Мажор – это светлый, радостный лад.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.
Минор – это тёмный, печальный лад.
Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.
Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях
между ступенями их звукорядов.
В мажоре эти отношения будут следующими:
Тон-тон полутон тон-тон-тон полутон
(легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон),
В миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон
(тон полутон 2 тона полутон 2 тона).
Ступени в мажоре и миноре обозначаются римскими цифрами.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т)
II ступень — нисходящий вводный звук
III ступень — медианта (средняя)
IV ступень — субдоминанта (S)
V ступень — доминанта (D)
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта)
VII ступень — восходящий вводный звук
Ступени мажорного и минорного ладов делятся на устойчивые и неустойчивые.
Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию.
Устойчивые ступени – это первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые вместе составляют тоническое трезвучие.
Устойчивые ступени звучат спокойно и равновесно. Тоника - главный, опорный, самый сильный звук лада. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
Неустойчивые ступени II IV IV VI VII звучат немного напряженно, на них нельзя остановиться. Они стремятся перейти в устойчивые. Переход неустойчивой ступени в устойчивую называют РАЗРЕШЕНИЕ.
Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёрта я и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.
Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, и натурального минора гармонический и мелодический виды.
Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень.
Немного реже встречается мелодическиймажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени
В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень.Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит.
Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.
Пентатоника -это лад из пяти ступеней.
Мажорная пентатоника: это мажор, в котором пропущены 4 и 7 ступени. Минорная пентатоника: минор, в котором пропущены 2 и 6 ступени. Это лады без полутонов.
Пентатоника используется в музыке азиатских народов.
Тональность — это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру:До мажор, Ре минор и т.д.
Тональность –это высота лада. Итак,для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).