Схема и алгоритм наведения навесной переправы через реку.




Информация по полиспастам.

Полиспаст — (от греческого polyspastos — натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.

У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку. Полиспасты по большому счету можно мастерить по-разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом:

В горизонтальной проекции (при наведении переправы):

В вертикальной проекции (при подъеме груза):


Функционирование полиспаста определяется следующими принципами:

● Выигрыш в силе достигается за счет проигрыша в расстоянии. Чем «сильнее» полиспаст – тем больший путь преодолевает веревка в системе полиспаста, тем медленнее поднимается груз, и тем больше требуется переустановок полиспаста в процессе работы.

● Выигрыш в усилии дают только движущиеся ролики. Стационарные ролики служат для изменения направления движения веревки и выигрыша в усилии не дают (но создают потери усилия на трение).

Когда при использовании полиспаста (вместо роликов) применяются карабины, значительная часть усилий теряется на трение, и фактический выигрыш при этом существенно снижается.

В зависимости от рельефа местности и степени удаления опоры от кромки берега полиспасты при переправе тянут либо «в сторону реки», либо, чаще, «от реки».

Для работы с полиспастами, как правило, требуется два схватывающих узла или зажима. Первый узел (зажим) – тянущий. С его помощью участники переправы тянут перильную (основную) веревку. Второй узел (зажим) – фиксирующий. С его помощью перильная веревка фиксируется после того, как будет выбран рабочий ход полиспаста - для того, чтобы вывести полиспаст на новую рабочую длину или сформировать на конце перил узел сдергивания. Для правильной работы реп-шнура со схватывающим узлом необходимо, чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14 мм, а репшнур 6-7 мм.

При наведении четырехкратного полиспаста тяговое усилие создают не более двух человек, при двух и трёхкратном – не более трёх.

При использовании роликов с подшипниками скольжения (FIX, RESCUE) тяговое усилие создают:

- при двухкратном – не более трёх человек;

- при трехкратном – не более двух человек.

Делать полиспасты кратности более четырёх не имеет смысла, так как потери на трении превысят эффективность системы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Схема и алгоритм наведения навесной переправы через реку.

Снаряжение: Необходимое снаряжение для группы в 2 человека

Веревка L=10 м (полиспастная) – 1 шт.

Веревка L=15 м (основная) – 1 шт.

Локальная петля – 2 шт.

Ролик одинарный – 1 шт.

Ролик двойной – 1 шт.

Репшнур/Устройство зажимного типа – 2 шт.

Карабин – 5 шт.

Комплект на участника: Обвязка (беседка) – 1 шт., усы – 2 шт., карабины – 2 шт., каска – 1 шт., перчатки.

Движение «живца»

При необходимости наведения навесной переправы через реку, в первую очередь понадобитсянайти место для переправы. Это должно быть не самое глубокое и широкое место, скорость реки должна позволять « живцу » переплыть через реку.

Когда место выбрано, среди участников выбирается «живец» - это человек, обладающий достаточно крепким телосложением и хорошими навыками пловца. После чего, на «живца» вокруг пояса узлом булинь (либо на скользящем карабине к поясу обвязки) крепятся две веревки (в будущем – это основная и страховочная веревки переправы). БОЛЬШЕ веревок крепить нельзя, это достаточно тяжелый груз при переправе через реку вплавь! При наличии одной веревки – крепится только она (основная).

Далее на противоположных концах веревок вяжутся узлы (дабы веревка не выскользнула через руку незамеченной). Страхующие берутся за веревки обеими руками и расходятся в противоположные стороны от линии движения: один выше, другой ниже по течению реки. При готовности (подаются команды о готовности страховки) живец начинает переправлятьсяна противоположный берег, немного траверсирую по реке. Страхующие выдают веревки по мере необходимости.

! При страховке «живца» одной веревкой, страхующие встают ВЫШЕ по течению.

! При срыве верхние страхующие удерживают страхующую веревку (при притоплении головы переправляющегося участника протравливают веревку, если это не приведет к заплыву участника в опасное место), а нижние – подтягивают сорвавшегося к берегу за сопровождающую веревку.

 


Схема системы полиспаст и крепление веревки

После того, как «живец» переправился на противоположный (целевой) берег и подал соответствующие команды, он завязывает основную веревку на дереве (опоре) узлом «штык через УИАА» (проще для развязывания). И подаёт соответствующую команду о готовности. После выполнения «живцом» этой операции остальные участники (оставшиеся на исходном коренном берегу) начинают вязать полиспаст. Для этого:

1) Основная веревка (дабы не упустить в реку) временно крепится любым надежным узлом к опоре, либо сразу крепится «фиксирующим» устройством (схватывающим узлом) к опоре.

! Фиксирующий узел в системе не обязателен, если не требуется передвигать полиспаст на новый рабочий ход.

2) На опоре крепится локальная петля (база).

3) Полиспастная веревка крепится на опоре узлом «булинь». Далее пропускаем веревку последовательно через систему блоков (роликов), в зависимости от кратности полиспаста.

При креплении веревки на опоре полиспаст получается чётным. При креплении веревки на подвижный ролик – Нечётным.

4) Полиспастная веревка располагается таким образом, чтобы между оборотами веревки вокруг опоры и роликов угол стремился к 0˚ и как можно ближе к основной (натягиваемой) веревке. По сути веревки должны стремиться сойтись в одну линию (это увеличивает эффективность системы).

5) За оставшийся свободный конец полиспастной веревки 2-3 участника тянут данную конструкцию. Один человек контролирует «сходимость» роликов, после чего основная веревка прогоняется через удерживающее устройство, и полиспаст ослабляется (перегоняется снова вперед). Действия повторяются до тех пор, пока веревка не будет натянута до такой степени, чтобы удержать участника, не окунаясь в воду.

6) Далее необходимо на основной веревке около опоры вымерять расстояние для закрепления «карабинной удавкой». Необходимо завязать узел «восьмерка» или «австрийский проводник» и подготовить карабин. (Необходимо оставить запас хода полиспаста для затягивания). Во время следующего натягивания «карабинная удавка» защелкивается, и карабин замуфтовывается (ДО подачи на него нагрузки).

7)!!! Прежде, чем ослабить натянутый полиспаст, не забудьте ослабить фиксирующее устройство (ослаблять в сторону опоры). После чего полиспаст можно снимать (веревку, тянущее, локалку, ролики).

8) В то время, пока все тянули полиспаст, наш «живец» успел закрепить на целевом берегу вторую (страховочную) веревку выше основной на 15-20 см, узлом «штык через УИАА». Страховочная веревка тянется усилием рук! На исходном берегу крепиться «карабинной удавкой».

9) Для удобства переправы участников на другой берег берем ещё одну веревку и делаем из неё «трамвайку» (вспомогательная веревка) – диаметром 6-8 мм. Один конец крепится на исходном берегу к опоре. Центр «трамвайки» (веревки должно хватать в оба конца) крепится к основной веревке на ролик с карабином узлом «австрийский проводник». Второй конец крепится к первому участнику, переправляется на противоположный берег и так же крепится к опоре. Теперь без проблем можно вытягивать «переправный» ролик на нужный берег.

 

10) При движении по навесной переправе участник должен быть пристегнут к веревке с помощью карабина, который крепится в соединительное (силовое) кольцо беседки. Дополнительно участник должен быть пристегнут к страховочной веревке карабином на самостраховочном усе.

Сначала участник крепится к страховочной веревке, затем к основной. После переправы отстегивается в обратном порядке.

11) После того как, все участники и груз, кроме одного участника, переправились на другой берег, необходимо организовать «самосброс» для всей этой конструкции. Конец «трамвайной» веревки на исходном берегу отвязывается от опоры и крепится «двойным булинем» (Вар.1 - желательно) с неравномерными петлями к карабинам «карабинных удавок» на обеих веревках.

! Для ускорения работы крайнего переправляющегося данное действие можно сделать сразу после того, как переправился первый участник и закрепил второй конец «трамвайки».

Вар. 2 – Одной общей петлей Вар. 3 – Последовательное ввязывание

12) Все остальные веревки расправляются, убираются перехлесты. Крайний участник переправляется на целевой берег.

13) «Трамвайная» веревка отвязывается от опоры на целевом берегу и основной веревки. Развязываем штыки основной и страховочной веревок. Тянем за «трамвайную» веревку.

 

Все люди и снаряжение на целевом берегу. Собираем снаряжение. Упаковываем. Идём дальше.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: