Реабилитационный уровень.




Основная задача психолога состоит в оказании консультативной и коррекционно-развивающей помощи неблагополучным семьям.

При изучении семьи ребенка и организации работы с ней важен комплексный подход. Только разные специалисты (причем – сообща) – учителя, классный руководитель, социальный педагог, психолог, школьный врач – могут достаточно полно изучить условия воспитания ребенка в семье. Для организации эффективной работы с родителями и детьми, в частности, из неблагополучных семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений и ведомств вне школы (Центром социально-психологической реабилитации, Центром детского творчества, психолого-медико-педагогической комиссией, инспекцией по делам несовершеннолетних и др.).

Рекомендации к совместным действиям различных специалистов в оказании помощи неблагополучным семьям.
1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи.
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.

· Помощь психотерапевта семье и детям.

· Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов.

· Вовлечение детей в кружки, секции, студии, группы продленного дня.

· Постановка на учет в ИДН, к подростковому психиатру, наркологу.
2. Жестокое обращение с ребенком.
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника.

· Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей.

· Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

· Привлечение к психологическим занятиям детско-родительской группы.

· Постановка на учет в ИДН, к наркологу, консультации врачей, юристов.

· Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье.


3. Семья алкоголиков (оба родителя).
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).

· Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

· Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.

· Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).

· Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.

· Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.

· Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).

· Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).
4. Семья в состоянии развода или после развода.
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального педагога и психотерапевта.

· Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

· Вовлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

· Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий.

· Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

· Привлечение к деятельности родителей ребенка.

· Помощь ребенку со стороны его окружения.

· Помощь ребенку со стороны сверстников (по рекомендации учителя).

· Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму.
5. Неполная семья.
Виды помощи семье и детям:

· Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семьей.

· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

· Привлечение неполной семьи к психологическим занятиям детско-родительской группы.

· Наблюдения и консультации психолога, социального педагога.

· Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополнительного образования.

· Проведение родительского лектория (в школе, на радио, телевидении и т.д.).

· Обучение одного из родителей навыкам воспитания детей при отсутствии второго родителя.

· Постановка на учет в учреждении и органах социальной защиты.

· Привлечение общественных организаций к воспитанию.
6. Отчужденность родителей из-за занятости.
Виды помощи семье и детям:

· Сопровождение ребенка социальным педагогом.

· Наблюдения и консультация психолога образовательного учреждения.

· Консультативная помощь психолога, психотерапевта и других.

· Привлечение ребенка к посещению группы продленного дня.

· Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

· Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

· Помощь родителям в Центре социально-психологической реабилитации.
7. Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдения и консультации психолога.

· Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.

· Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

· Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

· Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.

· Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

· Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.

· При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.

· При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

8. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец) .
Виды помощи семье и детям:

· Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

· Наблюдения и консультации школьного психолога.

· Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.

· Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.

· Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

· При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.

9. Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:

· Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.

· Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.

· Индивидуальная работа психолога с ребенком.

· Помощь учителей ребенку в учебе.

· Консультация психиатра.

· Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).

· Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.

· Консультация у невропатолога или психиатра.
10. Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях.
Виды помощи семье и детям:

· Наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом.

· Сбор информации о семье и родственниках социальным педагогом, воспитателем.

· Восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога.

· Организация встреч родителей и детей руководителями учреждения.

· Беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения.

· Помощь со стороны окружения семьи.

· Наблюдения и консультации психолога.

· Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях.

· Организация воспитателями переписки детей и родителей.
11. Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Виды помощи семье и детям:

· Социальное патронирование семьи социальным педагогом и социальным работником.

· Консультирование психолога образовательного учреждения для родителей и ребенка.

· Занятия родителей и детей в семейных группах.

· Оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты.

· Вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т.д.

· Оказание учителями помощи ребенку в учебе.

· Направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня развития и программы обучения образовательным учреждением.

· Организация социальным педагогом посещения ребенком нормальной семьи, совместный труд и досуг в ней.

· Восстановление родственных связей ребенка.

· Организация социальным педагогом пребывания ребенка в семье выходного дня.
12. Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или выявление брошенных детей .
Виды помощи семье и детям:

· Телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны и защиты прав детства.

· Службы, центры, учреждения, специалисты:

· 02 – милиция

· приюты, отдел по охране и защите прав детей, отдел розыска детей, больница для помещения ребенка на обследование, КДН, ИДН, другие службы, находящиеся в городе, районе.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом.
Классный руководитель:

· является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;

· делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке;

· организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:

· изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

· организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;

· поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

· взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.
Психолог:

· изучает личность учащегося и коллектива класса;

· анализирует адаптацию ребенка в среде;

· выявляет дезадаптированных учащихся;

· изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;

· подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

· выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;

· осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач:

· исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

· организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;

· разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;

· взаимодействует с лечебными учреждениями.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: