Ступени мажорного и минорного ладов делятся на устойчивые и неустойчивые.




Мажор – это светлый, радостный лад.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие.

 

Минор – это тёмный, печальный лад.

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.

 

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях

между ступенями их звукорядов.

В мажоре эти отношения будут следующими:

Тон-тон полутон тон-тон-тон полутон

(легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон),

В миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон

(тон полутон 2 тона полутон 2 тона).

Ступени в мажоре и миноре обозначаются римскими цифрами.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т)

II ступень — нисходящий вводный звук

III ступень — медианта (средняя)

IV ступень — субдоминанта (S)

V ступень — доминанта (D)

VI ступень — субмедианта (нижняя медианта)

VII ступень — восходящий вводный звук

Ступени мажорного и минорного ладов делятся на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию.

Устойчивые ступени – это первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые вместе составляют тоническое трезвучие.

Устойчивые ступени звучат спокойно и равновесно. Тоника - главный, опорный, самый сильный звук лада. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Неустойчивые ступени II IV IV VI VII звучат немного напряженно, на них нельзя остановиться. Они стремятся перейти в устойчивые. Переход неустойчивой ступени в устойчивую называют РАЗРЕШЕНИЕ.

 

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, вторая и четвёртая могут разрешиться в третью, четвёрта я и шестая ступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

 

Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, и натурального минора гармонический и мелодический виды.

Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень.

Немного реже встречается мелодическиймажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени

 

В гармоническом миноре по сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень.Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит.

Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.

 

Пентатоника -это лад из пяти ступеней.

Мажорная пентатоника: это мажор, в котором пропущены 4 и 7 ступени. Минорная пентатоника: минор, в котором пропущены 2 и 6 ступени. Это лады без полутонов.

Пентатоника используется в музыке азиатских народов.

Тональность — это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру:До мажор, Ре минор и т.д.

Тональность –это высота лада. Итак,для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: