II.Биологические и механические закономерности прыжков.




Л Е К Ц И Я

 

Основы техники прыжков

 

Лекцию подготовил

К. п. н. доцент кафедры легкой атлетики

Крашенинников Р.Н.

 

 

Минск 2003

План.

I. Определение прыжков

1.1. Виды прыжков;

1.2. Фазы траектории прыжков.

II. Биологические и механические закономерности прыжков.

2.1. Факторы, выдающие на высоту и дальность прыжка.

2.1.1.Горизонтальная скорость разбега.

2.1.2. Скорость и угол вылета.

2.1.3. Вертикальная скорость отталкивания.

III.Основные составляющие прыжка.

3.1. Разбег и подготовка к отталкиванию.

3.2. Отталкивание, начальная скорость вылета.

3.2. Значение маховых движений в достижении спортивных результатов.

3.4.Полетная фаза и приземление.

 

 

Литература.

1.Бачваров М.А. Реактивная сила маха. // Легкая атлетика. – 1961. – №6. –С.14.

2.Верхошанский Ю.В. Роль маховых движений в отталкивании // Легкая атлетика. – 1963. – №11. – С.22-23.

3.Дьячков В.М. Прыжок в высоту с разбега. – М, Физкультура и спорт, 1958.

4.Крашенинников Р.Н. Основы техники прыжков в легкой атлетике, методическая разработка для преподавателей и студентов. Минск, 1988.

5.Креер В.И. Тройной прыжок, - М.: Физкультура и спорт, 1981.

6. Легкая атлетика. Учебник пособия для студентов институтов физкультуры /под ред. Д.П.Маркова, Н.Г.Озолина. – М.: Физкультура и спорт, 1965.

7. Методика обучения легкоатлетическим упражнениям /Под.общ.ред. М.П.Кривоносова, Т.П.Юшкевича. Минск: Вышейшая школа, 1986.

8. Попов В.Б. Прыжок в длину с разбега. – М.: Физкультура и спорт, 1962.

 


Прыжок – это наиболее быстрый и естественный способ предупреждения препятствий, характеризующийся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными условиями. Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть как можно выше или дальше. Легкоатлетические прыжки отличаются от других прыжков, например, акробатических, тем, что отталкивание в них происходит одной ногой.

На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия. Развиваются такие качества как сила, быстрота, ловкость, смелость. прыжки являются одним из лучших средств для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой «прыгучести», которая необходима не только легкоатлетам, но и представителям других видов спорта – волейболистам, баскетболистам, футболистам и т.д.

В зависимости от преодолеваемых препятствий, легкоатлетические прыжки объединены в две группы: а) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгуна как можно выше (прыжок с места и с разбега, прыжок с шестом);

б)через горизонтальные препятствия, где ставится цель пролететь как можно дальше (прыжок в длину с места и с разбега, тройной, пятерной, десятерной и т.д. прыжок с места и с разбега).

Соревнования по прыжкам проводятся как среди мужчин, так и среди женщин, а результаты измеряются в метрах и сантиметрах.

Прыжок – одноактное упражнение, в котором нет повторяющихся элементов. Все его части органически связаны между собой, но динамика движений разворачивается по определенным фазам. Характерной особенностью прыжка является резко-выраженная фаза полета – спортсмен перелетает или преодолевает препятствие (в прыжках в высоту и с шестом – преодоление планки расположенной на определенной высоте, в прыжках в длину и тройном прыжке – преодоление расстояния).

В прыжках в длину в высоту выделяются две фазы – опорная и полетная. В прыжках тройным происходит чередование опорных и полетных фаз, а в прыжках с шестом добавляется фаза, выполняющаяся с подвижной опорой, т.е. наблюдается три фазы: опорная фаза (постановка толчковой ноги на грунт); опорная с использованием перемещающейся опоры (шеста), безопорная (полетная) – с момента отделения рук от шеста.

В любом легкоатлетическом прыжке движение общего центра тяжести теля (ОЦТТ) происходит по определенной траектории. Форма препятствия определяет траекторию прыжка (рис. 1).

Рис.1. Траектория движения ОЦЦТ прыжков.

а) в высоту

б) в длину

Параболическая кривая (рис. 1.в) обозначает движение тела или снаряда в безвоздушном пространстве. В силу того, что на прыгуна действуют силы тяжести, сила сопротивления воздуха и т.п., прыгун перемещается в пространстве относительного горизонта непораболической кривой, а, в зависимости от препятствия, по крутой или отлогой баллистической кривой (рис.1.а,б)

 

 

II.Биологические и механические закономерности прыжков.

Все легкоатлетические прыжки отличаются асимметричностью в работе мышц правой и левой половины тела, поэтому у прыгуна обычно толчковая нога сильнее маховой.

2.1. При анализе техники прыжков необходимо учитывать факторы, влияющие на дальность полета прыгуна или на высоту его взлета. Согласно закона физики, дальность полета тела находится в прямой зависимости от квадрата начальной скорости вылета и от синуса удвоенного угла вылета. Обратимся к расчетам физических формул;

 

 

Где:

- горизонтальная скорость разбега;

- вертикальная скорость отталкивания;

- составляющая между горизонтальной и вертикальной скоростями, т.е. начальная скорость вылета;

-угол вылета тела;

- расстояние, которое пролетает прыгун в длину;

- высота, которую преодолевает прыгун в высоту.

- самое малое расстояние …… от горизонтали в момент подготовки толчковой ноги на грунт.

Таким образом, дальность прыжка в длину и высоту, преодолеваемую прыгуном в высоту, можно определить по следующей формуле:

 

 

Исходя из этих формул, наиболее рациональным углом вылета для прыгунов в длину будет угол 450, а для прыгунов в высоту – 900. Но эти формулы правильны только в том случае, если прыгун будет находится в безвоздушном пространстве. Но так как прыгун находится в воздушной среде и на него действуют кроме силы земного притяжения и начальной скорости вылета еще и сила лобового сопротивления и аэродинамическая сила и т.д., то практикой доказано, что углы вылета намного меньше рассчитанных теоретически.

Так, в прыжках в длину угол вылета составляет всего лишь 180 – 280, а в прыжках в высоту 530- 800 (большое расхождение в показателях угла вылета), особенно в прыжках в высоту, связано с техникой прыжка, применяемой прыгуном и уровнем его физической подготовленности).

2.2.2. Анализируя вышеперечисленные формулы, мы приходим к выводу, что для достижения высоких результатов в прыжках, прыгуну нужно развить наибольшую скорость вылета () и направить эту скорость под оптимальным для каждого прыгуна углом к горизонту ().

2.2.3. В прыжках в высоту, чтобы создать наибольшую вертикальную скорость, необходимо выполнить мощный толчок, по возможности,

вертикально вверх. Это наиболее трудная и важная часть прыжка в высоту, так как здесь вертикальная скорость определяет высоту взлета прыгуна. В прыжках в длину горизонтальная скорость – наиболее важный фактор в достижении высокого результата, но одной горизонтальной скорости мало; необходимо также обеспечить продолжительность полета тела прыгуна, а это возможно только при создании достаточной вертикальной скорости во время отталкивания.

Таким образом, прыгун в высоту во время отталкивания развивает большую вертикальную скорость для того, чтобы выше взлететь, а прыгун в длину – чтобы дольше лететь. Первого интересует пространственная характеристика эффективности толчка, а второго – временная. Исходя из этого для каждого прыжка подбирается свой разбег по скорости. В прыжках в высоту, где нужна наибольшая горизонтальная скорость (5-8м/с) длина разбега всего 15-25 метров (7-17 беговых шагов). В прыжках в длину, тройным и с шестом нужна высокая горизонтальная скорость, поэтому длина разбега достигает 20-23 шага (до 45м).

В зависимости от угла вылета, толчковая нога ставится на место отталкивания или ближе к проекции ОЦТ (так в прыжках в длину, где предпочтителен большой угол вылета).

Историческое развитие техники прыжка в длину и в высоту связано с проблемой достижения наибольшей начальной скорости вылета и оптимизации угла вылета. Это объясняется тем, что с увеличением угла вылета на один градус, нагрузка на толчковую ногу в момент постановки её на место отталкивания увеличивается в среднем, на 32 килограмма. В то же время увеличение горизонтальной скорости на одну десятую метра в секунду приводит к увеличению нагрузки, в среднем, на 15 килограмм. Исходя из индивидуальных особенностей физической подготовленности спортсмена достижение спортивного результата идет или за счет увеличения горизонтальной скорости и уменьшения угла вылета (у спортсменов с преобладанием силового компонента в уровне развития качеств).

III.Основные составляющие прыжка.

Мы уже указали выше, что прыжок является целостным двигательным актом, но для удобства анализа в нем можно выделить следующие фазы:

а) разбег и подготовка к отталкиванию (от начала разбега до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания);

б) толчок (от момента постановки толчковой ноги на место отталкивания до окончания толчка);

в) полет и полетная фаза (с момента отделения толчковой ноги от опоры и до соприкосновения какой-либо части тела с местом приземления);

г) приземление (с момента соприкосновения с местом приземления и до полной остановки движения тела).

3.1. Разбег и отталкивание структурно связаны и являются единым динамическим актом, в котором последующие действия прыгуна в большой степени определяются предшествующими действиями. Поэтому эффективность усилий в главной фазе прыжка – в толчке – во многом определяется действиями прыгуна в разбеге; скоростью, ритмом и специальной подготовкой к толчку, выполняемой на последних шагах разбега. Действия прыгуна в толчке также способствуют выполнению последних действий в полете в соответствии с техникой того или иного способа прыжка. Поэтому и в толчке при прыжках различными способами имеются специфические особенности техники его выполнения, что способствует созданию особого силового импульса, благодаря которому облегчается само выполнение движений в воздухе.

В связи с тем, что имеется несколько видов прыжков (длина, тройной, шест, высота) имеются различия как в скорости самого разбега, так и его длине и ритме. Чем больше требуется скорость в конце разбега, тем он длиннее и наоборот. Наибольшая скорость достигается на последних шагах. Соотношение длины последних 3-4 шагов разбега и технике их выполнения имеют некоторые особенности в каждом виде прыжка. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны. Последние шаги разбега переходят в отталкивание, поэтому, чем быстрее последние шаги, тем относительно быстрее отталкивание. На последних шагах разбега происходит понижение ОЦМТ для того, чтобы увеличить путь воздействия на него во время отталкивания.

 

 

Обратимся к формуле

 

- вертикальная скорость взлета

- путь воздействия силы толчка на ОЦМТ

- время воздействия.

 

 

Из формулы видно, что чем больше мы увеличим путь перемещения ОЦМТ (), тем больше будет скорость подъема его (при неизменном (), т.е. чем больше произойдет понижение ОЦТМ на последних шагах разбега, тем с большей скоростью прыгун вылетит вверх. Но в практике спорта очень большое понижение ОЦМТ ведет к увеличению времени воздействия (0 на него, что ведет к уменьшению скорости подъема ОЦТМ (уменьшению начальной скорости вылета). Поэтому, величина ОЦТМ для каждого прыгуна подбирается индивидуально в зависимости от его скоростных и силовых возможностей, т.е. подбирается такая оптимальная величина положения ОЦМТ, которая не увеличивала бы время воздействия усилия на наго.

Относительно нарастания скорости, разбег имеет несколько вариантов. Основные из них это равномерно-ускоренный и стартообразный. Равномерно-ускоренный разбег характерен тем, что начало его идет относительно спокойно и максимальная скорость достигается на его последней третьей части. Недостатком этого разбега является большая нестабильность длина шагов и, как следствие, частные заступы в прыжках в длину и тройным с разбега. Наиболее рациональным является стартообразный разбег, в котором длина и частота шагов стабилизируется у же где-то в 1/3 части. В зависимости от индивидуальных особенностей прыгуна в длину и тройным применяют как равномерно-ускоренный, так и стартообразный вариант разбега.

В прыжках в высоту, где скорость разбега намного ниже, наблюдается большое количество вариантов разбега, связанных в первую очередь, с ритмом шагов. Во всех случаях скорость нарастает не равномерно. Если начало разбега было медленным, то наблюдается увеличение ускорения на последних шагах. Главное в разбеге –увеличение ритмо-темповой структуры до последнего шага.

снижение её в конце ведет к неудачному прыжку. По ритму выполнения шагов выделяются два варианта разбега – 1-й- плавное нарастание длины шагов по мере увеличения скорости разбега; 2-й – выполнение шагов с акцентированным отталкиванием одной ногой, приводящей к аритмии бега.

Общим для всех вариантов разбега является смена структуры и ритма по второй половине разбега. Объясняется это так. Если в первой части разбега, направленной на развитие скорости, устанавливается соответствующая нервно-мышечная координация, то во второй части для выполнения толчка нужна перестройка этой координации.

Поэтому, в конце разбега прыгун изменяет структуру и ритм беговых шагов. Он удлиняет последние шаги, понижает ОЦМТ за счет удлинения предпоследнего шага. Последние шаги разбега выполняются более энергично, что помогает прыгуну внутренне собраться и подготовиться к прыжку.

Нарастание скорости разбега происходит до последнего шага.

Важным моментом в разбеге является переход прыгуна к начальному моменту толчка так, чтобы с постановкой толчковой ноги на грунт была сохранена непрерывность поступательного движения прыгуна вперед. Поэтому, при выполнении последнего шага прыгун и начало толчка поднимает таз насколько более высокий уровень, чем в момент подседа на маховой ноге, а вынесенного вперед толчковую ногу в самом конце её движения должна слегка, но активно опустить вниз. Во всех прыжках с разбега толчковая нога ставиться так, чтобы к моменту соприкосновения с грунтом она была почти выпрямлена. Такая постановка ноги способствует:

а) погашению силы удара полученного при постановке толчковой ноги на грунт;

б) подготовка мышц-разгибателей ноги к активному отталкиванию;

в) преодоление центробежной силы и натиска тока, возникающих в связи с изменением горизонтального движения тела прыгуна в вертикальное.

В момент постановки ноги на место толчка, точка опоры находится всегда несколько впереди проекции ОЦМТ прыгуна. Мы уже отмечали, что в прыжках в высоту это расстояние самое большое и малое в остальных прыжках. Важно одно, что с увеличением этого расстояния увеличивается путь перевода горизонтальной скорости разбега в угловую скорость вылета, т.е увеличивается путь воздействия толчковой ноги на ОЦМТ с одновременным увеличением времени воздействия.

3.2. О т т а л к и в а н и е.

Во всех прыжках отталкивание решает следующие задачи:

а) перевод горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета;

б) создание наибольшей угловой скорости вылета;

в) направление начальной скорости вылета под наиболее рациональным углом для данного прыжка.

В короткое время толчка (0,09-0,24 с) в зависимости от прыжка действия прыгуна строго согласованы между собой.

Отталкивание длится на три фазы: а) постановка на грунт почти выпрямленной ноги; б) фаза амортизации, достигаемая путем сгибания ноги в голеностопном и коленном суставах и напряжением мышц-разгибателей ноги; в) разгибание ноги с отталкиванием от грунта и с вытягиванием тела вверх.

Большое значение в отталкивании принадлежит маховым движениям рук и свободной ноги. Отталкивание осуществляется благодаря переходу прыгуна вперед через толчковую ногу (путь воздействия на движение ОЦМТ), резкому разгибанию её в коленном, голеностопном суставах, быстрому перемещению маховой ноги вперед и вверх, взмаху руками, подъему плеч и быстрому общему вытягиванию всего тела вверх. В связи с тем, что с отдельными частями тела перемещается ОЦМТ. внутри самого тела возникают условия, способствующие увеличению мощности толчка (увеличивается путь воздействия на ОЦМТ). Обратимся к простому примеру. Из физики мы знаем, что

 

, где:

- скорость подъема (в данном случае ОЦМТ)

- высота, на которую поднимается ОЦМТ)

- время подъема.

 

Из формулы видно, что чем на большую высоту будет поднят ОЦМТ во время отталкивания, тем выше скорость в конце этого пути. Поэтому, прыгун должен стремиться во время толчка использовать все свои двигательные возможности для увеличения высоты подъема ОЦМТ. Но высота подъема ОЦМТ во время толчка ограничена автоматическими возможностями прыгуна, тогда остается еще один путь увеличения скорости – сокращения времени отталкивания. Время отталкивания сокращается за счет быстрейшего выпрямления туловища, толчковой ноги и разгибания в тазобедренном суставе. Отсюда напрашивается вывод: чтобы увеличить начальную скорость вылета тела нужно: а) увеличить путь воздействия силы отталкивания на ОЦМТ (); б) увеличение пути подъема ОЦМТ () и в)уменьшение времени () воздействия силы толчка на ОЦМТ.

3.3. Большое значение (как мы указывали выше) для выполнения мощного толчка и увеличения начальной скорости вылета играют маховые движения, выполняемые руками и маховой ногой. Маховые движения способствуют: а) увеличению вертикального перемещения ОЦМТ; б)усилению движения на толчковую ногу в первой фазе маха, что вызывает увеличение напряжения мышц разгибательной ноги и увеличению силы раздражения, соответствующих

проприорецепторов, при этом, чем большее ускорение приобретает масса маховой ноги во время перемещения, тем больший эффект воздействия.

Обратимся к примеру. Спортсмен находится на динамографической платформе. Все его усилия записываются на тензограмму. Если спортсмен резко присел, то давление его на платформу увеличивается, но если спортсмен произведет мах свободной ногой из положения нога отведена назад-вниз до вертикали, то это давление на платформу значительно увеличивается. Характерно то, что чем с большой скоростью спортсмен начнет движение, тем большее усилие отметит платформа, т.е. здесь не нарушается закон механики, который гласит, что накопление количества движения зависит от массы тела (в данном случае маховой ноги) и скорости передвижения этой массой ().

 

Обратимся к примеру:

После периода вертикали маховая нога свободно перемещается вверх, на тензограмме разница между начальным весом спортсмена и конечным (после завершения махового движения) незначительна.

Совсем другая картина наблюдается, когда происходит резкая остановка на движения маховой ноги в верхнем положении, причина чем резче было заторможено движение маховой ноги, тем больше разница в весе. В чем же причина? Каждая часть тела имеет свою точку ОЦМТ. Резкое затормаживание движения маховой ноги равносильно опусканию вниз. Противоположная же точка от ОЦМТ с такой же скоростью будет перемещаться вверх, т.е. маховая нога передает какое-то количество движения, наполненное ею, телу прыгуна. В этот момент перераспределение усилий приводит к тому, что в момент остановки движения резко уменьшается давление на опору толчковой ногой и на тензограмме появиться пик, указывающий на то, что вес тела уменьшается значительно.

Уменьшение веса тела длится очень короткое время, около 0,04 секунды. Перед спортсменом стоит задача: произвести отталкивание в тот момент, когда вес тела наименьший. мастер высокого кросса отличается от спортсмена-новичка тем, что он может скоординировать свои движения таким образом, что у него момент отталкивания совпадает с моментом наименьшего показателя веса тела, При ответе на вопрос, что раньше начинать и что раньше заканчивать – маховое движение свободной ногой отталкивание, нужно находить из того, что в момент движения маховой ноги сзади – в низ «заряжается» толчковая нога, это дает дополнительный резерв для более мощного отталкивания. Отсюда вытекает, что маховое движение должно начинаться раньше, чем начинается отталкивание. Наименьшее давление на опору наблюдается в момент резкой остановки маховой ноги в верхнем положении. В этот момент нужно произвести отталкивание. Поэтому маховое движение должно закончится раньше, чем начнется отталкивание. Наибольший эффект даст, когда отталкивание начинается в момент остановки движения маховой ноги в верхнем положении. Итак, наиболее полно «даровые» силы махового движения используются, когда маховое движение начинается раньше, чем начнется толчок и заканчивается раньше начала отталкивания.

И последний вопрос о маховых движениях. Всем известно, что в прыжках в длину прыгун делает мах согнутой ногой, а в прыжках в высоту – прямой.

Обратимся опять и формуле, рассмотренной нами выше.

 

 

Эта формула характерна для прямолинейного движения. Ни в одном легкоатлетическом упражнении нет прямолинейного движения. Все движения угловые. Поэтому формула начальной скорости вылета будет выглядеть так:

 

- начальная скорость вылета

 

- радиус (длина) движущейся конечности

 

- угловая скорость конечности (расстояние, пройденное по дуге за единицу времени).

Из формулы видно, что начальная скорость не изменяется, мы увеличим радиус и уменьшим угловую скорость или наоборот: уменьшим радиус увеличим угловую скорость. Обратимся к практике. В прыжках в длину с большой скоростью разбега очень быстрое отталкивание и, для того чтобы окончание не определило окончание маха, прыгуну приходится уменьшить радиус перемещения маховой ноги, т.е. увеличить скорость. В прыжках в высоту время отталкивания немного больше, чем у прыгунов в длину и поэтому, чтобы закончить мах раньше начала отталкивания, нужно уменьшить угловую скорость маховой ноги, т.е. выпрямить маховую ногу.

Есть прыгуны в высоту, у которых очень короткое время отталкивания (Нильсон – высота 212 см, время толчка 0,15 с; Р.Павлакадзе – 218 см, время 0,12 с). Такие прыгуны, как правило, мах выполняют согнутой ногой в прыжках в высоту способом, фосбери – флоп скорость отталкивания – 0,13 – 0,17 с.

Коротко об углах отталкивания и об углах вылета.

Угол отталкивания измеряется в момент последнего касания грунта толчковой ногой. Он измеряется между касательной линией через положение ОЦМТ тела, носком толчковой ноги и линией горизонта. У прыгунов в высоту этот угол равен 900, а у прыгунов в длину – 75 – 800; т.е., чем дальше выводится ОЦМТ за проекцию опоры, тем меньше будет угол отталкивания. Угол вылета характеризует направление полета прыгуна в результате разбега и толчка. Чтобы определить угол вылета, нужно найти равнодействующую скорость от разбега и толчка, т.е. начальную скорость вылета.

- угол вылета

- угол отталкивания

- начальная скорость

Зная высоту подъема ОЦМТ прыгуна (по килограмме) можно определить начальную скорость вылета тела прыгуна по формуле

 

- высота подъема ОЦМТ.

У прыгунов в высоту угол вылета равен 53 800 , а у прыгунов в длину - 18-280 (Р.Бимон – 230 ).

 

3.4. Полетная фаза

Полетная фаза или полет начинается в момент отрыва толчковой ноги от грунта. В зависимости от способа или вида прыжка прыгун принимает определенное положение в воздухе. Получив во время полета определенную начальную скорость и угол вылета, прыгун движется по инерции. В это время на прыгуна действуют силы сопротивления воздушной среды и сила тяжести ОЦМТ прыгуна и он движется по определенной траектории. По законам динамики, никакими движениями в фазе полета, когда прыгун находится в безопорном положении, он не может изменить траекторию полета ОЦМТ тела.

Для чего же прыгуны производят различные движения в полете?

В прыжках в длину преобладает поступательное движение, поэтому перед прыгуном в длину стоят задачи, за счет движений удержать равновесие и удержать таз и ноги на траектории движения ОЦМТ тела.

В прыжках в высоту преобладает вращательное движение, поэтому прыгуны в высоту стараются за счет определенных движений приблизить часть тела к оси вращения (увеличивается скорость вращения) и как можно пронести ОЦМТ тела над планкой. В некоторых способах прыжка в высоту прыгунам удается за счет последовательного огибания планки не только близко пронести над планкой ОЦМТ, но даже опустить ниже планки.

Рассмотрим пример с подковой

 

 

Перемещая подкову по частям над планкой, мы тем самым добиваемся момента, когда ОЦМТ подковы проходит над планкой. В зависимости от движения прыгуна в воздухе прыжки получили название способов (стилей) прыжка. В прыжках в длину это способы «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы»; в прыжках в высоту – «перешагивание», «перикат», «волна», «перекидной» и способ перехода через планку спиной, который после Олимпийских игр в Мехико получил название «фозбери-флоп».

Каждый прыгун, в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей, выбирает тот или иной способ прыжка.

Большое значение в прыжках в длину имеет удержание ног и таза из линии траектории движения ОЦМТ тела. За счет перемещения различных частей тела прыгун старается перед приземлением удержать таз впереди, а ноги как можно поднять выше.

Если прыгун не удержит таз впереди, то происходит «закручивание» туловища вперед, плечи уходят вперед, что, в свою очередь, приводит к уводу таза назад и опусканию ног вниз. В этом случае прыгун не использует полностью скорости полета и прыжок получается намного короче, чем это было рассчитано теоретически. На практике мы видим, как прыгун, не использовавший полностью скорость полета, после приземления падает вперед, а не назад или в сторону.

Теоретически доказано, что если прыгун поднимает ноги на 1 см выше линии траектории полета ОЦМТ. то он приземляется на 2 см дальше.

 

Приземление

Фаза приземления начинается с момента первого касания грунта прыгуна до прекращения движения. Прекращение полета с момента соприкосновения с землей сопряжение с кратковременной, но значительной нагрузкой не только на ноги, но на весь организм спортсмена. Мышцы разгибатели совершают уступающую работу до того момента, пока не затормозится скорость движения ОЦМТ тела до нуля. Большую роль в смягчении нагрузки в момент приземления играет длина амортизационного пути, т.е. того расстояние на протяжении которого происходит торможение движения ОЦМТ.

Так, например. если мы совершили прыжок с 2-х метровой высоты и мгновенно затормозили движение ОЦМТ тела, то весь организм получает нагрузку, равную 20 кратному весу тела, но если мы будем тормозить движение ОЦМТ тела на расстоянии лишь 10 см, тело получит 1 кратную нагрузку.

Поэтому прыгун в длину после касания грунта ногами начинает их сгибать, удлиняя тем самым, путь торможения. Прыгун в высоту (в зависимости от способа перехода через планку) также сгибают маховую или толчковую ногу или производит перекат с маховой ноги и одноименной ей руки на спину. В связи с этим, большое значение приобретает подготовка мест приземления. В прыжках в длину тщательно вскапывается песок в яме для приземления, а в местах приземления в прыжках с шестом и в высоту приземляются на поролоновые маты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: