Развал КГБ и уничтожение разведывательных сетей СССР за границей




Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР) — союзно-республиканский центральный орган государственного управления, на который возлагалось обеспечение безопасности государства. Существовал в СССР в 1954-1991 годах. Органы безопасности СССР были преобразованы в Комитет государственной безопасности после длительной череды реорганизаций 1922, 1923, 1934, 1941, 1946 и 1953 годов через Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) — Государственное политическое управление (ГПУ) — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) — Наркомат государственной безопасности (НКГБ) — Министерство государственной безопасности (МГБ) — Министерства внутренних дел (МВД).

Решение о выделении структур органов госбезопасности из МВД в самостоятельное ведомство было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 года на основании записки министра внутренних дел СССР Сергея Круглова, в которой отмечалось, что МВД "…не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским правительством".

По результатам обсуждения этой докладной записки 13 марта 1954 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об образовании КГБ при Совете министров СССР, а его председателем был назначен генерал-полковник Иван Серов, бывший до этого заместителем министра внутренних дел. Комитет государственной безопасности был образован путем выделения из Министерства внутренних дел СССР ряда управлений, служб и отделов. При этом предусматривалось одновременное сокращение численности передаваемых в КГБ оперативно-чекистских кадров на 20%, также подлежал сокращению и штат, остающийся в МВД. Согласно решению Президиума ЦК КПСС на КГБ возлагались следующие задачи: ведение разведывательной работы в капиталистических странах; борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; контрразведывательная работа в Советской армии и Военно-морском флоте; организация шифровального и дешифровального дела в стране; охрана руководителей партии и правительства и др.

Приказом председателя КГБ от 18 марта 1954 года была определена структура нового ведомства, в котором, не считая вспомогательных и обеспечивающих подразделений, были образованы: Первое Главное управление (разведка за границей); Второе Главное управление (контрразведка); Третье Главное управление (военная контрразведка); Восьмое Главное управление (шифровально-дешифровальное); Четвертое управление (борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами); Пятое управление (контрразведывательная работа на особо важных объектах); Шестое управление (транспортное); Седьмое управление (наружное наблюдение); Девятое управление (охрана руководителей партии и правительства); Десятое управление (управление коменданта Московского кремля); Следственное управление, а также пять самостоятельных специальных отделов, отдел (в дальнейшем — управление) правительственной связи и учетно-архивный отдел.

Структура Комитета постепенно модифицировалась. В 1957 году из структуры МВД в КГБ были переданы пограничные войска и для управления ими образовано Главное управление пограничных войск. В 1967 году для борьбы с диссидентами было создано самостоятельное пятое управление; в 1981 году было развернуто четвертое управление для контрразведки на транспорте, в 1982 году – шестое управление для контрразведывательной работы в промышленности, в 1990 году — управление по борьбе с организованной преступностью. Для выполнения возложенных на него задач КГБ при Совете Министров СССР имел соответствующие органы в союзных и автономных республиках, в краях и областях, некоторых городах и районах, в военных округах, объединениях, соединениях и частях Советской армии, на флотах и флотилиях Военно-морского флота, в войсках МВД, пограничных и специальных войсках, а также имел резидентуры в капиталистических и развивающихся странах, представительства при органах безопасности социалистических стран, пограничные войска, войска правительственной связи, войска спецслужбы, учебные заведения и др. Органы КГБ имели право вести агентурно-оперативную работу, производить в соответствии с законом обыски, задержания, аресты, вести дознание и следствие, проводить спецмероприятия, проверять состояние секретного делопроизводства в министерствах, ведомствах, учреждениях, предприятиях и организациях, осуществлять административный надзор за работой ведомственных радиостанций и др.

Формирование штата сотрудников органов государственной безопасности шло по рекомендациям партийных или комсомольских организаций предприятий, воинских частей или вузов после их проверки и тщательного изучения кандидатов, или "партийным набором", то есть переводом партийных работников, как правило, на руководящие должности в органах КГБ после соответствующей краткосрочной подготовки. С 1954 года подготовка сотрудников велась в Высшей школе КГБ при Совете Министров СССР, ставшей высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения.

В 1978 году КГБ был придан статус министерства, и его председатель стал членом Совета Министров СССР. Иван Серов был председателем КГБ до 1958 года. На этом посту его последовательно сменяли Александр Шелепин (в 1958 году), Владимир Семичастный (в 1961 году), Юрий Андропов (в 1967 году), Виталий Федорчук (в мае 1982 года), Виктор Чебриков (в декабре 1982 года), Владимир Крючков (в 1988 году), Вадим Бакатин (в августе 1991 года).

Изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности. 14 марта 1990 года была отменена статья 6 Конституции СССР, которая закрепляла руководящую и направляющую роль Коммунистической партии Советского Союза в политической системе СССР. Это вызвало в партийных ячейках центрального аппарата КГБ дискуссию о «департизации» органов государственной безопасности. Руководство и партийный комитет КГБ были категорически против ликвидации партийных организаций в системе органов госбезопасности, в то время как руководители некоторых низовых партийных ячеек КГБ, в частности, секретарь парткома Первого главного управления КГБ, высказывались в пользу департизации. Конец дискуссии был положен 16 мая 1991 года принятием закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР»; закон определил положение КГБ СССР в системе органов государственного управления, правовую основу деятельности органов безопасности, их полномочия, права и обязанности, а также установил обязанность работников органов государственной безопасности в своей служебной деятельности руководствоваться требованиями законов и их право не подчиняться решениям любых политических партий и движений, включая КПСС. 1 апреля 1991 года был принят Закон СССР «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР», где было сказано, что КГБ является центральным органом государственного управления СССР во главе с министром СССР. Последующий новый этап взаимоотношений с Западом повлек за собой переоценку целей и задач деятельности КГБ на международной арене, в частности, отказ от понятий и терминологии холодной войны и рассмотрения Соединённых Штатов Америки в качестве главного противника СССР ввиду новых исторических реалий (неудачного исхода войны) и последовавшего вскоре переустройства мира (однополярный мир).

В ночь с 21 на 22 августа 1991 года председатель КГБ СССР В. А. Крючков был арестован за активное участие в создании и деятельности Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который предпринял попытку антиконституционного захвата власти в СССР (формально лишился своего поста спустя 6 дней из-за отставки союзного правительства). За содействие ГКЧП были возбуждены уголовные дела в отношении первых заместителей председателя КГБ Г. Е. Агеева и В. Ф. Грушко, заместителя председателя КГБ В. А. Пономарёва, начальника службы охраны Ю. С. Плеханова и его и заместителя В. В. Генералова, начальника УКГБ по Москве и Московской области В. М. Прилукова. Участие руководителей КГБ в создании и содействии ГКЧП и провал его выступления положили начало крупнейшей в истории советских органов госбезопасности реорганизации. 21 августа постановлением Верховного Совета РСФСР Управление КГБ СССР по Москве и Московской области было подчинено КГБ РСФСР. Утверждённый Верховным Советом СССР 29 августа 1991 года на должность председателя КГБ СССР В. В. Бакатин видел свою задачу в том, чтобы превратить КГБ из организации, являвшейся «„щитом и мечом“ партии» и «партийной охранкой», в современную спецслужбу, приспособленную для работы в рамках «нетоталитарного государства». 28 августа указом президента СССР была образована государственная комиссия для расследования деятельности органов государственной безопасности, которую возглавил народный депутат РСФСР С. В. Степашин. Инспекторскому управлению КГБ СССР была поручена работа по проверке различных аспектов деятельности КГБ с целью выявления нарушений конституции страны и решений Комитета конституционного надзора СССР. Под руководством В. В. Бакатина за несколько месяцев 1991 года были осуществлены следующие мероприятия по реформированию и реорганизации советских органов государственной безопасности: август 1991 — Отдел правительственной связи, 8-е главное управление (правительственная связь и криптография) и 16-е управление (радиоэлектронная разведка и криптография) выведены из состава КГБ СССР и объединены в Комитет правительственной связи СССР, который стал подчиняться непосредственно президенту СССР. август-сентябрь 1991 — Министерству обороны СССР были возвращены отдельные подразделения войск, ранее переданные КГБ. сентябрь 1991 года — 9-е управление КГБ СССР (служба охраны руководителей КПСС и СССР) преобразовано в управление охраны при аппарате президента СССР. 4 сентября 1991 — Упразднён 4-й отдел управления «3», который осуществлял слежку за религиозными организациями. 5 сентября 1991 — Органы государственной безопасности большинства субъектов РСФСР, ранее находившиеся в прямом подчинении КГБ СССР, переданы в ведение КГБ РСФСР. 25 сентября 1991 — указом Президента СССР подтверждено решение российского парламента о передаче Управления КГБ СССР по Москве и Московской области в подчинение КГБ РСФСР. сентябрь 1991 — Упразднено управление по защите советского конституционного строя КГБ СССР (управление «3», бывшее 5-е управление), чем по словам В. В. Бакатина был положен конец «слежке или политическому сыску и надзору по политическим мотивам». 9 октября 1991 — Установлен запрет на использование оперативно-технических средств для получения информации, не относящейся к компетенции органов госбезопасности и не связанной с выявлением фактических обстоятельств по конкретному делу оперативного учёта и делам, касающимся пресечения разведывательной деятельности иностранных спецслужб и уголовных преступлений, борьба с которыми относилась к ведению органов госбезопасности, включая терроризм, наркоторговлю, хищения в особо крупных размерах, коррупцию, контрабанду и незаконные валютно-банковские операции. 9 октября 1991 — Отменены ведомственные инструкции, запрещавшие проведение оперативно-технических мероприятий в отношении лиц, занимавших руководящие посты в КПСС и государственных органах. Вместе с тем сотрудникам КГБ СССР было предписано строго соблюдать неприкосновенность депутатов, судей и народных заседателей.

22 октября 1991 года согласно постановлению не предусмотренного союзной Конституцией Государственного Совета Комитет государственной безопасности СССР упразднялся, а на его основе создавались: Центральная служба разведки СССР, Межреспубликанская служба безопасности и Комитет по охране государственной границы СССР. 1 ноября 1991 — 7-е управление, 12-й отдел, следственный изолятор и ряд служб оперативно-технического управления КГБ СССР переданы в ведение КГБ РСФСР.

К концу 1991 года Комитет государственной безопасности СССР прекратил своё существование. Официальной датой упразднения КГБ СССР считается 3 декабря 1991 года — дата принятия не предусмотренным Конституцией СССР Советом Республик Верховного Совета СССР закона № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», на основании которого ликвидация КГБ как органа государственного управления была узаконена. Согласно п. 2 ст. 113 Конституции СССР принятие решения об упразднении КГБ находилось в компетенции всего Верховного Совета СССР, а не только одной из его палат (тем более, не предусмотренной Основным Законом СССР). Верховный Совет СССР до принятия декларации о прекращении существования СССР 26 декабря 1991 года не изъял упоминание о КГБ из Закона СССР от 16.05.1991 N 2159-I «Об органах государственной безопасности в СССР». ЦСР СССР возглавил Евгений Максимович Примаков – крупный ученый, востоковед, единственный за историю внешней разведки гражданский человек, возглавлявший ведомство и, что интересно, спасший его если не от полного уничтожения, то от очень плачевного будущего. 2 декабря 1991 года первым заместителем Примакова был назначен генерал-майор Вячеслав Иванович Трубников – профессиональный разведчик, в 1990-1992 гг. возглавлявший отдел стран Южной Азии в Первом главном управлении КГБ СССР, а до этого руководивший резидентурой КГБ в Индии и Бангладеш.

После распада Советского Союза, когда окружение президента Бориса Ельцина находилось под влиянием американских партнеров, в Вашингтоне решили, что пора действовать более активно. И стали убеждать новое российское руководство если не вообще распустить разведку, то переформатировать ее под решение совершенно нелепых с точки зрения здравого смысла задач. Например, американцы на полном серьезе предлагали сосредоточить внимание российской разведки за слежением за миграцией рыбы на озере Виктория. Там якобы местные жители наносили большой урон популяциям рыбы и предлагалось использовать российские спутники для наблюдения за ситуацией. Это предложение подавалось как «стратегическое партнерство», хотя по сути представляло собой воплощение мечты американцев о том, как «опустить» российскую разведку. Самым сложным периодом для разведки стал 1991 год. В это время демократы активно развивали тему о том, что России вообще не нужны спецслужбы, что это – наследие «тоталитарного прошлого», с которым нужно покончить раз и навсегда, что теперь у нас с Западом – мир и дружба, поэтому и без ведения разведки против США и стран НАТО вполне можно обойтись. Разумеется, такие позиции проводники американского влияния отстаивали по непосредственному наущению своих покровителей из Вашингтона.

Однако демократам, находившимся под влиянием американцев, противостоял патриотический костяк руководства новых российских разведывательных органов. Поскольку в России, в отличие от стран Восточной Европы и Прибалтики, люстрация сотрудников спецслужб осуществлена не была, в Центральной службе разведки СССР, которая 18 декабря 1991 года была преобразована в Службу внешней разведки Российской Федерации, костяк руководства составляли советские профессиональные разведчики – патриоты своей страны, которые делали все возможное для того, чтобы предотвратить окончательный развал отечественных спецслужб. В предотвращении планов США по развалу российской разведки ключевую роль играли те люди, кто возглавлял СВР в начале – середине 1990-х годов. Прежде всего, это – Евгений Максимович Примаков, бывший директором Службы внешней разведки в 1991-1996 гг.

Блестящий ученый, профессор, доктор экономических наук, Евгений Максимович сочетал в себе исключительную интеллигентность, глубочайший интеллект и беззаветную преданность Родине. Может быть, он и не соответствовал обывательским стереотипам о разведчике как о «рыцаре плаща и кинжала», этаком «джеймсе бонде», но зато имел в себе мужество и силы предотвратить развал внешней разведки и довольно быстро поставить ее на службу новому государству – Российской Федерации. Не меньшими патриотами были и первый заместитель Примакова генерал Трубников, заместитель директора СВР генерал-лейтенант Вячеслав Иванович Гургенов (бывший резидент КГБ в Исламабаде в 1978-1983 гг. – в начальный период Афганской войны), Юрий Антонович Зубаков, другие генералы службы.

В сложные 1990-е годы немалых усилий стоило сохранить не только разведывательную активность службы, ее кадровый потенциал, но и достойное финансирование. В эти годы офицеры не могли похвастать своими заработными платами и многие все же уходили «на гражданку» — в бизнес, в коммерческие службы безопасности, но оставались лучшие – те, которые и ковали новую, уже российскую внешнюю разведку. Одним из первых эпизодов, свидетельствовавших о возрождении былой мощи нашей внешней разведки, стала история с реакцией СВР на арест в США Олдрича Эймса. Начальник советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ, Олдрич Эймс на протяжении девяти лет был агентом КГБ СССР, а затем и Службы внешней разведки Российской Федерации.

21 февраля 1994 года Эймс был арестован сотрудниками ФБР в Арлингтоне, что вызвало настоящий скандал в Соединенных Штатах. Ведь американцы считали, что российская внешняя разведка повержена, а «друг Борис» делает все возможное для того, чтобы Россия не вела разведывательную деятельность против США. Когда Эймс был арестован ФБР, в Москву прилетела многочисленная делегация представителей американского дипломатического ведомства и спецслужб. Она предъявила России претензии по поводу деятельности на территории США российских разведчиков, потребовала отозвать из Вашингтона резидента СВР Александра Лысенко. Поскольку Евгений Максимович Примаков в это время находился в зарубежной командировке, с американцами встречался его первый заместитель генерал-полковник Трубников. Вячеслав Иванович взял на себя ответственность и во время переговоров с американской делегацией заявил, что с руководителем московской станции ЦРУ США Джеймсом Моррисом «придется расстаться». Американских делегатов заявление генерала в буквальном смысле шокировало, поскольку они были убеждены, что решение о высылке резидента ЦРУ может принять только сам Ельцин, с которым у Вашингтона тогда еще были хорошие отношения. Как оказалось, Трубников, не имевший как заместитель начальника СВР полномочий прямого звонка президенту, тем не менее, нарушил существовавший этикет и позвонил главе государства, доложив о принятом решении. Борис Николаевич ответил: «Молодец!». Таким образом, Россия продемонстрировала Соединенным Штатам, что наступают новые времена, и разговаривать с позиции «сверху» с Москвой уже не получится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: