ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА




Глава 7. ПЕНИЕ

РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕНИЯ

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетичес­кого воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его и воспиты­вает. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает че­ловеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубля­ет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой - пение обладает боль­шей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение — самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет такого уголка на земле, где люди не пели бы песни о труде, природе, об окружающей жизни, о своих чувствах. Песня сближает людей, служит средством позна­ния, независимо от воли человека заставляет его любить или не­навидеть.

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по фор­мированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н. Шацкая, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, Е.А. Алмазов, А.Д. Воинова, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене, Н.Д. Орлова, Т.В. Вол­ынская, СИ. Бекина. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, предложена методика прак­тической работы с детьми разных возрастов, показано влияние пев­ческой исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус - оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, и они поют их в повседневной жизни. Пение способствует также умственному развитию ребенка, ибо раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

Пение следует также рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом, проветренном помещении, а летом - на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объе­динить детский коллектив, способствуют развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В дошкольном репертуаре есть песни о Родине, труде, о разных профессиях, вос­питывающие уважение к ним, формирующие нравственность В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально-слуховые представления, ладо­вое и музыкально-ритмическое чувство.

Перечислим задачи обучения пению детей дошкольного возраста:

♦ формирование у детей певческих умений и навыков;

♦ обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с по­мощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и беи сопровождения инструмента;

♦ развитие музыкального слуха, т. е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

♦ развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

Формируя певческие навыки, необходимо научить детей разли­чать характер песен. Так, песня «Аи, да березка» (музыка Т. Попатенко) исполняется мягко, задушевно. Ее характер - спокойный. А «Зимняя песенка» М. Красева звучит бодро, легко, весело, задор­но. Качество звука определяется характером песни, но самое глав­ное - научить петь детей интонационно чисто.

Дети с помощью педагога разучивают песни на занятиях. Раз­ученные песни дети могут петь самостоятельно во время игр, про­гулок в теплую погоду.

В старшем возрасте надо приучать детей петь знакомые песни без сопровождения. Дети любят петь песни и с удовольствием их поют, если хорошо знают. Когда они овладевают репертуаром, то устраивают игры в «музыкальные занятия», «концерты для кукол», где исполняют все известные им песни.

Развитию музыкального слуха способствуют дидактические игры типа: «Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» Уже в младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точ­ному воспроизведению мелодии. Ребенок поет попевки, короткие песни и при этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают сначала прослушать мелодию, а потом спеть са­мим. У ребенка постепенно воспитывается устойчивость слухово­го внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спе­той педагогом. На занятиях с детьми старшего возраста можно и водить понятия о высоком и низком, долгом и коротком музы­кальном звуке, упражнять детей в различении качеств звуков. Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие туки. Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы), а птенчики - высоко (чик-чирик - звук до 2-й октавы). Понятие о длительности звуков дается в самой простой форме - одни звуки бывают короткие, другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями, взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий).

Возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства его пев­ческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, лег­кость, ровное звучание, расширяется диапазон.

Диапазон - объем голоса от нижнего звука до верхнего. В до­школьном возрасте он небольшой: от 3-4 звуков в младшей группе до 7 в подготовительной.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естествен­ного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а так­же и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое зву­чание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резона­торами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного воз­раста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по сво­ей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобрета­ет неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажет­ся нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная ее часть затрачивается на преодоле­ние инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перена­пряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосо­вых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий разговор, пение, крик не только портят голо­совые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавны­ми движениями рук, наклоном головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», который сужает гортань.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнас­тикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционно­го аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глот­ки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении макси­мально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто дет­ской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звуча­ние, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик (и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специ­ального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамика звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Уста­новка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольни­ков при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

При фальцете - головном регистре, свойственном младше­му возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная мас­са связок находится в относительном покое.) Таким образом, пере­напряжения голосовых связок не получается, и детский голос обе­регается от срыва.

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний го­лосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излиш­ней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону го­лоса детей дошкольного возраста.

Однако мы встречаемся иногда с тем, что дети начинают петь взрослые песни. Это вызывает умиление родителей. Когда ребенок взрослеет, его исполнение становится все менее приятным для слу­шания. Ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком пении не толь­ко портится художественный вкус ребенка, но и наносится вред го­лосовому аппарату. Необходимо переключать внимание детей на репертуар песен, более подходящий им как по сложности исполне­ния, так и по содержанию.

Исполняя песни взрослых, которые им технически недоступ­ны, дети преодолевают трудности путем резкого нажима на раз­личные отделы голосового аппарата. Они, вовлекая в работу всю мышечную массу голосового аппарата, поют громко, голоса от та­кого напряжения портятся, преждевременно изнашиваются. Воз­никают различные заболевания голосового аппарата. При обучении детей пению педагогу необходимо:

♦ удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительно­го громкого пения (прежде всего во время разучивания); не­громкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающих нормальное звучание детских голосов, а следовательно, их нормальное развитие;

♦ при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапа­зон песен, который должен соответствовать объему голоса де­тей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репер­туара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо;

♦ следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не крича­ли, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

♦ добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);

♦ не предлагать детям много песен для исполнения на заняти­ях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);

♦ не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влаж­ности выше 40-60 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: