II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ) И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ




ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ

ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

ПОТ РЖД - 4100612 - ЦДИ - 128 - 2018

 


ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ

ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

ПОТ РЖД - 4100612 - ЦДИ - 128 - 2018

 

I.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Настоящие Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов (далее – Правила) разработаны в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) [1], требованиями эксплуатационной и ремонтной технологической документации, нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда1 и иных нормативных документов по охране труда в рамках системы управления охраной труда, соответствующей ГОСТ Р 12.0.007 [148], ГОСТ 12.0.230.1 [102], СТО РЖД 15.001 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» [158].

Перечень нормативных документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам.

Правила устанавливают основные требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на работников ОАО «РЖД», занятых техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.

1.3. Применение настоящих правил дочерними обществами ОАО «РЖД» устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО «РЖД» и дочернего общества в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО «РЖД» с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма [79].

_________________

1 К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Применение настоящих Правил сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

1.4. Выполнение настоящих Правил обязательно для структурных подразделений ОАО «РЖД», связанных с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов.

1.5. Организация безопасного выполнения работ при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ) [72], Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» [85], Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» [86], федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, технологической, конструкторской, эксплуатационной документации и настоящих Правил.

1.6. Работники, допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать правила, инструкции и другие нормативные документы по охране труда, электробезопасности, пожарной безопасности и промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность), установленные для выполняемой ими работы.

1.7. Руководители структурных подразделений (начальники эксплуатационных вагонных депо, вагонных ремонтных депо, промывочно-пропарочных станций (далее – ППС)) обязаны обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными ТК РФ [1], другими нормативными правовыми актами по охране труда, стандартами безопасности труда и настоящими Правилами.

1.8. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов на работников могут воздействовать основные опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003 [100], приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н [24], специальной оценкой условий труда, в том числе:

а) физические:

движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, машины и механизмы;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

отсутствие или недостаток необходимого естественного и искусственного освещения в замкнутых объемах (внутри котла вагона-цистерны) и других рабочих местах;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

работа на высоте2;

падающие с высоты предметы и инструмент;

б) химические факторы:

по характеру воздействия и пути проникновения в организм человека при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами;

в) психофизиологические факторы:

физические перегрузки, связанные с тяжестью трудового процесса (при перемещении вдоль подвижного состава, выполнении работ стоя и под вагоном (неудобная рабочая поза, наклоны корпуса тела), при перемещении тяжестей ____________

2 К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России 28.03.2014г. № 155н в редакции, введенной в действие с 4 августа 2015 года приказом Минтруда России от 17 июня 2015 года № 383н. [63]).

вручную);

нервно-психические перегрузки, связанные с напряженностью трудового процесса (при выполнении работ на железнодорожных путях, на высоте).

При проведении работ, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, необходимо принять меры по их исключению или снижению до уровней допустимого воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

1.9. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, разработку и реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О специальной оценке условий труда» [10], Методики проведения специальной оценки условий труда [24], СТО РЖД 15.012 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Специальная оценка условий труда» [162] и других нормативных документов.

1.10. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.3532 [170], ГН 2.2.5.2308 [171], ГОСТ 12.1.005 [106], СанПиН 1.2.2353 [173].

1.11. Уровни шума и вибрации на рабочих местах при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов не должны превышать значений, приведенных в ГОСТ 12.1.003 [104], ГОСТ 12.1.012 [109], СН 2.2.4/2.1.8.562 [182], СН 2.2.4/2.1.8.566 [183].

1.12. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках депо, ППС и их производственных подразделений должна соответствовать требованиям СП 52.13330 [166], ГOCT P 54984 [154], ГОСТ Р 56852 [156], в том числе:

пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути, а также транзитные парки, приемо - отправочные пути и горловины крупных грузовых станций – не менее 5 люкс;

пути безотцепочного ремонта вагонов, пункт (тупик) для смены колесных пар – не менее 10 люкс;

специализированные пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-1, ТР-2 (оборудованные комплексом вагоноремонтных машин), сливно-наливные эстакады – не менее 20 люкс, а в местах сварочных работ на обрабатываемой поверхности – не менее 50 люкс;

рабочее место осмотрщика (осмотрщика-ремонтника) вагонов (далее – осмотрщика вагонов), принимающего пассажирские и грузовые поезда «сходу» - «островок безопасности» – не менее 5 люкс, а вертикальная норма освещенности на ходовых частях вагона – не менее 50 люкс.

1.13. Предельная норма перемещения тяжестей вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, Критериями и классификацией условий труда [172] и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную [31].

При выполнении работ по подъему и перемещению тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза не должна превышать величин, указанных в Приложении № 2 к настоящим Правилам.

1.14. Работники обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ [1], Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н [38], Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте [42], Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам [33], а также проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности [69], Типовыми правилами прохождения работниками ОАО «РЖД» медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования и психофизиологического обследования (в рабочее и нерабочее время) и возмещения работникам ОАО «РЖД» расходов, связанных с их прохождением [93].

Работник должен быть ознакомлен с графиком проведения медицинского осмотра под роспись.

Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников подразделения.

В соответствии с медицинскими рекомендациями работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Руководители структурных подразделений должны осуществлять контроль за своевременностью прохождения работниками обязательных медицинских осмотров и обязательных психиатрических освидетельствований и не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование) и обязательное психиатрическое освидетельствование.

1.15. Лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, запрещается привлекать к работам с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет [36].

1.16. Женщины не допускаются к работам, указанным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин [35].

1.17. В соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров [46] отдельные категории работников, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, на основании ТК РФ [1], Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств [34], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же организационно-распорядительного документа руководителя структурного подразделения должны проходить обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры.

1.18. В соответствии с Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) [47] по направлению руководителя структурного подразделения работники проходят медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

1.19. К самостоятельной работе, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, допускаются работники, достигшие восемнадцатилетнего возраста, прошедшие профессиональное обучение, соответствующее характеру выполняемой работы, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой и проверку знаний требований охраны труда и электробезопасности в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

Работников, совмещающих профессии, требуется обучать и инструктировать, проводить у них проверку знаний требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).

Допуск к самостоятельной работе оформляется организационно-распорядительным документом руководителя структурного подразделения.

1.20. В соответствии с требованиями Инструкции по подготовке к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах, в других филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД», а также его дочерних и зависимых обществах [16], работники, впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО «РЖД» с существенным изменением характера работы в зимних условиях («первозимники») должны проходить обучение по программе для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

1.21. Обучение и проверка знаний требований охраны труда работников, занятых техническим обслуживанием и ремонтом грузовых вагонов, все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и стажировка должны проводиться и регистрироваться в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [45], ГОСТ 12.0.004 [101] и СТО РЖД 15.011 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения». [161].

Лица, проводящие в установленном порядке инструктажи (инженерно-технические работники, мастера), должны быть обучены по охране труда в обучающих организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности и аккредитацию на право оказания услуг в области обучения вопросам охраны труда.

1.22. В соответствии с требованиями Федерального закона «О пожарной безопасности» [9], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [68], Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» [29], СТО РЖД 1.15.010 «Система управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Организация обучения» [160] все работники должны пройти обучение мерам пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и (или) прохождения пожарно-технического минимума.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Лица, проводящие в установленном порядке инструктажи (инженерно-технические работники, мастера), должны быть обучены мерам пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума с отрывом от производства по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам. Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников структурных подразделений, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится без отрыва от производства в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников структурных подразделений, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год с отрывом от производства.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в структурном подразделении проводится руководителем структурного подразделения или лицом, назначенным организационно- распорядительным документом руководителя структурного подразделения, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

1.23. В соответствии с требованиями СТО РЖД 15.011 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация обучения» [161] вновь принимаемые на работу работники должны быть ознакомлены с действиями по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве в рамках вводного инструктажа.

Руководитель структурного подразделения организует в рамках технической учебы проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Для проведения занятий могут привлекаться специалисты, имеющие соответствующую подготовку.

1.24. Во всех структурных подразделениях (депо, ППС) должны быть оборудованы кабинеты (уголки) охраны труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [83].

1.25. К работам, выполняемым непосредственно на железнодорожных путях, допускаются работники, прошедшие в установленном порядке проверку знаний ПТЭ [72], Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 7 к ПТЭ) [13], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 8 к ПТЭ) [12] и других нормативных правовых актов.

1.26. Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны знать:

технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;

требования охраны труда при выполнении работ, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи.

1.27. Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок, должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (далее – ПУЭ) [76], Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП) [73], Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее – ПОТЭЭ) [67], СТО РЖД 15.013 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» [163].

Работники, связанные с эксплуатацией и ремонтом электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности и удостоверение о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.28. При эксплуатации электроустановок руководитель структурного подразделения должен назначить ответственного за электрохозяйство из числа руководителей структурного подразделения для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок.

1.29. Меры безопасности при эксплуатации электроустановок должны обеспечиваться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.1.019 [149], ПУЭ [76], ПТЭЭП [73], ПОТЭЭ [67], СТО РЖД 15.013 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» [163].

1.30. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах (электрокарах, погрузчиках) допускаются работники, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний на право управления данными средствами, не имеющие медицинских противопоказаний к работе и имеющие соответствующие удостоверения.

1.31. К работе с использованием подъемных сооружений (далее – ПС), допускаются работники основных профессий, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для выполнения данной работы (включая работу на высоте), обучение, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасной работы на данном оборудовании в соответствии с требованиями подготовки персонала, установленными нормативными документами к работе на данном виде ПС.

Работники, эксплуатирующие ПС, должны проходить обучение и проверку знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [39] и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [39].

Допуск персонала к работе по управлению ПС оформляется распорядительным документом по структурному подразделению после проверки знаний должностной инструкции, требований охраны труда и электробезопасности при работе на соответствующем оборудовании.

Зацепка, обвязка (строповка) и навешивание груза на крюк крана должна производиться квалифицированными стропальщиками.

Работники (машинист крана и стропальщик), допущенные к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и перемещению грузов с применением ПС должны иметь при себе удостоверения на право производства работ.

Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяется в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [95], а также руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.

Работник, допущенный к работе с использованием электрических ПС, должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы не ниже II.

1.32. Руководители структурных и производственных подразделений обязаны обеспечить производственный контроль и надзор за безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, съемных грузозахватных приспособлений и тары, рельсовых крановых путей в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [95], других нормативных документов в области промышленной безопасности.

1.33. Обучение и периодическая проверка знаний персонала, обслуживающего ПС (машинистов кранов, стропальщиков и ремонтный персонал), аттестация специалистов, ответственных за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, за содержание крановых путей в исправном состоянии, за учет и содержание съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии, безопасным методам ведения работ проводятся в соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности.

Аттестация лиц, ответственных за эксплуатацию систем газораспределения и газопотребления, котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теплоносителями), трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением на опасных производственных объектах проводится в соответствии с федеральным законодательством в области промышленной безопасности.

1.34. К осмотру и ремонту грузовых вагонов с опасными грузами допускаются работники, не моложе двадцати одного года, прошедшие специальное обучение и допущенные к безопасному ведению работ с вагонами, груженными опасными грузами, изучившие знаки опасности на опасные грузы и места их нанесения, а также ознакомленные с аварийными карточками.

1.35. При эксплуатации автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков и других безрельсовых колесных транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) [20], Правил по охране труда на автомобильном транспорте [58] и Правил дорожного движения Российской Федерации [52].

1.36. К работе на высоте2, в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте [63], допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда, обученные безопасным методам и приемам работы на высоте и не имеющие медицинских противопоказаний

Конкретный перечень должностей и профессий по видам выполняемых работ устанавливают руководители структурных подразделений в организационно-распорядительном документе на основании Методических рекомендаций по безопасному выполнению работ на высоте в ОАО «РЖД»[27].

В соответствии с требованиями Правил по охране труда при работе на высоте [63] руководитель структурного подразделения обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте работников:

допускаемых к работам на высоте впервые,

переводимых с других работ, если указанные работники ранее не проходили соответствующего обучения,

имеющих перерыв в работе на высоте более одного года.

1.37. К ремонту и зарядке аккумуляторных батарей допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие профессиональное обучение, соответствующее характеру выполняемой работы, медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для выполнения данной работы.

Работник, допущенный к работе по зарядке и ремонту аккумуляторных батарей, должен пройти обучение и проверку знаний норм электробезопасности с присвоением группы не ниже III.

Допуск работников к работам по зарядке и ремонту аккумуляторных батарей должен оформляться организационно-распорядительным документом по структурному подразделению после обучения и проверки знаний требований охраны труда при зарядке и ремонте аккумуляторных батарей.

При зарядке и ремонте аккумуляторных батарей необходимо соблюдать требования ПУЭ [76], ПОТЭЭ [67], Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов [62], а также требования руководства по эксплуатации данного оборудования и других нормативных актов по вопросам охраны труда.

1.38. В структурных подразделениях должен быть разработан и утвержден в установленном порядке перечень мест производства и видов работ, где выполнять работы разрешается только по наряду-допуску.

1.39. Организационно-распорядительным документом руководителя структурного подразделения должны быть назначены ответственные работники и лица, замещающие их на время отсутствия за:

безопасное производство маневровой работы на тракционных путях, железнодорожных путях текущего отцепочного ремонта;

ограждение подвижного состава;

организацию производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

организацию производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС;

содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии;

безопасное производство работ с применением подъемных сооружений;

содержание крановых путей в исправном состоянии;

учет и содержание съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением;

исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;

безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления;

складское хозяйство;

электрохозяйство;

испытание и хранение абразивных кругов;

исправное состояние лестниц, передвижных площадок;

организацию безопасной эксплуатации транспортных средств;

организацию производственного контроля пожарной безопасности;

пожарную безопасность;

организацию производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля);

экологическую безопасность.

1.40. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил должен осуществляться в соответствии с СТО РЖД 15.002 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения». [159].

1.41. Руководитель структурного подразделения обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации инструкций по охране труда для работников депо, ППС, исходя из их должности, профессии или вида выполняемой работы с учетом местных условий. Указанные инструкции разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда [26], на основе настоящих Правил, Правил разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда [70].

1.42. У руководителя производственного подразделения депо, ППС должен постоянно храниться полный комплект действующих инструкций по охране труда для работников данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденный руководителем структурного подразделения, либо лицом, им уполномоченным, по всем профессиям (должностям) и видам выполняемых работ. Инструкции должны быть вывешены на рабочих местах или участках или храниться в ином доступном для работников месте.

1.43. Все виды работ при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов должны выполняться в соответствии с требованиями технологических процессов, разработанных с учетом местных условий, ГОСТ 12.3.002 [124], требований настоящих Правил и других нормативных документов.

1.44. При нахождении на железнодорожных путях работники должны соблюдать Правила по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях [57]:

проходить к месту проведения работ и обратно по специально установленным маршрутам движения, обозначенным указателем «Служебный проход»;

быть одетыми в сигнальный жилет. Сигнальный жилет должен быть застегнут на все пуговицы (молнии);

при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по середине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики, напольные устройства и другие препятствия;

при обнаружении поезда (визуальном или звуковом) следует отходить с пути (в том числе смежного) на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121-140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч. На путях станций допускается отходить на середину широкого междупутья в случае движения поезда по смежному пути. Если работник оказался в междупутье, а по путям одновременно движутся поезда или маневровые составы, он должен присесть (лечь) посередине междупутья и находиться в таком положении до прохода (или остановки) поезда (маневрового состава, локомотива);

при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава и своевременно отходить на безопасное расстояние;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, огражденным установленным порядком, следует по переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности подножек, поручней и отсутствии на соседнем пути приближающегося поезда. Переходить через переходную площадку вагона не огражденного состава (группы вагонов) или во время движения поезда запрещается;

сходить с переходной площадки следует, повернувшись лицом к вагону, держась за поручни. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях (туман, снегопад, сильный дождь и ветер, гроза, ураган) место схода необходимо осветить фонарем;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует посередине при расстоянии между крайними автосцепками не менее 10 м;

следить за показаниями светофоров, звуковых сигналов, предупреждающих знаков и предупреждениями, передаваемыми по парковой громкоговорящей связи о маневрах подвижного состава.

1.45. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать через железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом и другими подвижными единицами;

садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

пролезать под стоящими не ограждёнными вагонами (поездами);

находиться в междупутье между поездами при их безостановочном следовании по смежным путям;

переходить пути в пределах стрелочных переводов и крестовин; становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или других подвижных единиц;

находиться в габарите подвижного состава и заходить в межвагонное пространство н<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: