Технологический процесс лесозаготовок




Подготовительные работы

 

Подготовительные работы на лесосеке выполняют до начала основных работ. К ним относятся: лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек, подготовка лесосек к рубке, устройство по­грузочных пунктов и другие мероприятия по подготовке участка для выполнения рубок леса. Результаты подготовки оформляются актом.

Лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек предшествует всем остальным видам подготовительных работ. Лесосырьевая подготовка включает отвод лесосек (отграничение лесосек визирами, определение запаса древесины, установление среднего объема хлыста, товарная и денежная оценка лесосек) и их приемку (проверочный перечет деревьев, определение таксационных показателей, оформление документации на передачу лесосек).

Подготовительные работы на лесосеке выполняют до начала основных работ. К ним относятся: лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек, подготовка лесосек к рубке, устройство погрузочных пунктов и другие мероприятия по подготовке участка для выполнения рубок леса. Результаты подготовки оформляются актом.

Технологическая подготовка производится после тщательного изучения лесоэксплуатационных условий на лесосеках и включает выбор рациональных способов их разработки, выбор схемы транспортного освоения и составление технологической карты на разработку каждой лесосеки.

 

Лесосечные работы

 

Способ рубоки ухода устанавливается для каждого конкретного участка (таксационного выдела, лесосеки) с учетом лесорастительных условий, состава, строения и текущего состояния насаждения, наличия подроста или второго яруса, способа лесовосстановления и целевой породы будущего насаждения, а также ветроустойчивости оставляемой части древостоя и смежных насаждений. Вырубка одних насаждений не должна существенно влиять на увеличение опасности ветровалов для других оставляемых насаждений. В противном случае применяются другие способы рубок, отводятся более узкие (до 50 м) лесосеки. Основными организационно-техническими элементами (ОТЭ) сплошнолесосечных рубок являются:

- мероприятия по лесовосстановлению.

Рис.1 – Схема заготовки древесины при сплошных рубок

 

При выборочных рубках периодически удаляют часть деревьев в разновозрастном лесу, сохраняя экосистему и её природоохранную функцию. Удаляют преимущественно деревья старшего возраста, с пониженным приростом, больные и второстепенные породы.

При выборочных рубках должны соблюдаться следующие условия:

-сохранение разновозрастной структуры древостоя;

-сохранение устойчивости древостоя;

-сохранение продуктивности и почвенного плодородия;

Рис.2 - Схема заготовки древесины при выборочных рубках

 

Лесосечные работы на предприятии Учебно-опытный лесхоз включают в себя: 1)Рубка, раскряжовка и очистка от сучьев деревьев осуществляется бензопилой Штиль – 351;

2) Вывоз древесины с лесосеки производит Форвардер;

3) Доставку с погрузочного пункта до территории нижнего склада осуществляют 3 вида КамАЗов

Транспорт древесины

 

А вот лесной сухопутный транспорт играет важную роль не только в освоении лесосырьевой базы лесозаготовительного предприятия, но и внутри районных перевозок, успешно служит для выполнения лесохозяйственных, сельскохозяйственных и многих других задач и целей. Даже после освоения лесосырьевой базы автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству того района, где они проходят. К основным особенностям сухопутного лесовозного транспорта относятся: собирательный характер работы лесовозных путей; одностороннее направление перевозки лесных грузов; сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог; временный характер работы.

Собирательный характер работы лесовозных путей предопределяется наличием нескольких погрузочных пунктов, размещенных в различных точках лесного массива, где ведется заготовка леса. Это все вызывает необходимость строительства в пределах лесосырьевой базы густой сети путей с различными сроками действия. Одностороннее направление перевозки лесных грузов обусловливается вывозкой леса с лесосек на нижний склад. В обратном направлении перевозят топливо, тракторы, запасные части, рабочих предприятий, жителей поселков и деревень и т.д. Сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог, а часто и самой дороги, обуславливается трудностями в весенний и осенний периоды, когда происходят таяние снега весной и выпадение большого количества дождей осенью. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии, в эти периоды вывозку леса прекращают. Сезонность работы дорог или отдельных их участков зависит также и от рельефа местности, грунтов, наличия болот и т.д. Так, из труднодоступных заболоченных массивов вывозка леса может производиться только в зимний период, когда обустраиваются временные ледяные дороги. Временный характер работы отдельных участков дорожной сети предопределяется периодом освоения отдельных лесосек, частей лесного массива и даже периодом выращивания насаждений.

К сухопутному транспорту леса относят, прежде всего, лесовозные дороги, которые предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на лесовозных дорогах, их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Лесовозные дороги обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) лесовозных дорог. Магистральный путь — основной участок лесовозной дороги, связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка — ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет. Ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Простейший тип автомобильных лесовозных дорог — грунтовые дороги.Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Рельсовые лесовозные дороги бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). Узкоколейные лесовозные дороги постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортаментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8–20 т), а для хлыстов — вагоны-сцепы (24–25 т).

Древесина, уже в обработанном виде (пиломатериалы), транспортируется именно пакетным способом. Такой способ позволяет максимально загружать используемый транспорт, в следствии чего, снижается возможность растрескивания, максимально эффективно использовать время механизированной загрузки.

 

Лесоскладские работы

 

На нижние склады лесозаготовительного предприятия срубленный лес доставляют с лесосек по лесовозным дорогам.

Нижние склады лесозаготовительных предприятий характеризуются постоянством рабочих мест, концентрацией производства, единой устойчивой энергетической базой. В современном лесозаготовительном предприятии

Объём использования лесов в целях связанных с заготовкой древесины и живицы


 

Осуществление научного-исследовательской деятельности образователь деятельности

Виды использования лесов
Целевое назначение лесов Категория защитных лесов Наименование Лесничества лесоправка Наименование участкового лесничество Наименование урочища при наличии Номер лесного квартала Номер лесотакса-ционного выдела Площадь используемого лесного участка га Виды заготав-ливаемых лесных ресурсов Ед. изм. Объём изъятия Рубка лесных насаждений
Форма Рубки Мероприятия по видом пользования Вырубаемая древесинная порода Объём древесины
дел Др. всего
                                 
эксплуатационные   Куярмкое лесничество Учебно-опытное Чернушкинский лесной участок     10.2   М3   Сплошная Изьятие путом СПР С      
Е      
Б      
Ос      
эксплуатационные   Куярмкое лесничество Учебно-опытное Нолькинский лесной участок     4,9   М3   сплошная Изьятие путом СПР С      
                          Е      
                          Б      
Защитные Зеленые зоны Куярмкое лесничество Учебно-опытное Нолькинский лесной участок     3,2   М3   выборочная Изьятие путом ДВР Лп      
                          Е      
                          Б      
                          Ос      
                          Ильм      
эксплуатационные   Куярмкое лесничество Учебно-опытное Чернушкинский лесной участок     7,8   М3   сплошная Изьятие путом СПР С      
                          Е      
                          Б      
                          Ос      
Итого                         Всего      
                                   

 

Годовой объем

Наименование показателей Всего В том числе не лесозаготовительным участкам
В том числе: В земной период:   22% 24% 28% 26%
Хлыстами Сортиментов   26% 27% 25% 21%
Щепой   19% 28% 30% 23%
Координаты лесного массива, в кагором необходимо размещать лесосеки расчетного года 58. 96. 85.67        
Годовой объем всего М3          


55…60 % общего количества производственных трудозатрат приходится на нижние склады. Срок действия нижних складов на одном месте исчисляется десятками лет, а в непрерывно действующих предприятиях не ограничен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: