ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ




Глава 12. МУЗЫКА В БЫТУ ДОШКОЛЬНОГО

Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в дет­ском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закреп­ляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на про­гулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хорово­ды, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музы­кальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музы­кальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкаль­ное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуаль­ной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музы­кальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспита­ния, обладающий определенной музыкальной культурой. Он вы­бирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.

В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сон, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообраз­ные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. В играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, переживают события, доступные их пониманию. Воспита­тель использует игру как могучее воспитательно-образовательное средство. Являясь ее организатором, создавая условия для игры или активно участвуя в ней, он руководит взаимоотношениями де­тей, реализует их замыслы, регулирует процесс общения с музы­кальным искусством. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках. Игры, связанные с музыкальной деятельностью, проводятся во всех группах детского сада, в том числе и младшей. Примечательно следующее: если дети играют в «праздники» или «музыкальное занятие», то они используют свой детский репертуар, если же они изображают «концерт», «оркестр», «телевизор», то явно предпочитают песни взрослых. Это объясняет­ся тем, что тематика таких игр передает действия взрослых и что дети привыкают петь свой репертуар только на музыкальных занятиях.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о cстроителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень ос­торожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, может побуждать детей к пению, например, укладывает де­вочка куклу спать, воспитатель предлагает ей спеть песню «Баю-Баю», музыка М. Красева. Он следит за динамикой исполнения. Например, играя в пароход, дети запели песню очень громко, вос­питатель говорит им: «Пароход уходит все дальше и дальше, поэто­му песня едва слышна. Воспитатель может предложить построить часть игры или всю ее на основе музыки. Удобна в этом отношении игра в «моряки», в которую очень любят играть мальчики. Построив пароход из строительного материала, дети отправляются в плава­ние; слышны команды капитана. Кода «корабль» подходит к «при­стани», воспитатель предлагает «морякам» пригласить на него гос­тей и устроить для них концерт (исполнить танец, спеть песню, рассказать стихотворение). Получается творческая игра «в концерт». Проводя игру «Путешествие на поезде», воспитатель сооб­щает, с какими остановками он следует. Дети садятся на «поезд», «едут». Сойдя на первой остановке, например, «песенной», дети поют свои любимые песни, затем занимают места и едут дальше. Впереди у них много станций: «Загадочная», «Игровая», «Сказоч­ная». Воспитатель может запеть песню Н. Метлова «Поезд». Дети с удовольствием ее подхватят и в дальнейшем не забудут включить в игру. Если помочь детям в исполнении музыкальных номеров, не нарушая хода игры, то в какой-то степени будет преодолен разрыв между их игровым замыслом и возможностями в области музы­кальной деятельности.

С этой целью можно пригласить участвовать в игре музыкаль­ного руководителя. Например, в одном из детских садов воспита­тель предложил детям поиграть в «концерт», но оговорил одно ус­ловие: когда кто-нибудь из «артистов» будет выступать, ему будет аккомпанировать музыкальный руководитель. Воспитатель выб­рал ведущую концерта - девочку Марину. Получив задание, девоч­ка на минуту задумалась, затем быстро вошла в роль. Она спроси­ла, кто хочет петь и танцевать. Дети быстро начали договариваться, кто что будет исполнять. Марина распределила детей по группам - на певцов, чтецов, танцоров, зрителей. Пять девочек чисто и сла­женно под аккомпанемент фортепиано исполнили песню «Детский сад» (музыка А. Филиппенко). После песни очень уверенно и кра­сиво были исполнены «Детский краковяк» (музыка Т. Ломовой) и пляска «Аннушка» (чешская народная мелодия). Затем две де­вочки прочли стихотворение. Марина обратилась к детям, сидящим в качестве зрителей: «Кто из публики хочет выступить?» Это был очень удачный вопрос, так как «зрители», хотя и смотрели с удо­вольствием, но, очевидно, стремились к большей активности. Одна девочка вызвалась исполнить украинский танец. «Артисты» друж­но аплодировали ей. Интересно, что Марина шепотом напомнила «зрителям», что надо аплодировать после окончания каждого но­мера. Затем все дети - и «зрители», и «артисты» - с увлечением спели «Частушки» (музыка Т. Ломовой).

После окончания игры дети начали совещаться о том, как же играть в следующий раз: «Нам надо получше, поинтересней придумать!», «А я буду кассиром - билеты на концерт продавать», «А я Петрушкой буду!» «Надо подумать, как построить концерт в сле­дующий раз, какой порядок должен быть», - сказала Марина. «Ты запиши», - совершенно серьезно предложил Сережа, забыв о том, что ни писать, ни читать они оба не умеют. Было совершенно оче­видно, что дети полностью «вошли в образы» игры.

Дети с увлечением играют в кукольный театр, превращая в ар­тистов обычные игрушки, охотно пользуются наборами плоско­стных фигур или кукольными головками. Содержание и формы такой деятельности свидетельствуют об Уровне развития вообра­жения у детей, понимания ими отдельных явлений окружающей жизни, об их интересах, вкусах, отношении к персонажам и разыг­рываемому действию. Дети включают в сценки настольного театра игрушек, теневого и кукольного театров песенки или же некото­рые пьесы из репертуара детского оркестра. Эти инициативы надо обязательно отметить, поддержать, поощрить. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушеч­ный патефон, телевизор, пианино, миниатюрную театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же вре­мя наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую строй­ную березку, то воспитатель должен предложить детям вниматель­но ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или водить вокруг нее хоровод, которые они разучива­ли на музыкальном занятии («Во поле береза стояла», русская на­родная песня; «Аи, да березка», музыка Т. Попатенко и др.). Таким образом, воспитатель закрепляет детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы, при помощи музыкального произведения. Кроме того, воспитатель может проводить летом на прогулках игры с пением. Это придает прогулкам содер­жательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музы­кальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают по­нимать, что каждое время года, явление природы по-своему пре­красно. Например, понаблюдав за деревьями осенью, ронявшими на дорожки листья, и прослушав затем пьесу А. Гречанинова «Осен­няя песня», дети говорили: «Листья шепчут. Деревья плачут - им жалко расставаться с красивыми листьями», «Задумчивая музыка, как будто все засыпает», «Музыка куда-то летит... летит...»

В занятия по природоведению, проводимые в группе, также по­лезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевос­питательной работы детского сада для того, чтобы в соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Например, намечается прогулка в весенний лес. Музыкальный ру­ководитель может дать детям послушать пьесу П.И. Чайковского «Подснежник» или «Песня жаворонка», разучить с ними русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую народную песню «Веснянка». Только при таком условии музыка станет активным помощником в эмоционально глубоком понимании детьми окру­жающей действительности. Таким же образом можно связать му­зыкальные произведения с тематикой экскурсий на предприятия, в мастерские, на пристань, близлежащую ферму, с рассказами-бе­седами о трудовых профессиях.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок», рассказывая сказку «Гуси-лебе­ди» - спеть песню Маши, яблоньки, печки, речки (музыка Ю. Вейсберга). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах реко­мендуется закончить песнями о Родине, написанными компози­торами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При про­ведении беседы с детьми средней группы по картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошеч­ка», музыка В. Витлина.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует ус­транению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.

Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят зву­ки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить от­дельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способ­ствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибау­ток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воро­бей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни, например: «Петя-барабанщик», музыка М. Красева; «Мы веселые ребята», музыка М. Раухвергера; «Нож­ками затопали», музыка М. Раухвергера; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Бравые солдаты», "музыка А. Филиппенко. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в грамзаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музы­кального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вво­дится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее зву­чание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Например, в начале игры «Кто скорей» дети легко бегают в пространстве комнаты в соответ­ствии с характером, темпом и динамикой музыкального произведе­ния (музыка Т. Ломовой) и по его окончании стремятся быстрее занять определенные места.

Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, грамзапись, ка­кой-либо народный инструмент.

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког­да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж­ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ­ствовали характеру музыкального произведения, его форме. На­пример, под Вальс А. Гречанинова подходят плавные движения: удобно спокойно поднимать руки вверх, разводить их в стороны, опускать вниз. А под музыку русских народных мелодий «Ах вы сени», «Полянка», с акцентированными сильными долями, можно выполнять четкие взмахи рук, прыжки, наклоны туловища, махи и сгибания ног.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятель­ностью также легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музы­ка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Например, пос­ле новогоднего праздника на занятии «Лепка по замыслу детей» многие дети вылепили персонажей, участвовавших в детском праз­днике. Отметив наиболее удачные работы - мишку и зайчика -воспитатель предложил всем детям спеть «Песенку зайчиков» (му­зыка М. Красева) и песню «Мишка» (музыка Е. Тиличеевой). В данном случае музыка углубила впечатления, выраженные в леп­ке. Если дети рисуют народный узор, то в конце занятия воспита­тель может дать им послушать в грамзаписи Вариации на тему рус­ской народной песни «Выйду ль я на реченьку» В. Иванникова.

Темой рисунков, лепки, аппликации может быть и содержание хорошо знакомой песни. Например, при проведении занятия на тему «Моя любимая песня» каждому из детей предлагается нарисовать то, о чем поется в его любимой песне. Рассматривая получившиеся рисунки, ребенок узнает по ним, какие песни любят его друзья.

Воспитатель также может предложить детям нарисовать рису­нок по содержанию какой-либо определенной песни, любого из ее куплетов, или изобразить конкретный образ («Птичка», музыка М. Раухвергера, слова А. Барто). Возможно, также дать детям про­слушать в грамзаписи пьесы с яркими характерными образами («Марш солдатиков» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Птич­ка» Э. Грига, «Подснежник» П.И. Чайковского и др.), а затем отра­зить в рисунке, аппликации, макете их содержание. Таким образом,; объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусства.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты по­вседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Если малыш; боится воды, можно пропеть, умывая его, попевку «Водичку, во­дичка, умой мое личико» или куплет песни «В лодке» (музыка) М. Раухвергера) «Вот колышется вода».

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сок. Рекомендуется почаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силе, воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание. Большую роль в развитии двигательной активности ребенка играют потешки. Интерес, который они всегда вызывают, позволяет воспитателю использовать их для индивидуальной работы по разучи­ванию самых разнообразных движений. В ходе игр-потешек дети при­учаются владеть своим телом, двигаться выразительно.

Приводим ряд игр-потешек, рекомендуемых для работы с деть­ми дошкольного возраста.

Для упражнения в легком беге на носках:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

 

Для упражнения в ходьбе, беге, галопе:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Внуки на телятках,

Гоп-гоп, гоп-гоп!

 

Для упражнения в подскоках:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

 

Для упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

Скок, поскок молодой дроздок,

По водичку пошел, молодичку нашел.

Молодиченька-невеличенька

Сама с вершок, голова с горшок.

 

Для упражнения в подготовке к переменному шагу:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок...

 

Для упражнения в движении «ковырялочка»:

Андрей-воробей,

Не гоняй голубей!"

Гоняй галочек

Из-под палочек.

 

Для упражнения в ритмичных притопах:

Тара-тара-тарара

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем рожь засевать,

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: