Динамика состояния людей после психотравмирующих ситуаций




Глава 10. Экстренная психологическая помощь пострадавшим

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР — острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. В одном случае надо поддержать, помочь; в другом — следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем — провести переговоры.

Острое стрессовое расстройство — переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Психотравма — переживание особого рода, потрясение; собы­тие, которое воспринимается человеком как угроза его существо­ванию и нарушает его нормальную жизнедеятельность; утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Динамика состояния людей после психотравмирующих ситуаций

1. Оцепенение (сразу после случившегося), длится несколько

секунд.

2. «Острый эмоциональный шок», длится от 3 до 5 часов; харак­
теризуется общим психическим напряжением, предельной моби­
лизацией психофизиологических резервов, обострением воспри­
ятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявле­
ниями безрассудной смелости (особенно при спасении близких)
при одновременном снижении критической оценки ситуации,
но сохранении способности к целесообразной деятельности.
В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство
отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и го­
ловной боли, учащенным сердцебиением, сухостью во рту, жаждой
и затрудненным дыханием.

3. «Психофизиологический спад». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил трав-

115


мы, с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением само­чувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением мо­ральной нормативности поведения; снижением уровня эффектив­ности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенден­циями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, человек не может достаточно четко вспомнить, что он делал в эти дни); частыми ощущениями тошноты, «тяжести» в голове, неприятными ощущениями со стороны желудочно-ки­шечного тракта, снижением (даже отсутствием) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.

4. «Стадия разрешения» — от 3 до 12 суток после случившегося.
Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, но пока
сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение
контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица),
снижение интонационной окраски речи, замедленность движе­
ний. К концу этого периода появляется желание «выговориться»,
реализуемое избирательно, направленное преимущественно
на лиц, которые не были очевидцами. Одновременно появляются
сны, отсутствовавшие в предшествующих фазах, в том числе тре­
вожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отра­
жающие впечатления трагических событий.

5. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го
дня после трагедии и наиболее отчетливо проявляется в поведенче­
ских реакциях: активизируется межличностное общение; начинает
нормализовываться эмоциональная окраска речи и мимических
реакций; впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки,
вызывающие эмоциональный отклик у окружающих; восстанавли­
ваются нормальные сновидения.

Специалисту необходимо владеть умением своевременно опре­делять симптомы психологических проблем у пострадавших, у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностя­ми (понимание чувств и переживаний другого человека), умением организовывать и проводить занятия по психологической разгруз­ке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение на­выками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение


не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Экстренная психологическая помощь пострадавшим — это систе­ма краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помо­щи одному человеку, группе людей или большому числу пострадав­ших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуля­ции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи специаль­ных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического само­чувствия и работу с вновь возникшими в результате кризисной ситуа­ции негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосомати­ческие проблемы, отсроченные стрессовые реакции и др.).

В целом служба экстренной психологической помощи выпол­няет следующие функции:

• практическую — непосредственное оказание скорой психоло­
гической и (при необходимости) доврачебной медицинской
помощи населению; повышение адаптационных возможностей
пострадавших;

• координационную — обеспечение связей и взаимодействия
со специализированными психологическими службами.

Принципы оказания помощи:

• не навреди!

• безотлагательность (помощь должна быть оказана как можно
быстрее для контроля состояния в данный момент и для про­
филактики возникновения хронических расстройств);

• приближенность к месту событий (оказание помощи в привыч­
ной обстановке и социальном окружении);

• ожидание, что нормальное состояние восстановится (обра­
щаться как с обычным человеком, поддерживая уверенность
в скором возвращении нормального состояния);

• единство и простота психологического воздействия (его источ­
ником должно выступать одно лицо, пострадавшего необходи­
мо отвести от источника травмы, предоставить пищу, отдых,
безопасное окружение и возможность быть выслушанным).


 


116


117


Особенности оказания помощи:

1) часто приходится работать с группами жертв, которые были
созданы случайным образом, самой жизнью в силу драматической
ситуации;

2) люди пребывают в особенных эмоциональных состояниях,
иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под
эффектом травмирующей ситуации;

3) индивидуальные особенности — нередко низкий социаль­
ный и образовательный статус многих жертв затрудняет вазаимо-
действие;

4) наличие почти у всех чувства потери — близких людей,
друзей, любимых мест проживания и работы и пр., что относится
к более сложной категории переживания отрицательных эмоций.

Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что по­страдавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира.

В этом случае рекомендуется помощь в виде экстренной «ин­формационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в пол­ной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.):

• помощь идет, и многие службы делают все, чтобы помощь при­
шла как можно быстрее; нужно быть мужественным и терпе­
ливым;

• сохранять полное спокойствие, так как это одно из главных
средств к их спасению;

• необходимо оказывать себе самопомощь;

• в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-
либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести
к опасному для них смещению обломков;

• максимально экономить свои силы;

• находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить
себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физи­
ческих сил;

• дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит эконо­
мить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем
воздухе;

• медленно мысленно считать до 20 и обратно, что позволит
снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пуль­
са и артериального давления, а также самодисциплины.


Целью «информационной терапии» является также уменьше­ние чувства страха у пострадавших, так как известно, что в кри­зисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воз­действия реального разрушительного фактора.

В результате многочисленных исследований разработан ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или доброволь­ца, работающих в экстремальной ситуации.

1. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите,
какая помощь (помимо психологической) и кому требуется, кто
из пострадавших в наибольшей степени нуждается в какой-либо
конкретной помощи.

2. Будьте спокойны и уверенны. Это передается пострадавшим.

3. Не забудьте о собственной безопасности. Переживая горе,
человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опа­
сен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей абсо­
лютной физической безопасности (есть примеры, когда при попыт­
ке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тя­
нет за собой того, кто пытается его остановить; или, например,
люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смер­
ти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

4. Контролируйте свою речь (темп, интонацию). Она должна
быть понятной и краткой.

5. Представьтесь. Четко скажите, кто вы и какие функции
выполняете. Профессиональная компетентность успокаивает.

6. Узнайте имена нуждающихся в помощи, постарайтесь обра­
щаться к ним только по имени — это располагает и человек начи­
нает доверительно относиться к вам, последовательно выполняя
все ваши рекомендации.

7. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом, ситуация под
контролем и что уже принимаются все необходимые меры по спа­
сению. Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся
ситуации он не одинок: «Я останусь с вами, пока не приедет до­
ктор».

8. Пострадавший должен быть информирован о том, что сей­
час происходит: «Скорая помощь» уже в пути», и о том, что дела­
ете вы (проговаривайте свои действия, акцентируйте внимание
на то, что все направлено на разрешение ситуации, облегчение
состояния и т.д.). Расскажите, какие меры требуется принять для
оказания помощи в этом конкретном случае.

9. Избавьте пострадавшего от посторонних, излишнего вни­
мания, расспросов. Любопытные взгляды очень неприятны чело­
веку в сложной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-


 


118


119


либо поручение, например отогнать наблюдателей от места про­исшествия.

10. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий те­
лесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому
возьмите пострадавшего за руку, погладьте по плечу. Прикасаться
к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите поло­
жение на том же уровне, что и пострадавший (даже оказывая ме­
дицинскую помощь, старайтесь находиться на одном с ним уров­
не). Не поворачивайтесь спиной.

11. Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы,
выполняя свои обязанности. Дайте пострадавшему выговориться.
Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыс­
лям. Пересказывайте позитивное.

12. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков и не обви­
няйте. Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь
об этом сказать.

13. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компе­
тентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Исполь­
зуйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы
у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

14. При расставании найдите себе заместителя и проинструк­
тируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

15. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадав­
шего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им
простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать
у кого-либо чувство вины.

Обратная связь (вопросы, задания)

1. Подготовьте сообщения на темы «Организационные аспекты оказания
экстренной психологической помощи», «Основы психологической
помощи», «Принципы и этические нормы при работе с пострадав­
шими».

2. «Способы общения с пострадавшими. Действия сотрудников, органи­
зационная схема деятельности специалистов на месте ЧС» — аналити­
ческая обработка материалов СМИ, профильной документации МСЧ
России.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: