Урок литературы в 9 классе
Тема:Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье...». Любовная лирика поэта. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап мотивации и актуализации знаний учащихся..
Актерское чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Ангел». Читает И.Кваша (аудиозапись). Стихотворение М.Лермонтова «Ангел» висполнении известного актера Игоря Кваши. Доподлинно неизвестно, что послужило мотивом к созданию этого стихотворения. По одной из версий, Лермонтов соотносит образ ангела с образом своей матери Марии Михайловны, которая умерла, когда мальчику было три года. Её колыбельную, чистые и светлые воспоминания, нежность и теплоту поэт помнил всю жизнь. Основная тема «Ангела» - одиночество. Но в данном стихотворениизатронуто еще несколько тем: поэт и толпа, вера.
Год от года тематика произведений Лермонтова усложнялась. Целью сегодняшнего урока и будет знакомство с основными мотивами поэтического наследия великого поэта.
Любовная лирика в творчествеЛермонтова. Стихотворение, с которого я хочу начать, называется «Есть речи – значенье…». Оно написано уже на закате жизни великого поэта, в 1838 году.
На протяжении жизни у Лермонтова было много дам сердца, однако он пытался скрывать свою любовь от общественности. А. Краевский, редактор поэта, рассказывал, что тот приехал к нему рано утром и сообщил о том, что проиграл большую сумму в карты. Затем он передал ему это стихотворение, но редактор заметил ошибку в строке «Изпламя и света» поскольку по правилам нужно писать «Из пламени». Лермонтов несколько раз пытался исправить данную строчку, но у него не выходило ничего хорошего, и в редакцию поступил именно этот вариант.
Из данной ситуации можно сделать вывод о том, кому могло быть адресовано данное стихотворение, ведь тогда Лермонтов был влюблен в Марию Петровну Соломирскую, урожденную Апраксину, которая как раз и поддержала его после потери больших денег. Однако у поэта на то время уже было несколько отношений и точно утверждать это не следует.
Мотив любви главный в этом стихотворении.
Учитель. А что такое мотив?
Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда литературно-художественных произведений.
Запись определения в тетради.
Основная мысль стихотворения «Есть речи – значенье…» в том, что слова любимого человека, сказанные в трудную минуту, могут оказать огромную поддержку. И если даже они не звучат вживую, а написаны на бумаге и смысл их непонятен всем остальным людям, для любящего человека они в такие нелегкие моменты будут дороже золота: «Но им без волненья внимать невозможно». Это могут быть обычные слова ободрения и похвалы, но звучать они будут как призыв к любви и свиданию: «В них слезы разлуки, в них трепет свиданья». Также автор замечает, что в обычное время, в шуме бытовой жизни, эти слова могут быть не услышаны, ну или по крайней мере в них точно не будет того смысла, который проявляется во времена одиночества, тоски, которую человек испытывает в трудные периоды жизни: «Не встретит ответа средь шума мирского изпламя и света рожденное слово». В последних строфах мы можем увидеть образ поэта, приближенного к богу посредством своих стихов, слова которых являются оружием в этом мире. Лермонтов говорит, что «в храме, средь боя» может узнать голос любимого человека и пойти ему навстречу, «не кончив молитвы».
К сожалению, портрет Марии Соломирской не найден.
Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви».
С Варенькой (Варварой Александровной Лопухиной) (портрет Лопухиной) поэт познакомился весной 1832 года и влюбился без памяти. Она стала самой сильной привязанностью Лермонтова. Именно Лопухина была идеалом женской красоты для поэта. Ее черты он искал в других женщинах, ее воспевал с пламенной страстью в стихах.
Тема любви к ней заняла особенное место в его творчестве. Она звучит в стихотворениях «Она не гордой красотою…», «Мы случайно сведены судьбою…», «Оставь напрасные заботы…», «Я к Вам пишу случайно: право…», «Сон».
«Лермонтов был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная… как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку…»,- вспоминает один из современников поэта.
Эту любовь Лермонтов пронес через всю свою короткую жизнь. В этом стихотворении он восхищен девушкой, на фоне которой, все остальные теряют свою привлекательность. Автор словно из воспоминаний воссоздает образ любимой девушки, в ней нет ничего божественного, она не может отличиться шикарными формами. Героиня своими чертами и речью, вдохновляет и располагает к себе. У нее полностью отсутствуют черты наигранности и неестественности, именно это и трогает людей за живое. В первой части автор поведал о качествах внешности героини, которыми она не обладает. Он делает упор на то, что девушка обычная и земная, в ней словно нет ничего особенного. Во второй части Лермонтов перечисляет ее истинные достоинства, которые без колебаний подчеркивают ее особенность среди других женщин. Лишь естественность и чистая натура любимой запомнилась писателю на всю жизнь.
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.
Тема поэта и поэзии актуальна всегда. Поднималась она поэтом во многих произведениях, в частности в стихотворениях «Поэт», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Лермонтов считает деятельность стихотворца (стихотворение «Поэт») ответственной, служащей во благо людям. Предназначение поэта Лермонтов видит не в том, чтобы, как кинжал, «игрушкой золотой он блещет на стене — Увы, бесславный и безвредный!»
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Лирический герой вспоминает прошлую жизнь поэта, полную огня и гордого звучания.
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
М. Ю. Лермонтов – представитель романтизма. Он увлекался творчеством английского романтика Дж. Байрона. Это отобразилось в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой». Написал его Лермонтов накануне своего 18-летия в 1832 году.
В центре произведения лирический герой, который пытается познать самого себя и предсказать будущее. Лирическое «Я» полностью сливается с автором.
В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее, он не скрывает, что считает себя избранным. Юноша не отрицает некоторую схожесть с английским поэтом, считая, что оба они странники «гонимые миром». Эта метафора намекает не только на отчужденность от толпы, неспособной понять мятежную душу, но и на скитания Лермонтова, связанные со службой. Лирический герой называет себя странником. Такое восприятие одинокой бунтарской души характерно для романтизма.
Герой рассказывает, что он обратился к творчеству раньше Байрона, поэтому считает закономерным «кончить ране». Он позволяет себе приоткрыть занавес своей души. Читатель может видеть, что в ней «надежд разбитых груз лежит ». Лирический герой тщательно скрывает свои мысли от толпы, осознавая, что найдет в ней только непонимание и осуждение. Его думы известны пока только ему самому и Богу.
Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на части: сравнение с Байроном, рассказ лирического героя о своей душе. Тем не менее, мысли плавно перетекают из одной в другую, поэтому формально произведение не делится на строфы.
Жанр – элегия, так как в стихотворении преобладают философские мотивы
Раздумья о своей судьбе и о судьбе Байрона М. Лермонтов воспроизвел при помощи художественных средств. Тропы позволили автору раскрыть тему выразительно и оригинально.
В тексте преобладают метафоры: «гонимый миром странник», «мой ум немного совершит», «в душе моей… надежд разбитых груз лежит», «океан угрюмый». Дополняется монолог эпитетами – «неведомый избранник», «русская душа» и сравнением – «в душе моей, как в океане».
Мотив поэта и поэзии звучит и в других стихотворениях Лермонтова. «Я жить хочу, хочу печали…» также раннее романтическое произведение. В нем Лермонтов хотел показать, откуда он черпает источник вдохновения. Для него движущей силой являются страдания и печаль. Радость, любовь и счастье его не вдохновляют:
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Эмоциональный тон всего стихотворения задается с первых его строчек:
..хочу печали
Любви и счастию назло.
Только сильная, эмоциональная сердечная боль может заставлять поэта творить литературные шедевры.