Предложения и пожелания по организации и содержанию практики




В дальнейшем хотелось бы организация практики на базе своего образовательного учреждения или сделать ее более удобной для прохождения.


«Утверждаю»

Зав. кафедрой БЖ

В.В. Гафнер

_______________

(подпись)

«___»_______________2017г.

План-конспект занятия по теме: «Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Проблемы мониторинга здоровья»

Цель занятия: Сформировать понимание необходимости своевременного сохранения здоровья через образ жизни.

Формируемая компетенция (компетенции):

Учебные вопросы: 1. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. 2. Проблемы мониторинга здоровья.

Форма занятия: лекция
Используемые методы обучения: рассказ, беседа
Временное планирование занятия:
Вводная часть - 5мин.
1-й учебный вопрос -60мин
2-й учебный вопрос - 20мин
Заключительная часть - 5мин

Ход занятия

Вводная часть
Организационные вопросы (Приветствие, проверка студентов по списку и т.д.)
1-й учебный вопрос

Медико-гигиенические аспекты здоровья:

  • Характеристика соматических и инфекционных заболеваний. Факторы, их определяющие. Первичная, вторичная и третичная профилактика заболеваний.
  • Возрастные аспекты здоровья.

Этапыформирования здоровья.

Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

  • Проблема мониторинга здоровья.
  • Инфекционные заболевания: причины, их вызывающие, признаки и профилактика.
  • Венерические болезни, включая ВИЧ-инфекции, их профилактика.
  • Гигиена учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы. Гигиенические аспекты компьютеризации учебного процесса.
  • Оздоровительно-профилактические работы в детских коллективах. Профилактика неинфекционных заболеваний.
  • Физическая культура и ее оздоровительное значение. Закаливание организма. Традиционные и нетрадиционные закаливающие системы. Правильное питание - основа здорового образа жизни.
  • Ведущие факторы, определяющие болезни современности: гиподинамия, нерациональное питание, вредные привычки.
  • Проблемы репродуктивного здоровья.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека.

В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура). Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях.

Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др. Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения — важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.).

ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Формирование здорового образа жизни — это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

ЗОЖ включает следующие компоненты: 1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности; 2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье; 3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам; 4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте; 5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы. Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни. В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др.

Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний — первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.).

ЗОЖ зависит от: — объективных общественных условий, социально-экономических факторов; — конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга; — системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипо-кинезии.

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни: 1) объективные общественные условия; 2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни; 3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В. Валентик, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский и др.).

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Образ жизни — здоровый, культурный, цивилизованный — реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах. Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием. Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов: 1. здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; 2. человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик; 3. здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций; 4. здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Здоровый образ жизни — это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия».

Здоровый образ жизни — совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Й учебный вопрос

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга можно указать недостатки работы, а также сформулировать основные направления деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных действий и динамики состояния здоровья. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития организации среды со здоровьесберегающими функциями.

Мониторинг здоровья в школе – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья обучающихся.

Мониторинги в ОУ/ДОУ проводятся обычно по следующим направлениям:

· соматическое здоровье (заложенные генетические признаки, заболеваемость до школы)

· физическое здоровье-

· психологическое

· социальное

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

· группы здоровья – определяется специалистами в соответствии с общепринятыми параметрами и критериями оценки;

· физкультурные группы – их выделение сопровождается рекомендациями педагогам и родителям по дозировке и режиму двигательной активности;

· наличие хронических заболеваний – определяется по медицинским картам учащихся, результатам диспансеризаций.

По итогам мониторинга заполняется последняя страничка классных журналов, информация передается классным руководителям, школьному врачу, медицинской сестре.

По результатам такой работы выявляются заболевания:

· Опорно-двигательного аппарата

· Органов зрения

· Органов дыхания

· Органов пищеварения

· Мочевой системы

· Нервной системы

· Сердечно-сосудистой системы

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Увы, такие мониторинги скорее отвечают на вопрос «Откуда берётся болезнь и как её можно избежать?».

Заключительная часть

Вывод: Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни. Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), носящих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

Тема (мы) вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. В чем плюс и какую несут опасности эти методы?

2. Образ жизни в СССР.

