительства для выборов Национального собрания. Этот закон был применен на выборах 1986 года, но социалистическая партия потерпела поражение и большинство перешло к правым партиям. Новое Национальное собрание отменило пропорциональную систему и восстановило старую двухтуровую мажоритарную систему.

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полу­ченными голосами и завоеванными мандатами.

*Применение пропорциональных систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством голосов и количеством ман­датов.

*При пропорциональной системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов; чем больше округа, тем отчетливее проявляются преимущества пропорционализма. Идеальным случаем является положение, когда вся страна превращается в единый избирательный округ.

Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партийными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя в ряде случаев ему пре­доставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в самом списке.

После того как избиратели выразили свою волю, а голоса подсчитаны, определяется избирательный метр, или квот а- наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом.

Применяются различные методы определения избирательного метра (квоты),

причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

Простейший способ определения квоты был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэром. Согласно этой системе, квота (Q) определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащих распределению мандатов (У), т. е. по формуле:

Q = X/Y:

Квота = Общее число голосов, поданных по округу__________

На количество подлежащих распределению мандатов

Распределение мандатов между партиями производится делением полученных ими голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количестве полученных партией голосов, столько мандатов последняя получит:

 

Распределение мандатов

между партиями = Полученные голоса

На квоту

Недостаток системы Т. Хэра состоит в том, что она за редкими исключениями не позволяет рас­пределить сразу все мандаты.

Для ликвидации этого недостатка применяют дополнительный способ распределения оставшихся мандатов согласно «методу наибольших остатков»: оставшиеся мандаты передаются партиям, имеющим наибольшее число голосов, образовавшихся при первом распределении.

Для того чтобы избежать указанного недостатка, применяется и «метод наибольшей средней», предложенный бельгийским уче­ным В. д'Ондтом. По методу В. д'Ондта, который применяется в ФРГ, Швеции и других странах, голоса, поданные за каждый партийный список, последовательно делятся на ряд чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. Полученные остатки распределяются по убывающей - от большего к меньшему строго по порядку. То частное, которое занимает порядковое место в этом ряду убывающих чисел, равное числу депутатов, подлежащих избранию от данного округа, и будет квотой.

Поясним это следующим примером.

Название Кол-во Результаты деления на

партии голосов            
А              
В              
С              
D              
Е              

От округа избирается 14 депутатов, в выборах принимают участие пять партий, каждая из которых получила: А - 1700

голосов, В - 2300, С - 4100, Д - 900 и Е - 5200. Разделим голоса, полученные партиями, на ряд чисел, чтобы получить количество частных, превышающее число 14.

Полученные частные располагаем по убывающей и уста­навливаем, что 14-е место по порядку занимает частное 860. Оно и является квотой. Делим голоса, полученные партиями, на квоту и устанавливаем, что партии получили следующее количество мандатов: А - 1, В - 2, С - 4, D - 1 и Е - 6. Все мандаты распределены.

Однако определение числа причитающихся партии мандатов не решает еще одного важного вопроса — кто из кандидатов, чис­лящихся в бюллетене, получит эти мандаты. На практике этот вопрос имеет огромное значение, ибо от того или иного его ре­шения зависит персональный состав партийных фракций.

Применяются два основных правила, согласно которым произ­водится распределение мандатов внутри партийного списка. Правило «связанных списков» сводится к тому, что порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партия набрала одну квоту, то избранным будет первый по списку кандидат; если партия набрала две квоты, то соответственно - первый и второй.

Поскольку ни одна партия не может рассчитывать на то, что она соберет все поданные по округу голоса, кандидаты, нахо­дящиеся в конце списка, никаких шансов на избрание не имеют. Значит, очень важно то, какое место в списке занимает кандидат.

* Правило «связанных списков» позволяет партии протащить в парламент любого кандидата, поставив его во главе списка в том округе, в котором она имеет гарантированное число голосов. При этом избиратель лишен возможности определить свое отношение к кандидатам, так как он голосует за партию, а не за лиц. Избиратель может не отдать своего голоса неприемлемому для него кандидату, стоящему во главе списка, или проголосовав против своей партии.

* Правило «свободных списков» ликвидирует этот недостаток. Оно позволяет избирателю, проголосовавшему за весь список целиком, выразить свое отношение к кандидатам, проставив против их имен цифрами или иным способом свои преференции, т. е. указать, кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т. д. При этом избранными оказываются не те кандидаты, которые стоят во главе списка, а те, которые набрали наибольшее число преференций. Правило «свободных списков» более демократично, ибо при его применении избирателю предо­ставляется возможность более свободно выразить свою волю. Это правило действует в Швеции, Австрии, Швейцарии и других странах.

В ряде случаев пропорциональные системы искажаются раз­личного рода исправлениями и дополнениями.

Одним из распространенных способов искажения пропор­циональной избирательной системы является панаширование (от франц. panachade, что означает смесь, прослойка27). В этом случае избирателю предоставляется несколько голосов в соответствии с числом подлежащих замещению вакансий. Он может подать их как за один список, так и за депутатов из разных списков. Это открывает большие возможности для различного рода закулисных махинаций и сделок.

Сильные партии, которым гарантировано получение опреде­ленного числа мандатов в округе, могут передать свои «излишние» голоса более слабым партиям, предложив своим избирателям в порядке панаширования проголосовать за какого-либо кандидата из списка такой слабой партии.

Другим распространенным способом искажения пропорцио­нальной системы является соединение списков или блокирование партий на выборах. Законодательство ряда стран предоставляет партиям возможность объединить свои списки. В этом случае объединенный список блокирующихся партий рассматривается по отношению к другим партиям как единый, а полученные мандаты затем делятся между блокировавшимися партиями в соответствии с полученными ими голосами. Блокирование может проводиться как заранее, так и только при подсчете голосов. Оно существенно изменяет распределение мандатов в пользу партий, объединивших свои списки.

Законодательство некоторых зарубежных стран вводит так называемый «заградительный пункт», представляющий собой тре­бование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только партии, набравшие установленное число голосов. Так, согласно избирательному закону ФРГ 1956 года, в бундестаге могут быть представлены только те партии, которые получили не менее 5 % голосов избирателей всей страны. В Италии по Закону о выборах 1993 г. партии, не набравшие 4 % голосов избирателей, теряют право на представительство в палате депутатов.

«Заградительный пункт» является серьезным нарушением про­порциональной системы, так как он значительно ограничивает сам принцип пропорционализма, придавая ему искусственный харак­тер и стимулируя сокращение числа политически активных партий. Это резко искажает идею выборов как метода форми­рования представительных учреждений посредством выявления воли избирателей.

Пропорциональная система представительства может приме­няться наряду или совместно с мажоритарными системами. Так, в ФРГ половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе.

Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отра­жение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

 

3) Система единого непередаваемого голоса (полупропорциональная)- в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список в целом. Партии должны прогнозировать свой электорат, чтобы не потерять голоса избирателей (Япония).

 

4) Кумулятивный вотум. Каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько необходимо избрать кандидатов, и распределяет свои голоса как угодно между ними (Германия, Бавария)

Вопрос № 4.

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов.

И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус, если прово­дятся выборы общенациональные или общенациональный ре­ферендум, часть избирательного корпуса, если проводятся выборы федеральные (в субъектах федерации) или федеральный рефе­рендум, или местные (муниципальные), если избираются органы местного управления или проводится местный референдум.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит:

*в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения (президент, проекты поправок к конституции обязательно выносятся на ре­ферендум для их окончательной ратификации. вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.).

*при референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая- либо проблема, касающаяся международного статуса соответст­вующей страны, внутриполитическая проблема.

*результаты выборов могут определяться как по мажо­ритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.

*что касается чисто организационной стороны проведения выборов и референдума, то они практически совер­шенно одинаковы, за исключением того, что при референдуме избирательные округа не нужны.

В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного реше­ния какого-либо (большей частью законодательного или консти­туционного) вопроса. Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения обще­национальных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Своеобразной разновидностью референдума является пле­бисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

*В некоторых странах (Франция) пле­бисцит считается более широким понятием, чем референдум, который считается разновидностью плебисцита.

*В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и референдумом.

Обычно родиной референдума считают Швейцарию, хотя есть все основания считать, что плебисциты Луи-Наполеона 1851 и 1852 гг. были, по сути дела, референдумами.

История референдума в XX столетии прошла несколько этапов. В целом можно говорить о расширении сферы его применения, о возрастании применения всенародного голосования при решении важных вопросов как общенационального, так и местного зна­чения. Процедура референдума используется для принятия конституций и поправок к ним, для одобрения законопроектов, для изменения формы правления (Италия, Иран), для получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных или внутригосударственных решений. В ряде стран (Швейцария, США) референдум широко применяется для решения местных вопросов (проекты поправок конституции для окончательной ратификации- США).

*Обычно подразделяют референдумы на общенаци­ональные, проводимые в пределах всей государственной терри­тории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

*Общепринятым является деление референдумов на конституционные и зако­нодательные. Предметом конституционного референдума явля­ется либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции (Франция, Япония, Швей­цария).

Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже всту пивш ий в силу закон.

В особую группу обычно выделяют консультационные референдумы, которые проводятся с целью выяснения воли изби­рательного корпуса при решении важных международных вопросов (вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в нем Великобритании).

*Референдумы подразделяют также на обязательные и факуль­тативные.

-К первой группе относятся референдумы, необхо­димость проведения которых предусмотрена основным законом. Так, скажем, в Японии проект поправки к конституции, одоб­ренный двумя третями общего числа членов обеих палат парламента, обязательно должен быть представлен затем на одобрение народа.

- Во втором случае проведение референдума по тому либо иному вопросу зависит от воли правительства или избирательного корпуса.

В литературе выделяют и иные виды референдумов в зави­симости от времени их проведения, обязательной силы и иных обстоятельств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: