Школа дидактов под руководством В.А. Онищука предлагает рассматривать структуру урока в единстве двух ее составляющих:
· макроструктуры, как совокупности этапов урока, и
· микроструктуры, как единства методов, приемов, средств обучения, используемых в пределах каждого этапа и урока в целом.
Макроструктура в пределах одного типа урока – постоянна, микроструктура – переменна.
Характер макроэлементов структуры урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует на уроке определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь поставленную цель.
Характер и последовательность этих задач (а значит и этапов урока ) зависят от логики учебного процесса. Понятно, что логика усвоения знаний одинакова для всех предметов, поэтому предполагается, что на всех уроках усвоения новых знаний основные структурные элементы будут одинаковыми.
В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы, средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных действий учителя и учащихся. Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения материала. Поэтому эффективность урока в большой мере зависит от удачной или неудачной его микроструктуры, которую учитель выбирает исходя из уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся. При этом она, конечно же, соответствует поставленным целям и задачам.
Таким образом, структура урока по-Онищуку зависит от его типологии, которая определяется главной дидактической целью. Если таких целей будет несколько, урок получит название комбинированного.
Урок усвоения новых знаний. Его структура определяется логикой постепенного развертывания учебно-познавательных задач, решение которых представляет собой отдельные этапы усвоения знаний. Структура такого урока может быть представлена в следующем виде:
1) проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний;
2) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
3) восприятие и осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения;
4) обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным;
5) подведение итогов урока и домашнее задание.
Здесь вместо объяснения учителя, запоминания и закрепления знаний даются те этапы или ступени, которые без проб и ошибок ведут к усвоению знаний на основе познанных закономерностей этого процесса.
Урок усвоения умений и навыков. Наиболее общая структура его проведения такова:
1) проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);
2) сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения школьников;
3) изучение нового материала (вводные упражнения);
4) первичное применение приобретенных знаний и умений (пробные упражнения);
5) применение учащимися знаний и способов деятельности в стандартных условиях с целью формирования навыка (тренировочные упражнения);
6) творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения);
7) итоги урока. Сообщение домашнего задания.
Если формируемые умения и навыки сложны, и на их усвоение выделяется несколько уроков, то предложенная система упражнений распределяется равномерно на все занятия. Если навык несложный и формируется на основе прежде усвоенных правил, то подготовительные и вводные задания сокращаются, а пробные, тренировочные и творческие – усиливаются.
Урок применения знаний, навыков и умений служит для выполнения учащимися сложных комплексных заданий, охватывающим ЗУНы по крупным разделам или темам программы. На таких уроках учащиеся самостоятельно выполняют лабораторные и практические работы, вычислительные, письменные и графические задания разных видов.
В основе построения урока применения ЗУНов лежит логика формирования у школьников творческого подхода к решению нестандартных задач, которая реализуется в следующих его этапах:
1) воспроизведение и коррекция ЗУНов, необходимых для выполнения работы;
2) анализ предстоящей работы и способов ее выполнения;
3) подготовка необходимого оборудования;
4) самостоятельное выполнение работы;
5) обобщение и систематизация знаний и способов выполнения работы;
6) контроль учителя, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся за ходом выполнения работы и ее результатами;
7) подведение итогов работы.
Урок обобщения и систематизации знаний. В основе его построения лежит логика указанного процесса: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов – к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями науки. Этапы урока обобщающего повторения могут быть следующими:
1) сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников;
2) воспроизведение и коррекция опорных знаний;
3) повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
4) обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний, их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий;
5) усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
6) подведение итогов урока. Выводы.
Урок проверки и коррекции ЗУНов проводится с целью выяснения уровня овладения учащимися комплексом знаний, умений и навыков по главным темам или большим разделам программы. Его структура включает следующие этапы:
1) мотивация учебной деятельности;
2) проверка знаний учащимися фактического материала и умений раскрывать связи в предметах и явлениях (фронтальная беседа, индивидуальный опрос);
3) проверка знания учащимися основных понятий и умения объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа, индивидуальный опрос);
4) проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения (письменный опрос или заполнение обобщающих таблиц);
5) применение знаний в стандартных условиях (письменное решение задач, выполнение практических заданий по готовым данным);
6) применение знаний в измененных условиях (выполнение комплексных творческих работ);
7) проверка выполненных заданий, ихз анализ и оценивание;
8) итоги урока. Сообщение домашнего задания.
Комбинированный урок. В реальном учебном процессе бывает сложно расчленить изучение темы на уроки различных типов. В качестве примера можно привести структуру комбинированного урока, целью которого является усвоение умений и навыков (1) и творческое их применение на практике (2).
Этапы такого урока могут быть следующими:
1) актуализация опорных знаний и способов деятельности (предварительные или подготовительные задания);
2) мотивация учения школьников, сообщение темы, цели, задач урока;
3) изучение нового материала, его восприятие, осознание, осмысление (вводные задания);
4) первичное применение полученных знаний (пробные упражнения);
5) усвоение навыков и умений при выполнении деятельности в стандартных условия (выполнение тренировочных упражнений по образцу, инструкции, заданию);
6) усвоение навыков и умений в нестандартных условиях (творческие работы);
7) самостоятельная творческая работа, проверка ее результатов;
8) подведение итогов урока. Задание на дом.