Родители часто задаются вопросом: пора ли появиться звуку или еще рано?
Даже при нормальном речевом развитии, ребенок далеко не сразу овладевает нормальным произношением. Приводим небольшую таблицу, чтобы было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков.
Возраст ребенка | 1-2 года | 2-3 года | 3-5 лет | 5-6 лет |
Звуки | А О Э П Б М | И ЫУ Ф В Т Д Н К Г Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Л Р |
Неточное произношение у детей в возрасте до 3-4 лет естественно – это так называемое возрастное косноязычие или физиологическая дислалия (при нормальном развитии и наличии полноценного слуха). Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родной речи. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются как дефекты произношения, которые необходимо корригировать.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – "сюсюкать" с ним. Тем самым вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляет искаженно произношение. С детьми нужно говорить всегда правильно, и таким образом, давать ребенку речевой образец для подражания.
К сожалению, не все родители понимают важность этого. Они "сюсюкают" и считают, что со временем ребенок сам все начнет говорить правильно, без чьей-либо помощи. Однако, часто без помощи специалиста этого невозможно добиться. Так как не все дефекты речи явные, фонематические и лексико-грамматические нарушения не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. А именно они влияют на усвоение программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить коррекционные занятия.
Родители не всегда относятся к этому серьёзно, ссылаясь на свою занятость и нехватку времени. И как следствие, непосещение, либо нерегулярное посещение занятий детьми, что не дает тех результатов, которых можно было ожидать.
Иногда когда ребенок поступает в школу, очень часто благоприятное время для исправления недостатков речи уже бывает упущено, приходится затрачивать гораздо больше времени и сил. Исправлять дефекты намного труднее и с каждым годом шансы уменьшаются. Так как исправление дефектов во 2 классе идет лучше и быстрее, чем в 4-ом, а в 1-м классе лучше и быстрее, чем во 2-м.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успеха, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. Говорить он должен правильно, ведь от этого зависит его будущее. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной различных дефектов речи.
Дорогие родители!
Не пытайтесь найти себе оправдание в нехватке времени или чрезмерной занятости. Успех в развитии ребенка – это результат совместной, ежедневной, подчас монотонной работы!
Что необходимо знать будущему первокласснику
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.
Быть готовым к школе уже сегодня –
это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться!
Л.А. Венгер, А.Л. Венгер
Дорогие родители!
Начало обучения в школе – новый этап в жизни вашего ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между "хочу в школу" и "надо учиться, работать", без осознания этого "надо" ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать и т.д.
Фундаментом успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь и, что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность.
Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать. Запоминать, перерабатывать полученную информацию.