Изменение сроков прохождения практики, установленных ВУЗом, а также сокращение дней за счет изменения рабочего времени не допускается. Базовыми учреждениями для прохождения практики являются аптеки г. Новосибирска.
Цель и задачи практики
Целью учебной практики является знакомство обучающихся с организацией работы аптеки по оказанию фармацевтической помощи.
Основными задачами практики являются знакомство обучающихся с:
- организационной структурой аптеки, ее функциями и задачами, штатом аптеки и должностными инструкциями сотрудников;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- основными производственными помещениями, назначением и их взаимосвязью, оборудованием аптеки в зависимости от специфики и объемов выполняемой работы;
- основными условиями хранения лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента в аптеке;
- требованиями к организации рабочих мест по реализации товаров населению и медицинским организациям, по изготовлению лекарственных средств, фасовщика и санитарки-мойщицы;
- основными санитарно-гигиеническими требованиями к личной гигиене сотрудников, и требованиями к уборке помещений и уходу за аптечным оборудованием.
После прохождения учебной практики обучающийся должен
ЗНАТЬ:
- правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка в аптеке;
- организационную структуру аптеки, штат;
- должностные обязанности провизора, фармацевта, фасовщика, санитарки-мойщицы, требования к организации их рабочих мест;
- мероприятия, проводимые в аптеке по соблюдению санитарного режима, требования к личной и профессиональной гигиене.
УМЕТЬ:
- соблюдать требования техники безопасности на рабочих местах фармацевта, фасовщика, санитарки-мойщицы;
- соблюдать личную и профессиональную гигиену на рабочем месте;
- правильно использовать и содержать в надлежащем порядке и чистоте оборудование, весоизмерительные приборы;
- расфасовывать и оформлять к отпуску лекарственные формы, изготовленные в аптеке;
- соблюдать правила хранения и сроки годности лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;
- обрабатывать, мыть аптечную посуду.
Обязанности обучающихся
в период прохождения практики
Обучающийся обязан своевременно явиться на базу прохождения практики в соответствии с направлением, выданным на кафедре университета.
К прохождению практики в аптеке обучающийся допускается только при наличии медицинского допуска в медицинской книжке и санитарной одежды.
Обучающийся обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим на базе практики правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты;
- выполнять разовые задания администрации аптеки, принимать участие в общественной жизни коллектива;
- ежедневно вести дневник;
- сдать зачет по учебной практике.
Руководство практикой
Организационно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры Управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ.
Ответственность за организацию и проведение практики в аптечной организации (АО) несут ее руководитель и/или руководитель структурного подразделения, где обучающийся проходит практику. Непосредственное руководство практикой обучающихся возлагается руководителем аптечной организации на высококвалифицированных специалистов соответствующих структурных подразделений.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. Общее знакомство с работой аптеки. Прохождение инструктажа по технике безопасности и знакомство с правилами внутреннего распорядка (осуществляется заведующим аптекой или его заместителем).
2. Во время прохождения практики обучающийся:
а) осваивает и описывает:
- аптеку;
- основные задачи и функции аптеки;
- организационную структуру аптеки, наличие и назначение отделов (знакомство с планировкой, назначением и размещением помещений аптеки, их оборудованием и оснащением, требованиями по уходу за ними);
б) изучает штатное расписание аптеки и должностные инструкции
сотрудников, правила внутреннего трудового распорядка.
в) составляет план-схему:
- аптеки с обозначением всех помещений;
- рабочего места по приему рецептов и отпуску по ним лекарственных средств;
- рабочего места по безрецептурному отпуску лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
- рабочего места по изготовлению лекарственных средств;
- рабочего места вспомогательного персонала (фасовщика и санитарки-мойщицы);
в) изучает основные условия хранения лекарственных средств (соблюдение температурного режима, влажности воздуха, освещенности,
сроков годности лекарственных средств); хранение медицинских изделий.
г) изучает санитарные требования к личной гигиене сотрудников аптеки:
- правила личной гигиены сотрудников аптечных организаций;
- правила пользования санитарной одеждой, личным полотенцем в аптечных организациях.
д) анализирует соблюдение основных санитарных требований к уборке помещений и уходу за аптечным оборудованием в аптеке - базе практики.
Ведение дневника по учебной практике
Дневник должен быть представлен по окончании практики и содержать отчет о проделанной работе. Титульный лист представлен в приложении № 1.