Домашнее задание: Сравнит современный образ жизни молодежи и в СССР, выполнить в виде таблицы.

Средство оценки домашнего задания: таблица + выступление с ответом

Критерии оценки домашнего задания: от 3 до 5 баллов.

Руководитель занятия ______________Котович В.С.

(подпись)


«Утверждаю»

Зав. кафедрой БЖ

В.В. Гафнер

_______________

(подпись)

«___»_______________2017г.

План-конспект занятия по теме: «Профилактика соматических и инфекционных заболеваний»

Цель занятия: сформировать целостное понимание о профилактике заболеваний, как о

Формируемая компетенция (компетенции):

Учебные вопросы: 1. Профилактика соматических заболеваний. 2. Профилактика инфекционных заболеваний.

Форма занятия: лекция
Используемые методы обучения: рассказ, беседа
Временное планирование занятия:
Вводная часть - 5мин.
1-й учебный вопрос -45мин
2-й учебный вопрос - 37мин
Заключительная часть - 3мин

Ход занятия

Вводная часть
Организационные вопросы (Приветствие, проверка студентов по списку и т.д.)
1-й учебный вопрос. Профилактика соматических заболеваний

Профилактика – это совокупность действий, осуществляемых для недопущения развития неблагоприятных событий и ликвидации факторов риска.

Значительное влияние на профилактику оказало развитие вакцинации, что позволило в одно время научному обществу считать, что настал век истинно профилактической медицины – предполагалось, что удастся победить все инфекционные болезни еще до их появления, однако надежды не оправдались. До сих пор профилактика инфекций путем вакцинации играет огромное влияние на структуру заболеваемости. На сегодняшний день по масштабу деятельности профилактика делится на индивидуальную и общественную.

Индивидуальная профилактика взаимодействует с человеком как с самостоятельной единицей общества. Эффективность этого вида профилактики оценивается по формированию самосознания индивидуума, в результате чего он начинает соблюдать правила личной гигиены в повседневной и трудовой деятельности.

Главной целью индивидуальной профилактики является предупреждение развития болезней, сохранение и укрепление здоровья, осуществляемые самостоятельно человеком и помогающие ему достичь благополучия. На практике это проявляется ведением здорового образа жизни, соблюдением правил личной гигиены, просвещению в семейных отношениях, гигиене одежды, обуви, полноценному питанию.

Профилактика у детей. Развитию и воспитанию детей нужно уделять большое количество времени и внимания, потому что будущее современного общества напрямую зависит от тех знаний, умений, уровня культуры и образованности, которые мы сможем передать подрастающему поколению. Кроме того, большая часть фундамента поведения, принципов и привычек закладывается в детском возрасте. Помимо этого, дети наиболее подвержены развитию инфекционных заболеваний именно в младшем возрасте из-за того, что формирование иммунитета у них не закончено. Наибольшее значение имеет профилактика у детей соматических, психических болезней и поведенческих нарушений.

К профилактике болезней относят проведение календарного плана профилактики, включающего прививки и диспансерное наблюдение, а также раннее закаливание с детства. Прививки относятся к специфической профилактике и их проведение необходимо для формирования иммунитета к болезням, имеющим эпидемический характер распространения и сопровождающихся тяжелыми последствиями. При вакцинации происходит передача мертвого или ослабленного материала возбудителя инфекции здоровому человеку, после чего происходит активация иммунной системы с образованием антител. Так, после первого попадания чужеродных частиц, формирование полноценного активного иммунитета можно наблюдать через 2 недели, в то время как при повторной инвазии достаточно 1-2 дней, для достижения того же уровня защиты. В связи с тем, что дети развиваются и не всегда осознают свои действия (пробуют все на вкус, не соблюдают правила гигиены), а также с раннего возраста собираются в большие коллективы (детский сад, секции, игры с друзьями, школа), у них эпизодически наблюдается широкое распространение инфекционных заболеваний. Ряд этих инфекционных болезней приводит к тяжелым последствиям, а иногда даже инвалидности (эпидемия полиомиелита в 1920-х годах в Америке).

Для снижения заболеваемости у детей разработан национальный календарь профилактических прививок РФ, однако, из-за того, что он утвержден законодательно, его следует отнести к мерам общественной профилактики. Закаливание, суть которого заключается в повышении резистентности организма к отрицательному влиянию вредных факторов внешней среды путем систематических тренировок, следует отнести к мерам индивидуальной профилактики.

Наибольшую эффективность такая профилактика у детей показывает в раннем возрасте, когда происходит созревание иммунной системы. Общие принципы закаливания: Для закаливания подходит любой возраст; Не следует закаливать ребенка в период простуды; Не нужно ждать теплого времени года; Для закаливания подходит любой возраст; Важна систематичность, то есть регулярное повторение процедур на протяжении длительного времени; Важно усиление интенсивности раздражителя и времени контакта с ним; Закаливание имеет хороший эффект лишь при хорошем отношении к проводимым мероприятиям; Рекомендуется начинать закаливание ребенка с малого возраста, желательно сразу после рождения. В связи с малой приспособленность ребенка к условиям окружающей среды наиболее подходит применение воздушных ванн (при переодевании ребенок остается без одежды пару минут при комнатной температуре). Летом разрешается гулять с ребенком почти сразу после рождения (при условии его доношенности), постепенно увеличивая время с получаса до нескольких часов в сутки. В зимнее же время возможно пребывание с ребенком на улице при температуре выше -10°С и отсутствии ветра на протяжении 5 минут, постепенно увеличивая до 1 часа в сутки. В закаливании у детей большое значение имеет ежедневное купание ребенка. Когда ребенок становится взрослее (после 1 года), можно попробовать использование более контрастных методов, таких как обтирание прохладной водой (27-30°С), прием душа, массаж. Кроме того, разрешается проведение солнечных ванн при температуре от 20 до 30°С на протяжении 10 минут, постепенно увеличивая до получаса. Оптимальное время для проведения процедуры – до полудня или вечером. Следует прикрывать голову ребенка и следить за его поведением. Также следует соблюдать осторожность, так как нежная кожа ребенка не способна выдержать длительное воздействие ультрафиолетовых лучей, входящих в состав прямого солнечного света. При появлении признаков покраснения следует сделать перерыв не менее двух дней. После 2 лет ребенка разрешается купать в воде при ее температуре от 22°С и температуре воздуха 25°С и выше.

Продолжительность первого раза – не более пары минут, затем перерыв 16-20 минут. Большое значение в детском возрасте имеет профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, в связи с чем требуется повышение грамотности родителей и посещение специалистов в срок и выполнение необходимых рекомендаций.

К заболеваниям с нарушениями в опорно-двигательном аппарате инфекционной природы относят: полиомиелит (в последнее время встречается спорадически, к осложнениям относят поражение передних рогов спинного мозга с развитием периферического типа паралича и нарушением роста и функции пораженной конечности); менингит у детей (может привести как к летальному исходу, так и к очаговому необратимому поражению коры больших полушарий с нарушением двигательной, чувствительной и ментальной функций); артрит и остеомиелит у детей (имеет чаще всего гематогенный путь распространения и при отсутствии должного лечения приводит к тяжелым последствиям);

К заболеваниям c нарушениями опорно-двигательном аппарате неинфекцинной природы относят: нарушения осанки (лордозы, кифозы, сколиозы); не выявленная дисплазия тазобедренных суставов; рахит; аномалии развития (их профилактика направлена на соблюдение правильного образа жизни мамой в период беременности);

Для профилактики у детей нарушений, связанных с недостатком важных элементов и витаминов, так необходимых растущему организму, рекомендуется консультация специалиста и прием мультивитаминных комплексов, правильное, полноценное питание (не злоупотреблять фастфудом, сладким, жирной пищей).

Кроме того, вегетарианство может оказывать вредное воздействие на маленьких детей, так как полностью восполнить запас необходимых веществ, содержащийся в продуктах животного происхождения, составляет серьезные трудности. Так как человек не может полноценно жить без социума, психическое и духовное развитие играют роль в обеспечении его адаптации.

Особую роль в воспитании нового поколения играет своевременное выявление психопатий и правильное воспитание детей с этой патологией. Кроме того, даже у здоровых детей без психических отклонений отсутствие правильного воспитания может привести к росту преступности и хулиганства.

Поэтому профилактика у детей общественно опасного поведения должна занимать одно из ведущих мест в воспитании ребенка. Следует поддерживать теплые отношения в семье, не допускать вредного влияния окружающих, занимать ребенка чтением, посещением с раннего возраста секций, кружков, художественной и музыкальной школ. Профилактику и лечение детей следует проводить своевременно, так как в ряде случаев наблюдается хронизация заболевания с частыми рецидивами. Профилактика у подростков Профилактика заболеваний у подростков тесно связана с закаливанием. Так, закаливание рекомендуется проводить с более раннего возраста, однако даже если момент упущен, никогда не поздно начать.

Профилактика у подростков путем закаливания требует индивидуального подхода. Следует учесть такие особенности, как темперамент. У легковозбудимых детей закаливание должно носить успокаивающий характер (вода должна быть теплой, большая продолжительность процедур). Если же ребенок спокойный, уравновешенный, то ему больше подойдут возбуждающие процедуры (контрастный душ с холодной водой, легкая одежда). Следует помнить, что у физически ослабленных детей, в связи длительность и силу закаливания нужно дозировать и направлять его действие на повышение выносливости.

Процесс закаливания считается трудным процессом, он требует больших затрат времени и сил. Не следует гнаться за быстрым эффектом, прибегая к длительному воздействию холодных температур. Закаливающие факторы нужно усиливать постепенно. При повышении температуры окружающей среды организм человека уменьшает выработку тепла, повышая теплоотдачу. При охлаждении же локального участка тела человека, возникает системное изменение тонуса сосудов. Чем больший эффект вызывает закаливание, тем менее будет выражена системная реакция на местный раздражитель. Результатом правильного закаливания будет резистентность к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что по сути, является профилактикой простудных заболеваний. Профилактика у подростков психических отклонений должна быть направлена на их правильное воспитание и адаптацию в обществе. Ведь именно в подростковом возрасте развиваются и закрепляются уже заложенные черты характера. К характеру относят последовательность действий, которую человек выполняет, попадая в схожие ситуации.

К соматических неинфекционным заболеваниям относят: заболевания сердечно-сосудистой системы; поражение дыхательных путей; поражение ЖКТ; посттравматическое поражение органов и систем; наследственные болезни; органические изменения в нервной ткани; эндокринные заболевания; В зависимости от системы органов, в которой наблюдается патология, разрабатывается и последовательность действий, направленных на предупреждение проблем с ней. Болезни сердечно-сосудистой системы (атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт, инсульт) тесно связаны между собой, из-за чего в профилактике их развития требуется комплексный подход с ведением здорового образа жизни, отказом от курения, алкоголя, вредной пищи, снижение избыточной массы тела, избавление от стрессов. Заболевания дыхательных путей связаны как с наследственными факторами, так и с вредными привычками и плохой экологией, соответственно профилактика этих нарушений тесно связана с избавлением от воздействия неблагоприятных факторов. Поражение ЖКТ связано, в первую очередь, с неправильным питанием (объем, частота и качество принимаемой пищи). Вредные привычки, такие как систематический прием алкоголя приводят в атрофии слизистой желудка, что может послужить причиной В12-дефицитной анемии. Медицинская профилактика болезней, связанных с наследственностью, заключается в генетическом консультировании при планировании беременности и тщательном обследованием в период роста плода. Большинство поражений ЦНС связано с нарушениями в сердечно-сосудистой системе, в то время как поражение периферических нервов наблюдается при метаболических нарушениях (сахарный диабет и другие эндокринные заболевания) или хронических интоксикациях, часто связанных с приемом алкоголя. Соответственно, профилактика поражений нервной системы связана с выявлением и избавлением от основного вредного фактора.

Профилактика психических нарушений. Психическое здоровье играет ничуть не меньшее значение для полноценной адаптации человека в обществе. Различные психические нарушения, даже такие безобидные, как маниакально-депрессивный психоз и монополярная депрессия могут привести к суицидальному поведению. В то же время существуют психические заболевания (шизофрения), которые в ряде случаев не поддаются коррекции и приводят к стойкой дезадаптации человека в обществе. Научно доказано, что большое количество психических нарушений проявляется также у ближайших родственников, что говорит о возможности наследования предрасполагающих факторов. Таким образом, в медицинской профилактике психических нарушений может играть роль генетическая консультация. Кроме того, отмечается, что подъем психических нарушений связан с напряженностью обстановки в обществе. Так, во время войн, переворотов и экономических кризисов наблюдается большее количество самоубийств.

В связи с этим лиц с высоким риском психических нарушений стоит оберегать от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды. Возможно обострение психических нарушений из-за приема психоактивных веществ. Профилактика и лечение детей с психическими расстройствами должны проводиться сразу после выявления отклонений под контролем специалистов. Профилактика отклоняющегося поведения Отклоняющимся называют поведение, не принятое в данное время в данной группе людей, причиняющее ущерб обществу или самому человеку. Как правило, его формирование формируется в подростковом возрасте, в связи с чем профилактика этого поведения должна начинаться еще в детском возрасте. К признакам отклоняющегося поведения относят: не соответствие поведения общепринятым нормам; человек при проявлении такого поведения воспринимается большинством окружения негативно; отклоняющееся поведение наносит ущерб личности или окружающим; не зависит от окружающей среды и имеет стойкий характер; отклоняющееся поведение не оценивается как медицинская патология, хотя отражается на социальной дезадаптации; зависит от пола, возраста, при этом тесно связано с возрастными и личностными особенностями. Часто к отклоняющемуся поведению человека приводит непреодолимое желание уйти от жизненных проблем, что и вызывает изменения в его поведении. Причины и профилактика развития девиантного поведения взаимосвязаны, так как как знание причин позволяет более эффективно проводить профилактические мероприятия.

Виды суицида по причинам его возникновения: демонстративный вариант; аффективный вариант; истинный суицид. Демонстративный вариант характерен для молодых людей, желающих привлечь внимание, в связи с чем их попытки не приводят к летальному исходу. Профилактика у подростков суицидальных попыток (наиболее часто встречаются при демонстративном варианте) заключается в работе с психологом. Аффективный вариант характерен для людей, подвергшихся тяжелому стрессу в связи со сложной жизненной ситуацией.

Профилактика суицидального поведения для первых двух вариантов заключается в работе с психологом и устранения напряжения в социальном окружении человека. При истинном суициде чаще всего наблюдается связь между этой формой поведения и психиатрическими заболеваниями (пример – маниакально-депрессивный психоз). Лечение в этом случае связано с обращением к психиатру.

 

2-й учебный вопрос. Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика у взрослых. Взрослые составляют рабочую основу общества, ведь они рожают и воспитывают детей, работают, и с их налогов выплачиваются пенсии, пополняются страховые фонды. Вот почему важно обеспечение благоприятных условий труда и проведение профилактики заболеваний, которые могут привести к временному или постоянному нарушению трудоспособности взрослых. К одному из важнейших показателей, характеризующих благополучие общества и страны в целом, относят уровень заболеваемости туберкулезом. Туберкулез является распространенной болезнью и вызывается микобактериями (патогенные их штаммы иначе называют палочками Коха). Характерной чертой является то, что инфицирование микобактериями не гарантирует клинической или инструментальной картины болезни. Клинические формы туберкулеза развиваются лишь при неблагоприятных сопутствующих условиях.

Профилактика и лечение туберкулеза у взрослых имеет огромное значение. Выделяют социальную, санитарную и специальную и химиопрофилактику.

Социальная профилактика направлена на борьбу с вредными привычками, укреплением здоровья и материального благополучия населения, улучшение жилищных условий, приучение к спорту, снижение распространенности алкоголизма, наркомании, курения. К санитарной профилактике туберкулеза относят выявление бактерионосителей и активно болеющих граждан, подлежащих лечению и изоляции от общества на некоторый срок. К специфической профилактике относят проведение вакцинации и ревакцинации БЦЖ (ослабленной живой культуры микобактерий туберкулеза). Проведение специфической профилактики приводит к формированию иммунитета к возбудителю, в связи с чем устойчивость организма становится выше, чем у невакцинированных. К химиопрофилактике относят прием противотуберкулезных препаратов у лиц, не болеющих туберкулезом, но находящихся в зоне риска. Ежегодные э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: