Божественная Литургия архиерейским чином
Протодиакон: “Премудрость”.
Хор: “От восток солнца до запад...”
Далее сразу без перерыва начинает пение: «Достойно есть». Петь «Достойно» надо медленно, так, чтобы архиерей успел полностью совершить входные молитвы.
Ориентир для регента: в конце входных молитв архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.
Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны.
Хор поет: «Тон дэспотин»
После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион...”.
Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется...”. Хор начинает петь: “Да возрадуется...”. Пение должно закончиться к моменту, когда архиерей начнет одевать митру.
Ориентир для регента. Порядок облачения архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.
После слов протодиакона “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь” хор сразу (без «Аминь») поет: “Тон Дэспотин”, “Ис полла эти дэспота” три раза (см. стр.3).
Далее читается молитва 6 часа «Боже и Господи сил».
Затем до малого входа Литургия идет обычным чином.
После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. После хора большое “Ис полла” поет духовенство.
Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “и ныне” по традиции, поет духовенство в алтаре.
«Господи, спаси благочестивыя» возглашает диакон, затем может петь духовенство, а потом уже мы.
Порядок пения «Трисвятого»
1) Хор
2) Духовенство
3) Хор (на одной ноте). Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон.
Архиерей: “Призри с небесе...” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого (см. ниже).
4) «Агиос». Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый...”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”.
5) Хор обычным напевом.
6) Духовенство.
7) “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор.
8) Хор обычным напевом.
После прочтения Евангелия “Слава Тебе...” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе...” в ответ на благословение архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.
На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).
Великий вход. Длительность пения первой части «Херувимской» может быть больше из-за того, что архиерей совершает проскомидию в алтаре.
Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех...” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.
После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”
Архиерей: “В первых помяни, Господи...”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи...”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина... приносящаго... и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.
После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже...”. Хор: “Ис полла” (короткое) и далее: “Видехом свет...”.
После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина... (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).