В дневнике должны содержаться сведения о месте прохождения практики, объеме выполненной работы.
В заключении необходимо дать оценку по условиям прохождения практики и свои рекомендации по ее совершенствованию.
Форма ведения дневника
Дата
Содержание раздела работы аптеки, с которыми ознакомились и характер выполненной работы. Подпись руководителя практики от аптеки
В конце дневника: подпись руководителя практики от аптеки и ПЕЧАТЬ аптеки
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
п/п | Тема | Содержание материала, отражаемого в дневнике |
1 день | Знакомство с организацией работы аптеки | Главная задача и функции аптечной организации (АО). Организационно-правовая форма АО. Внешнее оформление аптеки. Описывает вывеску АО Оценить оформление торгового зала: - наличие необходимой информации в торговом зале аптеки; - наличие дополнительных услуг в аптечной организации (доставка товара на дом, заказ лекарственных средств, консультации врача и т.д.); - познакомиться с оформление витрин, - оценить ассортимент товаров в соответствии с ФЗ № 61-ФЗ. Описать рабочие места в торговом зале, оснащение рабочих мест. Отметить какие специалисты работают в торговом зале и их функции. Отразить схему аптеки, описать организационную структуру аптеки (с описанием отделов). Оценить соответствие общим минимальным требованиям по составу помещений к производственной аптеке (приказ № 309). Знать требования к фармацевтическим работникам. Описать штат аптечной организации по сфере применения труда и по выполняемым функциям. |
2 день | Знакомство с организацией санитарного режима аптеки. На рабочем месте санитарки-мойщицы. | Охрана труда и техника безопасности санитарки-мойщицы; организация рабочего места санитарки-мойщицы; основные права и обязанности санитарки-мойщицы; мойка, сушка, обработка аптечной посуды; получение очищенной воды и воды для инъекций; способы стерилизации посуды, используемые в аптеке; санитарные мероприятия по уборке помещений аптечных организаций; требования к личной гигиене сотрудников. Изучить, описать и знать: - санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек, - санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря - санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек; - правила использования и хранения санитарной одежды, - санитарные требования, предъявляемые к условиям изготовления нестерильных лекарственных средств; - правила уборки производственных помещений аптеки; - познакомиться с санитарными требованиями изготовления ЛС в асептических условиях, - познакомиться со стерилизации ЛС и вспомогательного материала, - санитарные требования к получению и хранению, а также с аппаратурой для получения воды очищенной и воды для инъекций. Обучающийся должен получить практические навыки в обработке, мойке и сушке аптечной посуды, ступок, пробок (резиновых, стеклянных, полиэтиленовых). Знать как готовят и используют дезинфицирующие и моющие средств, используемые для уборки в аптеке. Описать маркировку и хранение уборочного инвентаря. |
3 день | На рабочем месте фасовщика лекарственных средств | Знакомство с работой рецептурно-производственного отдела (РПО). Знакомство с организацией рабочего места фасовщика и его обязанностями; с видами упаковочной тары, упаковочными материалами, весоизмерительными приборами, фасовочными аппаратами. Знакомство с приемами взвешивания и отмеривания сухих и жидких лекарственных средств, упаковкой, процеживанием, фильтрованием, укупоркой и оформлением к отпуску. Познакомиться и описать: 1. Задачи и функции РПО. Схема рецептурно-производственного отдела. 2. Общие требования, предъявляемые к условиям изготовления лекарственных средств; количество рабочих мест, организованных в ассистентской, знать функции сотрудников РПО. 3. Знать взаимосвязь и последовательность технологического процесса по изготовлению лекарств в аптеке: подготовка воды, воздуха, моющих и дезинфицирующих средств, помещений, оборудования, средств укупорки и упаковки; изготовление лекарств и внутриаптечной заготовки; контроль качества приготовленных лекарств. 4. Организация рабочего места фасовщика. Права и обязанности фасовщика; 5. Оформление лекарственных форм к отпуску: основные и дополнительные этикетки; 6. Участие в проведении фасовочных работ и оформление к отпуску расфасованных ЛС. |
4 день | На рабочем месте фармацевта в отделе БРО или ГЛФ | Знакомство с принципами хранения в аптеке лекарственных средств с учетом токсикологических и фармакологических групп, физико-химических свойств, способа хранения, учетом сроков годности. Знать предупредительные мероприятия, правила приема товара в аптеке. Участвовать в приеме товара. Принять участие в размещении поступившего товара по местам хранения. Оценить организацию условий хранения ЛС и медицинских изделий нормативным документам. Организация работы отдела безрецептурного отпуска и парафармацевтической продукции (предметы и средства личной гигиены, оптика, лечебное, детское, диетическое питание, косметическая и парфюмерная продукция). Знать правила оформления витрин. Отметить использование рекламы в торговом зале аптеки. |
5 день | Зачетное занятие | Зачетное занятие проходит в форме тестирования и устного собеседования с предоставлением дневника. При выведении оценки учитывается полнота прохождения тем практики и освоение обучающийся практических навыков, отраженных в отчете по прохождению практики (дневнике). Перечень вопросов к зачетному занятию представлен в разделе IV. |
III. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
И СДАЧА ЗАЧЕТА
По окончании практики обучающийся сдает зачет на кафедре управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения НГМУ.
Для сдачи зачета обучающийся должен предоставить дневник, оформленный согласно требованиям Приложения 1, 2, который заверяет руководитель учебной практики от аптеки и заверяет своей подписью и печатью аптеки.
Дневник является официальным документом, в нем обучающийся должен ежедневно отражать стороны деятельности аптеки, с которыми он познакомился в соответствии с программой практики, а также все виды выполненной работы, ее объем.
Дневник должен содержать: график распределения рабочего времени по разделам учебной практики, табель учета рабочего времени с указанием времени работы и подписи руководителя практики от аптеки, краткое содержание выполняемой им работы.
Изложение материала в дневнике должно быть грамотным и конкретно отражать стороны деятельности аптеки, с которыми знакомится обучающийся. Дневник ежедневно должен проверятся руководителем учебной практики от аптеки и подписываться.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ СДАЧИ зачета
по учебной практике
1. Основные функции и задачи аптеки.
2. Понятие «Фармацевтическая помощь».
3. Понятия «Фармацевтическая организация» и «Фармацевтический работник».
4. Административно-управленческий, фармацевтический, вспомогательный и хозяйственно-обслуживающий персонал. Штат аптеки по сфере применения труда и по выполняемым функциям.
5. Обязанности фармацевтических работников.
6. Обязанности администрации аптеки по обеспечению безопасным методам и приемам выполнения работ.
7. Перечень отделов аптеки, их функции.
8. Состав производственных помещений и их назначение.
9. Взаимосвязь между планировкой помещений аптеки и организацией производственного процесса.
10. Назначение торгового зала. Его оборудование и условия соблюдения санитарного режима.
11. Требования к оформлению торгового зала. Перечень информационных материалов, которые должны быть размещены в торговом зале.
12. Правила внутреннего трудового распорядка аптеки. Режим работы
аптеки.
13. Основные требования техники безопасности в аптечных
организациях.
14. Виды инструктажа по технике безопасности.
15. Организация производственного процесса в моечной комнате. Порядок обработки посуды, бывшей в употреблении, полученной с аптечного склада. Моющие средства, применяемые в аптеке.
16. Основные требования к помещениям для хранения лекарственных средств в аптеке.
17. Требования к организации хранения лекарственных средств в аптеке.
18. Организация рабочего места фасовщика, оборудование и оснащение фасовочного процесса.
19. Организация рабочего места по приему рецептов и отпуску по ним лекарственных средств.
20. Организация рабочего места по безрецептурному отпуску лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента из аптеки.
21. Организация рабочего места по изготовлению лекарственных средств.
22. Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек.
23. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек.
24. Технологические операции обработки аптечной посуды.
25. Условия для осуществления фармацевтической деятельности.
26. Назначение и оборудование ассистентской комнаты.
Литература:
1. Материал лекции.
2. Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Приказ МЗ России N 647н от 31.08.2016 г. «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения»
5. Приказ МЗ РФ № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по санитарному режиму»
6. Приказ МЗ и СР РФ № 706н от 23.08.10 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»
7. Приказ МЗ РФ № 377 от 13.11.96 г. «Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения»
Приложение 1
Учет отработанного времени
Дата | Место прохождения практики | Часы работы | Подпись руководителя от базы практики |
19.06.17 | Аптека № | 6/7,2 | |
6/7,2 | |||
6/7,2 | |||
6/7,2 | |||
23.06.17 | Кафедра УЭФ, МФТ НГМУ | 7,2 | |
Итого |
Приложение 2