Кинематическое исследование плоского рычажного механизма




КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

(пояснительная записка)

по дисциплине: Механика машин и теория колебаний

на тему: Анализ и синтез плоских механизмов

Исполнитель – студент уч. группы

(Фамилия, И., О., подпись)

 

Руководитель

(Ученая степень, звание, Фамилия, И., О., подпись)

 

Оценка

Санкт-Петербург

Г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна»

 

Кафедра машиноведения

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)

 

Студенту

группы

Тема проекта (работы)

Содержание задания

Задача проекта (работы)

Исходные данные:

а) технологические параметры:

б) конструктивные параметры:

в) особые условия:

г) объем проекта (работы):

Пособия и рекомендуемые материалы:

Дата выдачи задания:

Сроки выполнения задания:

Подготовительный этап (срок):

Пояснительная записка (количество листов и содержание)

Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

.

 

 

Руководитель: ________________________

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Кафедра машиноведения

 

Y В   z 2 z 1 A 2 s1 O1 Х   O3 s3   х1 х2 у Ртс   Кулачок O2 D   s4 5 C
Студент ______ Ходос Р.О. _______ Преподаватель ___ Шарапин И. А. ___

 

Группа _____ 3-МЗ-2 «С» _____ Дата выдачи работы __ сентябрь __ 2017 г.

 

 
ЗАДАНИЕ № _13_ (выдан готовый бланк)

 

 

С Y   s 2 А 5 3 z 1 В D O1 s 1 Х     Е O2 Ртс   z 2 Кулачок

s 4
Частота вращения

входного звена

n 1 = 4,84 с–1.

 

 

 


Содержание работы:

 

Лист 1. Кинематический анализ рычажного механизма (6+6+3).

Лист 2. Кинетостатический (силовой) анализ рычажного механизма (2+2 РЖ).

Лист 2. Синтез кулачкового механизма.

Таблица 1

Параметры рычажного механизма, м

 

01А АВ АС О1D 01 s 1 А s 2 С s 4
0,05 0,16 0,06 0,17 0,2 0,02 0,02 0,1
               
 
Массы звеньев, кг Моменты инерции (динамические моменты инерции), кг·м2
m 1 m 2 m 3 m 4 m 5 Js 1 Js 2 Js 3 Js 4 Js 5
                                 

Таблица 2

Параметры кулачкового механизма

 

Номер варианта Тип механизма Размеры кулачкового механизма, мм Углы поворота кулачка, град
r 0 ρ е Х Y L Smaxш) Рабочий ход, φш, рх Дальний выстой, φдв Холостой ход, φш, хх
  А              

 

Таблица 3

Законы безразмерного ускорения ведомого звена; параметры зубчатой пары

 

Рабочий (прямой) ход (РХ) Холостой (обратный) ход (ХХ) Зубчатая пара
Разбег Выбег λрх δβрх Разбег Выбег λхх δβхх z 1 z 2 m, мм
S 1 S 2 S 1 S 2 S 1 S 2 S 1 S 2
0,4 0,3 0,2 0,2 1,7 0,35     0,4 0,6    

 

Типы кулачковых механизмов

 

  е ρ r 0   А Б В Г   L r 0 ρ   Y     Х   Д Е Ж З

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Задание на курсовой проект (работу)............. 2

Введение......................... 5

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛИСТ № 1.Кинематическое исследование

плоского рычажного механизма.................. 6

ЛИСТ № 2 Кинетостатическое (силовое) исследование

плоского рычажного механизма.................. 16

ЛИСТ № 3. Синтез профиля кулачка в кулачковом механизме... 17

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................... 30

4 Список использованных литературных источников........ 31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная для исследования механическая система включает в себя: 1. Рычажный механизм (подлежащий разработке студентами заочной формы обучения);

2. Кулачковый механизм (подлежащий разработке студентами заочной формы обучения);

3. Зубчатый механизм (не подлежащий разработке студентами заочной формы обучения).

