Глава 10. Экстренная психологическая помощь пострадавшим
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР — острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. В одном случае надо поддержать, помочь; в другом — следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем — провести переговоры.
Острое стрессовое расстройство — переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Психотравма — переживание особого рода, потрясение; событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию и нарушает его нормальную жизнедеятельность; утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.
Динамика состояния людей после психотравмирующих ситуаций
1. Оцепенение (сразу после случившегося), длится несколько
секунд.
2. «Острый эмоциональный шок», длится от 3 до 5 часов; харак
теризуется общим психическим напряжением, предельной моби
лизацией психофизиологических резервов, обострением воспри
ятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявле
ниями безрассудной смелости (особенно при спасении близких)
при одновременном снижении критической оценки ситуации,
но сохранении способности к целесообразной деятельности.
В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство
отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и го
ловной боли, учащенным сердцебиением, сухостью во рту, жаждой
и затрудненным дыханием.
3. «Психофизиологический спад». Длительность до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил трав-
115
мы, с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуется резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральной нормативности поведения; снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, человек не может достаточно четко вспомнить, что он делал в эти дни); частыми ощущениями тошноты, «тяжести» в голове, неприятными ощущениями со стороны желудочно-кишечного тракта, снижением (даже отсутствием) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
4. «Стадия разрешения» — от 3 до 12 суток после случившегося.
Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, но пока
сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение
контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица),
снижение интонационной окраски речи, замедленность движе
ний. К концу этого периода появляется желание «выговориться»,
реализуемое избирательно, направленное преимущественно
на лиц, которые не были очевидцами. Одновременно появляются
сны, отсутствовавшие в предшествующих фазах, в том числе тре
вожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отра
жающие впечатления трагических событий.
5. «Стадия восстановления». Начинается приблизительно с 12-го
дня после трагедии и наиболее отчетливо проявляется в поведенче
ских реакциях: активизируется межличностное общение; начинает
нормализовываться эмоциональная окраска речи и мимических
реакций; впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки,
вызывающие эмоциональный отклик у окружающих; восстанавли
ваются нормальные сновидения.
Специалисту необходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблем у пострадавших, у себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями (понимание чувств и переживаний другого человека), умением организовывать и проводить занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- и взаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение
не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Экстренная психологическая помощь пострадавшим — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайного события в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи специальных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиологического самочувствия и работу с вновь возникшими в результате кризисной ситуации негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели определяет значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические проблемы, отсроченные стрессовые реакции и др.).
В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие функции:
• практическую — непосредственное оказание скорой психоло
гической и (при необходимости) доврачебной медицинской
помощи населению; повышение адаптационных возможностей
пострадавших;
• координационную — обеспечение связей и взаимодействия
со специализированными психологическими службами.
Принципы оказания помощи:
• не навреди!
• безотлагательность (помощь должна быть оказана как можно
быстрее для контроля состояния в данный момент и для про
филактики возникновения хронических расстройств);
• приближенность к месту событий (оказание помощи в привыч
ной обстановке и социальном окружении);
• ожидание, что нормальное состояние восстановится (обра
щаться как с обычным человеком, поддерживая уверенность
в скором возвращении нормального состояния);
• единство и простота психологического воздействия (его источ
ником должно выступать одно лицо, пострадавшего необходи
мо отвести от источника травмы, предоставить пищу, отдых,
безопасное окружение и возможность быть выслушанным).
116
117
Особенности оказания помощи:
1) часто приходится работать с группами жертв, которые были
созданы случайным образом, самой жизнью в силу драматической
ситуации;
2) люди пребывают в особенных эмоциональных состояниях,
иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под
эффектом травмирующей ситуации;
3) индивидуальные особенности — нередко низкий социаль
ный и образовательный статус многих жертв затрудняет вазаимо-
действие;
4) наличие почти у всех чувства потери — близких людей,
друзей, любимых мест проживания и работы и пр., что относится
к более сложной категории переживания отрицательных эмоций.
Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира.
В этом случае рекомендуется помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.):
• помощь идет, и многие службы делают все, чтобы помощь при
шла как можно быстрее; нужно быть мужественным и терпе
ливым;
• сохранять полное спокойствие, так как это одно из главных
средств к их спасению;
• необходимо оказывать себе самопомощь;
• в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-
либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести
к опасному для них смещению обломков;
• максимально экономить свои силы;
• находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить
себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физи
ческих сил;
• дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит эконо
мить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем
воздухе;
• медленно мысленно считать до 20 и обратно, что позволит
снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пуль
са и артериального давления, а также самодисциплины.
Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, так как известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора.
В результате многочисленных исследований разработан ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации.
1. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите,
какая помощь (помимо психологической) и кому требуется, кто
из пострадавших в наибольшей степени нуждается в какой-либо
конкретной помощи.
2. Будьте спокойны и уверенны. Это передается пострадавшим.
3. Не забудьте о собственной безопасности. Переживая горе,
человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опа
сен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей абсо
лютной физической безопасности (есть примеры, когда при попыт
ке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тя
нет за собой того, кто пытается его остановить; или, например,
люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смер
ти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).
4. Контролируйте свою речь (темп, интонацию). Она должна
быть понятной и краткой.
5. Представьтесь. Четко скажите, кто вы и какие функции
выполняете. Профессиональная компетентность успокаивает.
6. Узнайте имена нуждающихся в помощи, постарайтесь обра
щаться к ним только по имени — это располагает и человек начи
нает доверительно относиться к вам, последовательно выполняя
все ваши рекомендации.
7. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом, ситуация под
контролем и что уже принимаются все необходимые меры по спа
сению. Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся
ситуации он не одинок: «Я останусь с вами, пока не приедет до
ктор».
8. Пострадавший должен быть информирован о том, что сей
час происходит: «Скорая помощь» уже в пути», и о том, что дела
ете вы (проговаривайте свои действия, акцентируйте внимание
на то, что все направлено на разрешение ситуации, облегчение
состояния и т.д.). Расскажите, какие меры требуется принять для
оказания помощи в этом конкретном случае.
9. Избавьте пострадавшего от посторонних, излишнего вни
мания, расспросов. Любопытные взгляды очень неприятны чело
веку в сложной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-
118
119
либо поручение, например отогнать наблюдателей от места происшествия.
10. Осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий те
лесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому
возьмите пострадавшего за руку, погладьте по плечу. Прикасаться
к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите поло
жение на том же уровне, что и пострадавший (даже оказывая ме
дицинскую помощь, старайтесь находиться на одном с ним уров
не). Не поворачивайтесь спиной.
11. Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы,
выполняя свои обязанности. Дайте пострадавшему выговориться.
Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыс
лям. Пересказывайте позитивное.
12. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков и не обви
няйте. Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь
об этом сказать.
13. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компе
тентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Исполь
зуйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы
у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
14. При расставании найдите себе заместителя и проинструк
тируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
15. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадав
шего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им
простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать
у кого-либо чувство вины.
Обратная связь (вопросы, задания)
1. Подготовьте сообщения на темы «Организационные аспекты оказания
экстренной психологической помощи», «Основы психологической
помощи», «Принципы и этические нормы при работе с пострадав
шими».
2. «Способы общения с пострадавшими. Действия сотрудников, органи
зационная схема деятельности специалистов на месте ЧС» — аналити
ческая обработка материалов СМИ, профильной документации МСЧ
России.