Себестоимость продукции – это денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию продукции.
Продукцией железнодорожного транспорта является перевозка, а видами продукции – грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям перевозочного процесса, по типам вагонов, родам грузов и т.д.Себестоимость этих видов продукции различна. Она рассчитывается делением расходов, относящихся к определенному виду продукции. На количество единиц этого вида продукции.
Себестоимость перевозок на железнодорожном транспорте официально рассчитывается на трех уровнях: в отделении дороги, на дорогах и по сети дорог в целом, коп./10 единиц продукции. Себестоимость грузовых перевозок в отделениях железных дорог рассчитывается на 10 эксплуатационных тонно-километров, а на дорогах и сети дорог – на 10 тарифных тонно-километров. Средняя себестоимость железнодорожных перевозок определяется на 10 приведенных тонно-километров. Приведенные тонно-километры – это сумма тонно-километров и пассажиро-километров.
В себестоимости перевозок учитываются только расходы магистрального железнодорожного транспорта. Себестоимость перевозок значительно колеблется по отдельным железным дорогам, по видам сообщений и т.д.
На себестоимость перевозок оказывает влияние объем перевозок, дальность перевозки грузов и пассажиров, величина качественных показателей использования подвижного состава, применение новых прогрессивных видов техники и технологий, нормирование трудовых и материальных ресурсов, производительность труда, совершенствование информационной базы учета и форм отчетности и т.д. Все эти факторы, определяют величину себестоимости, поэтому основные направления снижения себестоимости перевозок заключаются в воздействии на эти факторы.
Затраты на производство продукции на железнодорожном транспорте носят название эксплуатационные расходы.
Для определения расходов необходимых для производства продукции составляется план эксплуатационных расходов.
Планирование, прогнозирование и учет текущих затрат по видам деятельности железных дорог на базе Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта имеет своей целью обоснованное определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах (в денежном выражении) для выполнения намеченных объемов продукции (перевозок, работ, услуг), единообразное определение состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, единый подход к формированию финансовых результатов, получения необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок, для управления затратами, их анализа и выявления на этой основе возможностей их оптимизации.
Планы и прогнозы расходов должны предусматривать соответствие расходов намечаемым объемам продукции, ее качеству и конечным финансовым результатам деятельности организации при снижении затрат на единицу продукции.
В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению.
В свою очередь расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат и расходы общие для всех мест возникновения затрат. Прямые производственные расходы (специфические) группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта.
Общехозяйственные расходы подразделяются на две и по целевому назначению: по видам работ или по видам обслуживания технических средств.
группы:
-общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления;
-расходы по содержанию аппарата управления.
В зависимости от направления использования, расходы подразделяются на статьи, объединяющие издержки. При планировании и учете расходов по видам работ формируется группа расходов по следующим элементам затрат:
затраты на оплату труда;
материальные затраты;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
В расходы по элементу «затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и добавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами Законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами.
По элементу «отчисления на социальные нужды» отражаются расходы на начисление единого социального налога, отчисления в Пенсионный фонд РФ и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В элементе «материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, и индивидуальными предпринимателями. Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп: материалы; топливо; электроэнергия; прочие материальные затраты.
По элементу «амортизация» отражается сумма амортизации основных средств и не материальных активов, начисляемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств » и «Учет не материальных активов».
По элементу «прочие затраты» организация отражает расходы, не включенные в другие элементы затрат.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «Номенклатура расходов»?
2. Дать определение себестоимости продукции и эксплуатационных расходов.
3. Что относится к основным расходам?
4. Как классифицируются основные расходы?
5. По каким элементам группируются все затраты предприятия?
6. Что отражается в элементе «Фонд оплаты труда»?
7. Как рассчитать необходимые денежные средства на оплату электроэнергии, потребляемой устройствами ЭЦ стрелок?