По условиям выполнения курсовой работы исследование рычажного механизма заключается в кинематическом анализе этого механизма. Графическая часть работы – 1 лист формата А1 (оформленный с учетом требований ЕСКД), содержащий 6 планов положений рычажного механизма, 6 планов его скоростей, 3 плана его ускорений.

Пояснительная записка содержит основные расчетные зависимости и ком-ментарии по этой теме.

В отдельных случаях студентами выполняется кинетостатическое (силовое) исследование плоского рычажного механизма – лист 2 формата А1.

Синтез профиля кулачка с применением аппарата безразмерных характеристических функций в кулачковом механизме – 3-й лист выполняемого курсового проекта. Графическая часть работы – 1 лист формата А1 (оформ-

ленный с учетом требований ЕСКД), содержащий в прямоугольной координатной системе диаграммы функции положения, первой и второй передаточных функциях выходного звена механизма. На второй половине этого же листа изображаются профили кулачка (теоретический и практический) в полярной координатной системе; здесь же (на участках I-II и V-VI теоретического профиля) строятся углы давления и их фактические значения сравниваются с допустимыми. По результатам сравнений делаются выводы о работоспособности выполненного профиля кулачка.

Пояснительная записка содержит основные расчетные зависимости и комментарии по этой теме.

 

С учетом направления подготовки и формы обучения кинетостатическое (силовое) исследование параметров рычажного механизма и геометрии (кинематики) зубчатого механизма не вошли в перечень предложенных к рассмотрению тем.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЛИСТ № 1

Кинематическое исследование плоского рычажного механизма

Исходные данные (выбираются в соответствии с № зачетной книжки или задаются преподавателем):

– схема механизма с размерами звеньев;

– частота вращения входного (ведущего) звена n 1 = 4,84 с-1;

– направление вращения входного звена – против часовой стрелки.

Перед началом выполнения кинематического исследования необходимо проверить предложенный механизм на работоспособность. Для этого определим его степень подвижности относительно стойки. Используем формулу Чебышева

= 3·5 – 2·7 = 1.

Кинематические пары р 4 (высшие пары) здесь отсутствуют.

Механизм, имеющий одну степень свободы относительно стойки, имеет одновременно только одно входное звено [1].

От звена, указанного как ведущее, выполним структурный анализ.

 

Разделим весь механизм на группы Ассура [2]:

Стойка – О1 – 1. Это начальный механизм, имеющий W = 1.

А врВ врВ пост. Это ведомая цепь II класса, 2-го порядка,

2-й модификации, имеющая W = 0. (1)

С врD постD вр. Это ведомая цепь II класса, 2-го порядка,

3-й модификации, имеющая W = 0.

 

Класс групп Ассура определяется соотношением:

n – количеством подвижных звеньев в группе;

р 5 – количеством кинематических пар 5-го класса.

Порядок кинематической пары – числом вакантных связей (в цепи второго класса – группе Ассура их всегда две).

Цепь второго класса всегда имеет n = 2, р 5 = 3.

Модификация определяется соотношением вращательных и поступательных кинематических пар (КП).

1-я модификация имеет Вр – Вр – Вр кинематические пары (ВВВ);

2-я модификация имеет Вр – Вр – Пост (ВВП) или Пост – Вр – Вр (ПВВ) кинематические пары;

3-я модификация имеет Вр – Пост – Вр (ВПВ) кинематические пары;

4-я модификация имеет Пост – Вр – Пост (ПВП) кинематические пары;

5-я модификация имеет Вр – Пост – Пост (ВПП) или Пост – Пост – Вр (ППВ) кинематические пары.

В выражении 1 неизвестную скорость (·) В вр определим через известные скорости точек А и В пост [3].

 

(2)

 

Вектор скорости V А направим ┴ 1 звену – кривошипу в сторону его вращения.

Модуль скорости V А (численное значение) определим из выражения

2·π· n 1·О1А = 2·3,14·4,84·0,05 = 1,519 м/с.

Направление вектора скорости V А нам неизвестно, но ввиду того, что при вращении входного звена – кривошипа (·) В вращается относительно (·) А, линию действия относительной скорости V В2,3А направим АВ (звену 2).

(·) В, находящаяся на стойке, имеет нулевую скорость, следовательно .

Направление вектора скорости нам также неизвестно, однако известно, что при вращении кривошипа ползун или (·) В 3 перемещается поступательно относительно (·) В, принадлежащей стойке, т.е. (·) В ст. Линия действия при этом поступательном движении направляется вдоль движения ползуна, т.е. ║ направляющей х-х.

В соответствии с системой векторных уравнений (2) выполним построение векторов в указанной последовательности, учитывая масштабный коэффициент (масштаб плана скоростей) μV.

Для этого определим соотношение истинной линейной скорости и соответствующего этой скорости отрезка на плане скоростей, т. е.

м/с мм.черт.

Величину вектора скорости выберем произвольно исходя из того, чтобы значение масштабного коэффициента μv получить в виде короткой цифры.

 

Все построения начнем из некоторой начальной точки, обозначений на чертеже как полюс плана скоростей Рv.

Следующую систему векторных уравнений для определения неизвестной скорости (·) D 4 запишем аналогичным образом.

 

(3)

 

Неизвестную на данный момент скорость (·) С на плане скоростей определим исходя из пропорционального соотношения длин отрезков АВ и АС, взятых с механизма и отрезков (аb)v и (ас)v, взятых на плане скоростей.

Вариант пропорции запишем в виде

АС / АВ = (ас)v / (аb)v,

откуда рассчитаем искомое неизвестное:

60 / 160 = (ас)v / 68

или (ас)v = 60·68/160 = 25,5 мм.черт.

Величина (аb)v взята из построенного этапа плана скоростей. Полученное расчетным путем расстояние (ас)v отложим в качестве продолжения отрезка (аb)v в сторону (·) С на плане скоростей.

Направление вектора скорости нам неизвестно, однако при вращении кривошипа (·) D, принадлежащая 4 звену, вращается относительно (·) С, поэтому линию действия относительной скорости направим DC (звену 4).

(·) D 5, принадлежащая стойке, имеет скорость, равную нулю, следова-тельно .

Направление вектора скорости нам также неизвестно, однако при вращении кривошипа ползун или (·) D 5 перемещается поступательно относительно(·) D , принадлежащей кулисе, т. е. (·) D 4. Линия действия относи

тельной скорости при этом поступательном движении направляется вдоль движения ползуна, т. е. ║ направляющей CD (звено 4).

В соответствии с системой векторных уравнений (3) выполним построение векторов в указанной уравнениями последовательности в том же масштабе плана скоростей μv.

Построение здесь начнем не из полюса Рv, как в предыдущем случае (система уравнений 2), а из полученной ранее на плане скоростей (·) С.

Неизвестную на плане скоростей (·) Е найдем, используя правило деления отрезков на пропорциональные части.

Вариант пропорции запишем в виде

СD / СЕ = (сd)v / (ce)v,

откуда рассчитаем искомое неизвестное:

148/200 = 120/(ce)v или (се)v = 200·120/148 = 162 мм.черт.

Для определения на плане скоростей (·) С в положениях 2, 4 и 5 запишем пропорции вида:

АС / АВ = (ас)v / (аb)v,

60/160 = (ас)v2,4 / 70, откуда (ас)v2,4 = 26 мм.черт.

60/160 = (ас)v5 / 73, откуда (ас)v5 = 27 мм.черт.

Мгновенные значения угловых скоростей всех звеньев для положения 1 определим из выражений

с-1;

;

с-1.

Мгновенные значения угловых скоростей всех звеньев для положения 5 определим из выражений

с-1; ;

с-1.

Для построения плана ускорений воспользуемся структурой механизма (1).

В структуре механизма неизвестное ускорение (·) В 2,3 определим через известные ускорения (·) А и (·) В ст.

 

(4)

 

Вектор полного ускорения (или ) направим вдоль кривошипа от (·) А в сторону его центра вращения или (·) О1.

Модуль ускорения (его численное значение) определим из выражения

.

При условии ω 1 = const имеем ε 1 = 0, т.е. кривошип вращается равномерно.

Полное ускорение кривошипа будет равно его нормальному ускорению.

Модуль нормальной (центростремительной) составляющей ускорения определим из равенства:

м/с2.

Длину соответствующего вектора определим из равенства:

мм.черт.

Здесь вектор скорости найдем на плане скоростей в мм.чертежа; μ V – масштаб плана скоростей (м/с мм.черт); ВА – длина звена в истинную величину в м (из задания); μ а – масштаб плана ускорений (м/с2 мм.черт).

Вектор нормального ускорения направим вдоль звена АВ от шарнира В в сторону шарнира А.

Вектор (его линию действия) касательной (тангенциальной) составляющей ускорения направим звену АВ.

(·) В, находящаяся на стойке, имеет нулевое ускорение, следовательно .

Модуль кориолисова ускорения в общем случае определяется из выражения

м/с2.

Здесь по условию задачи ω3 = 0, поэтому .

Модуль нормального ускорения определим из выражения

,

где ρх-х – радиус кривизны направляющей, по которой перемещается ползун – звено 3. Здесь направляющая прямолинейна, ρх-х = ∞ и нормальное ускорение рано нулю.

Вектор (линию действия) касательной (тангенциальной) составляющей ускорения при относительном поступательном движении звена 3 вдоль направляющей х-х проведем ║ этой направляющей CD (л.д. ║ х-х).

В соответствии с системой векторных уравнений (4) выполним построение векторов в указанной последовательности с учетом масштабного коэффициента (масштаба) плана ускорений μа

м/с2 мм.черт.

Знаменатель дроби – величину вектора ускорения – выбираем произ-вольно исходя из того, чтобы значение масштабного коэффициента μа получить в виде короткой цифры.

 

 

Для положения I запишем:

мм.черт.

На плане ускорений положение (×) С определим из пропорции вида:

м.

В выражении (1) неизвестное ускорение (×) D 4 определим через известное ускорение точек и D 5,СТ.

(5)

Нормальную (центростремительную) составляющую ускорения определяем из равенства:

мм.черт.

Здесь вектор скорости найдем на плане скоростей в мм.черт.; – длина звена в истинную величину – берется из плана механизма, м.;

Вектор нормального (центростремительного) ускорения направим вдоль звена 4 () от (×) D 4 в сторону шарнира ().

Вектор касательной (тангенциальной) составляющей ускорения направляется звену в виде линии его действия, т.е. л.д. .

(×) D 5, находящаяся на стойке, имеет ускорение, равное нулю, следовательно .

Кориолисово ускорение здесь и определяется из

 

мм.черт.

После подстановки цифровых значений для положения I имеем:

мм.черт.

Нормальное ускорение

мм.черт.

Для второго по счету положения плана ускорений выполним расчет необходимых параметров. На ускорениях оно имеет сквозную нумерацию – номер 5.

V положение.

мм.черт.

м.

мм.черт.

мм.черт.

Направления кориолисова ускорения определим по следующему правилу:

– найдем вектор относительной скорости на плане скоростей ();

– вынесем его на свободное поле чертежа и развернем на 90° по направлению угловой скорости ползуна (звено 4).

Для положения I на плане ускорений эти построения имеют вид:

 

 

 

 

   
Для положения V (второго по счету плана ускорений) эти построения имеют вид:

 

Направления угловых скоростей ползунов () определяются по алго-ритму, показанному в [3].

Положение (×) Е на плане ускорений можем определить из пропорции вида

.

Передаточные функции рычажного механизма могут быть определены из выражений:

(6)

Первые и вторые передаточные функции являются переменными по величине и знаку.

 

ЛИСТ № 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: