Тема: «Развитие связной речи учащихся. Методика подготовки и написания сочинений».




Пр.занятие).

Кияева О.В.

Погружение в проблему. Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания. Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается: внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание 1. Сочинения различаются (Т.А. Ладыженская):

· по тематике: сочинение о природе, сочинение о друзьях, о труде, об истории Родины, о школе (свободные, лингвистические темы)

· по типу создаваемых текстов:

1) сочинение-описание. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Наиболее распространенными темами для сочинений-описаний являются портреты, состояния героев, природа и т. п. Среди портретов выделяют внешнее и внутреннее описание (чувства героев), которые тесно связаны между собой. Описание природы могут являться не просто фоном, а параллелью состояния героя.

В описаниях наиболее важно точное словоупотребление при характеристике людей или мест. Для описательного текста характерно использование прилагательных и глаголов в настоящем времени. Самые яркие признаки, создающие образ, передаются сравнениями, метафорами, метонимиями, словами с оценочным значением, эпитетами, символами и т. п.

2) сочинение-повествование. Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временной последовательности. Сочинения-повествования включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). Поскольку в повествовательном тексте на первый план выходит действие, то в нем часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность или смену явлений, а глаголы употребляются в прошедшем времени.

3) сочинение-рассуждение. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: с отзыва о прочитанной книге и до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

· по форме и стилю речи: сочинения бывают разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.

· по источнику получения материала:

1) сочинение по личным наблюдениям (о пережитом, услышанном самими детьми);

2) сочинения по прочитанным произведениям, картинам, по просмотренному кинофильму, спектаклю;

3) по нескольким источникам одновременно (по картине и личным наблюдениям, по произведению и сюжетным картинкам)

Сочинение может быть осложнено дополнительным заданием: лексическим. грамматическим, стилистическим и др.

Дополнительное задание (по желанию): назвать еще и другую классификацию (со ссылкой).

Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:

1) По цели проведения: обучающие, контрольные, сочинения с грамматическим заданием);

2) По источнику и характеру материала: сочинения на основе нового материала, и на основе знакомого материала); по одному или нескольким источникам, сочинения с применением наглядностей; сочинения на основе личных наблюдений (по фильму, по пьесе); сочинение по аналогии с прочитанным текстом; сочинение по данному началу или концу, по заданному плану или на основе тезисов.

3) По объему готового сочинения: развернутые сочинения; сочинение-миниатюра, сочинение заданного объема;

4) По тематике: сочинения на лингвистическую тему; сочинения на литературную тему; сочинения на свободную тему;

5) По способу изложения мысли: описание, повествование, рассуждение; сочинения смешанного типа речи, сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия, сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение;

6) По степени самостоятельности: с длительной подготовкой; самостоятельное.

(Е. А. Бариновой. - Москва: Просвещение, 1974. - 368 с.; 22 см. Русский язык - Методика преподавания - Учебники и пособия).

На заметку!!!

Педагогу необходимо учитывать и проблемы психолого-педагогического и научно-методического характера: память, опыт, сложившиеся представления (в социуме, дома, в школе), наблюдательность, воображение учащихся, уровень развития речи. При этом деликатно направлять, сопровождать и корректировать некоторые представления о мире, прошлом и настоящем (о культуре речи в том числе).

Процесс подготовки к сочинению:

-рассредоточенная подготовка;

-подготовка на специальном уроке развития речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: