Перечислите методы научных исследований и поясните их сущность?




Что является целью научной деятельности?

Вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о технических объектах, природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов технических объектов, природы или общества.

Виды противоречий.

1. административное противоречие: «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием/снятием административных решений. 2. техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие — это и есть постановка изобретательской задачи. Переход от административного противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) указывает на одно или несколько физических противоречий. 3. физическое противоречие: «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.

3. Поясните сущность категорий объект и предмет науч.исследован. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя. Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении.

4.Что такое методология науки Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания. Научное исследование- процесс деятельности по получению научных знаний. В ходе научных исследований взаимодействуют два уровня эмпи­рический и теоретический. На первом устанавливаются новые научные факты, выявляются эмпирические зависимости, на втором уровне создав более совершенные теоретические модели действительности, позволяю­щие описать новые явления находить общие закономерности, осуществлять прогнозирование развития изучаемых объектов.

Перечислите методы научных исследований и поясните их сущность?

Уровни методологии:

1. Всеобщая методология – универсальна для всех наук

2. Частная методология – для группы родственных наук

3. Методология конкретной науки

Теоретические и эмпирические методы познания:

Теоретические Эмпирические
Методы-операции Методы-действия Методы-операции Методы-действия
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, Идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение Диалектика, научные теории, проверенные практикой, доказательства, метод анализа систем знаний, аксиоматический метод, индуктивно-дедуктивный, выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотез Изучение литературы, наблюдение, измерения, опрос, экспертные оценки, тестирования Методы отслеживания объекта (Обследования, мониторинг, Обобщения), Методы преобразования объекта (опыт, эксперимент), Методы исследования объекта во времени (Ретроспектива и прогнозирование)

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, одностороннего.

Обобщение – познавательная мыслительная операция, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств объектов и их отношений.

Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях.

Индукция – умозаключения от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

Идеализация – мысленное конструирование представлений об объектах.

Аналогия – мыслительная операция, когда знания, полученные из рассмотрения какого-либо одного объекта переносятся на другой – менее изучены или менее доступный.

Модель – вспомогательный объект, выбранный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте.

Мысленный эксперимент – создаются идеальные объекты, которые соотносятся друг с другом, имитируя мысленно движения, ситуацию, которые могли бы иметь место в реальном эксперименте.

Воображение – мыслительный процесс по созданию новых представлений и образов.

 

6.Каковы особенности научного сообщества. Научное сообщество, которое представляет собой своеобразный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов той или иной области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Представители данного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области - тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;Для представителей научного сообщества характерен универсализм: ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;Научное сообщество выступает от имени коллективного субъекта познания, дает согласованную оценку результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только при условии принадлежности к определенному научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;Все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы - модели (образца) постановки и решения научных проблем, или, как утверждает Т. Кун, парадигма управляет группой ученых-исследователей. Сами ученые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: