Структура и объем работы




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Академия психологии и педагогики

Кафедра психофизиологии и клинической психологии

 

Аллердингс Анастасия Ивановна

 

«Зависимость уровня эмоционального напряжения от личностных характеристик студентов-психологов»

 

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

По направлению 37.04.01 - Психология

Научный руководитель -

К. психол.н. доцент Рыбчинский Валерий Петрович

Рецензент -

К.п.н. доцент Ляшко Геннадий Иванович

«К защите допускаю»

Зав. каф. Психофизиологии и клинической психологии

Д. б. н., профессор

Ермаков Павел Николаевич

___________________________

 

 

Г. Ростов-на-Дону

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫСТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК РЕАКЦИИ НА СТРЕСС ……...10

1.1. Стресс и стрессоустойчивость: сущность, теоретические модели рабочего стресса………………………………………………………………………..…...10

1.2. Понятие адаптивности. Системный подход в исследовании адаптивности……………………………………………………………………..18

1.3. Профессионально важные психические качества психолога ……………24

1.4. Синдром эмоционального выгорания: сущность, лечение профилактика..…………………………………………………………………………………...29

Выводы к главе I ……………………………………………………………..…44

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………….. 47

2.1. Характеристика эмпирического исследования ………………………….47

2.2. Эмпирическое исследование адаптационных возможностей и стрессоустойчивости студентов-психологов ……………………………..…..51

2.3. Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания психологов.72

Выводы к главе II………………………………………………………………..78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………....80

Список литературы…………………………………………………………….. 82

Приложения………………………………………………………………..…….89

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения влияния стресса на протекание дальнейшего развития эмоционального выгорания у студентов психологических направлений, обусловлена не столько его негативным последствием для эффективности труда, сколько тем, что стресс влияет на всю жизнь человека, приводя к потере здоровья, психологических проблем и личностных изменений [1].

Современные условия жизни и деятельности предъявляют повышенные требования к адаптивным механизмам человека. Большое количество антропогенных катастроф, зон военных конфликтов, стихийных бедствий и других видов интенсивного стрессового воздействия вызывают различные формы дезадаптации, нервно-психические и психосоматические нарушения, посттравматические стрессовые расстройства. Интенсивное стресс-воздействие субэкстремальных обстоятельств на человека может быть настолько сильным, что личностные свойства уже не играют решающей роли в развитии посттравматического стрессового расстройства, которое может развиться практически у каждого здорового и эмоционально устойчивого человека [64].

К стрессу могут приводить интенсивные переживания, связанные с потерей близких людей. Источником стресса становятся и межличностные отношения. Стресс может вызываться конфликтной ситуацией, особенностями режима осуществляемой деятельности и многими другими факторами. Закономерным следствием стрессовых состояний является снижение производительности различных видов деятельности, нарушения психического и соматического здоровья человека [73].

Обучение в высшем учебном заведении также характеризуется высоким нервно-психическим напряжением, хронической усталостью, повышенной тревожностью, эмоциональной и информационным стрессом и другими этиологическими факторами, действие которых в большинстве случаев вызывает перенапряжение и астенизацию адаптационных механизмов, истощение функциональных резервов организма, снижение работоспособности. Все это вызывает появление различных патологических синдромов, среди которых наиболее распространены психосоматические (болезни сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, органов пищеварения и др.) и неврозы [5]. Исследования показывают, что все основные заболевания возникают и развиваются именно в период обучения в высших учебных заведениях [82]. Проблема профилактики и предотвращения дезадаптивных состояний, вызванных стрессом, выходит далеко за пределы физиологической и медицинской эмпирии. Она связана с формированием и развитием адаптивных механизмов, произвольной и непроизвольной саморегуляции, врожденных способностей человека, таких как адаптивность, формирование валеогенной мотивации и валеогенных свойств личности. Существенная роль в этом принадлежит теоретической и практической психологии [11].

«Широко известны в отечественной среде физиологические представления о стрессе Г. Селье, которые сейчас - скорее достояние истории, чем современные научные данные. Знания о структуре стресса, прежде всего, психологической, в значительной степени усложнились и изменились. Это касается как самого определения стресса, так и производных от него, например, способа совладения со стрессом (копинга), а также методов и оценки, диагностики и психологического воздействия на стресс (терапия)» [1, с.86].

Отечественные исследования в психиатрии и психологии 1970-х годов еще могли опираться на физиологическое определение стресса по Г. Селье (сборник «Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства», изданный в 1977 году), поскольку это было время формирования понятий и накопления знаний в этой области [65]. Однако и гораздо позже, даже в серьезных научных трудах имеет место недостаточный учет мирового опыта. Так, словарь «Психология» (1990) ограничивается понятиями «стресс» и «стрессор» [56]. Выделены физиологический и психологический виды стресса, последний разделен на информационный и эмоциональный, негативное влияние стресса на деятельность определен как дистресс. Тот факт, что психические нагрузки вызывают или облегчают появления различных психических расстройств, был известен давно. В специальной литературе это зафиксировано в 1621 году: R. Burton в работе «Анатомия меланхолии» описал негативное влияние на формирование депрессивных расстройств таких событий, как несчастливый брак, обеднение. Но и к этому многие народы имели знания о причинах подобных расстройств. Поэтому, они развивали способы и ритуалы преодоления тяжелых стрессов, связанных с прощанием с любимыми людьми, смертью близких и другими потерями. Однако, до сих пор остается недостаточно ясным, чем являются такие события, причиной или только пусковым фактором дальнейших расстройств; чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс; почему одни люди быстро реагируют формированием психических или соматических расстройств, а другие остаются резистентными к стрессу или даже способны вытянуть из него полезный опыт [57].

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Достаточно вспомнить экспериментальные исследования на животных В. Кэннона, эндокринологическую базу подобных работ Г. Селье, психологическую модель стресса Р. Лазаруса, психосоматические исследования многих ученых, экологические подходы к воздействию окружающего мира на человека, изучение стрессов, связанных с межличностными проблемами, профессиональными нагрузками и болезнями, исследования психических травм военного времени (Goldberger L., Breznitz S., 1993; Lazarus R. S., 1991) [37, 136].

В недавнем прошлом R. S. Lazarus (1992) писал, что теория и исследования в области процессов копинга (как одного из компонентов стресса) только начинают разрабатываться. Новый подход к копингу как к трансактному, контекстуальному и центрированному понятию берет начало в 1970-х годах под влиянием теорий отношений и когнитивных теорий стресса и эмоций, когнитивного направления, являющегося частью в психологии. Проблема феномена эмоционального выгорания исследовалась многими зарубежными и отечественными учеными: О. Фрейденберг, К. Маслач, Б. Перлман, Е.А. Хартман и другие [80].

Синдром эмоционального выгорания является состоянием эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающим в результате хронического стресса.

Гипотеза, которую мы подтвердим, либо опровергнем в процессе исследования: между показателями, получаемыми с помощью эмпирических данных и уровнем эмоционального выгорания существует непосредственная связь.

Объект исследования представляет собой стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание студентов - психологов.

Предмет исследования: стрессоустойчивость, как профилактика эмоционального выгорания студентов - психологов.

Целью магистерской диссертации является исследование стрессоустойчивости студентов – психологов.

Поставленная в работе цель достигалась с помощью решения следующих задач:

1. Подобрать, изучить и проанализировать научную психологическую литературу по вопросам адаптационных возможностей, стресса и стрессоустойчивости, профессиональных качеств студентов психологов и сущности и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания, связанным с профессиональной деятельностью.

2. Подобрать психодиагностические методики, адекватные поставленной цели.

3.Провести эмпирическое исследование адаптационных возможностей и стрессоустойчивости студентов-психологов, анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных;

4. Разработать практические рекомендации для повышения уровня стрессоустойчивости.

Новизна исследования заключается в уточнении стрессоустойчивости студентов-психологов для профилактики синдрома эмоционального выгорания в их дальнейшей профессиональной деятельности. Практическая ценность заключается в подборе психодиагностических тестовых методик и формулировке необходимые меры проведения психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания в будущей профессиональной деятельности психологов.

Для решения обозначенных задач использовались следующие методы: теоретический (качественной и количественный анализ); эмпирический (метод тестирования, метод анкетирования); математико-статистический (статистический анализ, линейная корреляция Пирсона).

В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Методика «Многоуровневый личностный опросник» А. Маклакова и С. В. Чермянина.

МЛО был разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным в 1993 г. Многоуровневый личностный опросник направлен на изучение адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, которые отражают интегральные особенности психического и социального развития. Опросник является стандартизированной методикой и рекомендуется к использованию для решения задач психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности и профессионального психологического отбора [44].

2. Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении».

Данная методика была предложена В. Бойко для определения степени выраженности стратегий миролюбия, избегания и агрессии.

Обладание информацией об особенностях коммуникативного поведения помогает избежать лишних конфликтов в общении и действовать психологически грамотно [8].

3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Эта методика также предложена В. Бойко. Она состоит из 84 утверждений и имеет три уровня эмоционального выгорания [9].

4. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной.

Данная методика разработана О.Ф. Потемкиной. Она состоит из 80 вопросов и дает ответы на вопросы: «Что важно в жизни?»

В первой части, состоящей из 40 вопросов, показывается, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.

Во второй части, включающей следующие 40 вопросов, оценивается значимость власти или свободы, содержания работы или денег [61].
5. Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

Опросник разработал В.Ю. Рыбников в Ленинградской Военно-медицинской Академии в 1985 году. Этот опросник был предназначен для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.

Основной целью методики является определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе. Методика направлена на выявление отдельных признаков личностных нарушений, а также на оценку вероятности их развития и проявлений в поведении и деятельности человека при усложнении внешней ситуации. Информативность данной методики проявляется при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, при предъявлении к человеку повышенных требований [58].

6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунг.

Данная методика предназначена для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях, а также в целях предварительной, доврачебной диагностики [86].

7. Тест на стрессоустойчивость. Данный тест направлен на диагностику оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. Методика написана О.В. Баркановой и состоит из 16 вопросов [87].

8. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Паре [7].

Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Она была разработана в 1967 году.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета. В исследуемые группы вошли 80 студентов I-IV курсов, обучающихся по направлению «Психология».

Структура и объем работы

Работа состоит из 2 глав, заключения и описания литературы, которая насчитывает 82 источника; иллюстрирована 22 рисунками и 9 таблицами; содержит 9 приложений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: