СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП




Самостоятельная работа по теме № 6

 

Время – 2 часа.

 

Учебные вопросы

1. Понятие, типология и характеристика групп в социальной психологии.

2. Динамические процессы в малых группах.

3. Коллектив как малая группа высшего уровня социально-пси­хологического развития. Социально-психологические явления в кол­лективе.

 

При подготовке к занятию

1. Подготовить выставку и аннотацию литературы по теме занятия.

2. Быть готовым к решению логических задач.

 

Логические задания и проблемные вопросы

1. Исходя из положений социальной психологии, классифицируйте свою учебную группу, обоснуйте принятое решение.

2. Охарактеризуйте динамические процессы в вашей учебной группе на протяжении учебы. Какие из них типичны для малых групп и есть ли особенности их протекания?

3. В ходе изучения третьего вопроса особое внимание уделить социально-психологическим явлениям в коллективе:

а) этапам и путям формирования общественного мнения;

б) сущности понятия "коллективное настроение";

в) психологической характеристике традиций.

4. Опираясь на положения психологии, на основе анализа соб­ственного опыта воинской службы объясните причины живучести отрицательных "привычек" и традиций в воинских подразделениях ("де­довщина", круговая порука и т.д.).

5. В роли руководителя воинского коллектива продумайте ме­роприятия, направленные на преодоление отрицательного и формиро­вание положительного настроения в период выполнения служебно-бое­вых задач.

6. В роли руководителя воинского коллектива продумайте нап­равления и определите мероприятия по формированию общественного мнения:

а) по отношению к негативному поступку сослуживца (мелкое воровство);

б) по отношению к высоконравственному поступку сослуживца (донорская помощь).

 

Основная литература

1. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / Под общ. ред. В.Ф. Кулакова. – М.: Изд-во "Совершенство", 1998. – С. 49-66.

2. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. – М., 1989. – С. 186-262.

3. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2004. – С. 222-244.

4. Родных И.В., Коновалов Н.М., Нешков А.К., Образцов П.И., Уваров Ю.М. Основы психологии. Курс лекций. – Орел: Академия ФАПСИ, 2000. – С. 101-123.

5. Родных И.В. Социально-психологические проблемы малой группы и коллектива: Пособие. – Орел: ВИПС, 1998. – С. 5-25.

Дополнительная литература

6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

7. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Международная педагоги­ческая академия, 1994.

8. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

9. Кричевский Р.Л. Дубровская Е.М. Психология малой группы. – М. 1991.

10. Парыгин Б.А. Социальная психология. Проблемы методологии исто­рии и теории. - СПб.: ИГУП, 1999.

11. Тонких Ф.П. Фокин Ю.Г. Как вы управляете? – М., 1984.

 

6.1 Малые группы и коллективы как категории

 

социальной психологии

Психология и поведение отдельного человека существенно зависят от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество, где люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Проблема группы как важнейшей формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

 

То есть группа – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

 

Обратимся к классификации групп. Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены, с одной стороны, стихийными, кратковременно существующими, случайно возникающими общностями типа толпы, публики, аудитории, а с другой – длительно существующими устойчивыми образованиями, такими как этнические, профессиональные или социальные группы. Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов, кроме того, именно с появлением тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. То есть большие группы опосредованно, через малые социальные образования оказывают влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

 

Выделяют условные и реальные группы. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению.

 

Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действительны, как и другие малые группы, но существуют временно – только в лаборатории.

 

Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне этих организаций (сравните, к примеру, воинское подразделение как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.

 

Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной (группой членства) считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для индивида.

 

Приведенная типология групп не исчерпывает всего многообразия, но позволяет дать определение малой реальной группе как категории социальной психологии. Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

 

Важной характеристикой группы является ее количественный состав. Обычно принято говорить о нижнем и верхнем количественных пределах группы. В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. Немногочисленность малой группы понимается различным образом. Большинство исследователей считают, что малая группа "начинается" с диады (хотя при этом отмечается "усеченный" характер внутригрупповых отношений в таких общностях) или триады. Верхний предел малой группы может определяться праксеологическими критериями, то есть тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности. Другим немаловажным критерием выступает возможность членов группы осуществлять и поддерживать тесные межличностные внутригрупповые отношения. В целом, по разным взглядам, верхний предел малой группы колеблется в диапазоне от 30 до 50 человек. В дискуссиях о количественном составе малой группы часто отмечается "магическое число" 7 ± 2, которое характеризует объем эмоциональных связей человека.

 

Диады, или группы, состоящие из двух человек, имеют свои отличительные черты: являются очень хрупкими; требуют устойчивых отношений между партнерами; отношения в них между партнерами должны быть упорядоченными и позитивными; в таких группах создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения.

 

В триадах устанавливаются более сложные отношения, чем в диадах. Это обусловлено тем, что рано или поздно происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. Согласно исследованиям Георга Зиммеля, третий член группы может играть одну из следующих ролей: безучастного посредника; оппортуниста, который использует других в своих интересах; тактика, следующего принципу "разделяй и властвуй".

 

В более крупных группах меньше согласия, но также меньше напряженности. Эти различия связаны с тем, что для крупных групп решение организационных проблем более необходимо. Участники такой группы, как правило, стремятся к определенной цели и потому вынуждены прилагать усилия, чтобы координировать свои действия. Кроме того, крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их комформизм. В таких группах наблюдается неравенство между участниками; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Поэтому не удивительно, что участники крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малочисленных групп.

 

Имеются данные, что группы с четным числом состава отличаются от групп с нечетным числом. В первых группах в большей степени проявляются разногласия, чем в последних, поэтому группы с четным числом участников менее устойчивы. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: у них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

 

С точки зрения некоторых исследователей, число "5" по отношению к количественному составу группы имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами, отмеченными выше. Их участники не страдают от непрочности и напряженности, которые свойственны диадам и триадам. В группах из пяти человек каждый глубоко удовлетворен своей ролью, и в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в таких группах "диссиденты" получают большую поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой.

 

Участники "больших" малых групп чаще страдают из-за низкого ценностно-ориентационного единства и высокого уровня неучастия в групповой жизнедеятельности. В них могут быть ослаблены связи отдельных участников со всей группой и как следствие в группе могут утверждаться жесткие, обезличенные формы контроля. Такие группы более конфликтны из-за наличия большого числа микрогрупп.

 

С увеличением размера группы среди ее членов появляется тенденция меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. В то же время в группе, где более пяти человек, лидер, как правило, обращается ко всей группе в целом, а не к отдельным ее членам. При этом лидер становится центром коммуникации, он осуществляет прием и передачу информации [42].

 

Кроме количественного состава группы существуют и другие не менее важные признаки, которые характеризуют малую группу как особый социально-психологический феномен. К ним можно отнести:

 

– пространственное и временное соприсутствие людей, что подразумевает возможность личных контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые американские исследователи считают, что перцептивные аспекты – главное, так как они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе;

 

– наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы и определяют внешнюю формально-целевую структуру группы;

 

– наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может и нет, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек принимает на себя функции лидера);

 

– разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли);

 

– наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе;

 

– образование специфической групповой культуры – нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить тогда, когда она детерминирует поведение большинства членов группы несмотря на все их различия. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

 

Группы могут отличаться друг от друга по уровню своего развития, то есть по степени развития их социальных и психологических характеристик. Слаборазвитые малые группы отличаются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Другие группы представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Примером группы высокого уровня развития является коллектив. Коллектив – это особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого уровня социально-психологической зрелости. При таком понимании всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом.

 

Коллектив как социально-психологическое образование - группа людей, достигшая высокого уровня социально-психологического развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимым содержанием совместной деятельности.

 

Любой коллектив характеризуется рядом признаков, к важнейшим из которых можно отнести, во-первых, объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; во-вторых, наличие коллективистских взаимоотношений; в-третьих, наличие условий для всестороннего развития личности.

 

Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т. п.

 

Психологически развитой как коллектив считается малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на определенной основе. Каковы же эти отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

 

Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

 

Ответственность проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных.

 

Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новыми членами в своем коллективе.

 

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива.

 

Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

 

Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.

 

Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.

 

Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой указанных выше отношений.

 

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Подавляющее число реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития, чем как то, что отражает реальность существования малых групп.

 

Необходимо добавить, что большинство указанных признаков вполне могут быть присущи и воинскому коллективу. Но для него характерны и специфические отличия. К числу наиболее существенных среди них следует отнести следующие.

 

Воинский коллектив решает особо ответственные общественно значимые задачи. Ответственность, возложенная на военнослужащих, налагает свой отпечаток на социально-психологический климат коллектива.

 

Для воинского коллектива характерна жесткая регламентация всей его жизнедеятельности. Четкая субординация во взаимоотношениях, обязательность выполнения уставных, нормативных требований.

 

Говоря об особенностях воинского коллектива, необходимо отметить и обязательность пребывания в нем. Военнослужащий, как известно, не вправе по собственному усмотрению сменить коллектив, добровольно выйти из него. Лишенный выбора, военнослужащий в большей степени подвержен принятию внутригрупповых норм, подчинению ценностям группы.

 

Особенностью воинского коллектива является также и то, что он зачастую состоит из четырех достаточно четко выраженных социальных групп: офицеры, прапорщики, сержанты и рядовой состав. Социально-психологические различия каждой из этих групп налагают существенный отпечаток на психологию воинского коллектива.

 

Итак, даже предварительный анализ показывает, что мир социально-психологических явлений малой группы и коллектива весьма сложен и многообразен. Несомненно и то, что, чем большее количество этих явлений будет вскрыто и понято, а также чем точнее удастся выделить среди них главные, определяющие все остальные, тем эффективнее будет процесс руководства со стороны командира (начальника).

 

6.2 Социально-психологические явления и динамические процессы в воинских коллективах

 

К групповым процессам относятся прежде всего такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

 

Любая группа в своем развитии проходит ряд последовательных стадий, при этом переход от одной стадии к следующей часто представляет собой качественный скачок, сопровождающийся объективным кризисом и возможными внутригрупповыми конфликтами. Кроме того, на каждой ступени своего развития группа не может быть одинаково развита и одинаково активна в инструментальной и экспрессивной сферах: она либо направлена на деловую активность, либо погружается в себя, свои внутренние межличностные проблемы и переживания.

 

В групповом развитии выделяют семь стадий. На первой стадии идет процесс знакомства. Формируются представления о группе и друг друге. Микрогруппы практически не существуют, общение протекает в диадах (парах). Руководитель обладает высоким авторитетом в группе.

 

Вторая стадия – это период формирования групповых норм, начало возникновения группового самосознания. В процессе общения члены группы начинают вырабатывать общие правила поведения, общие ориентации. Группа ориентирована на решение эмоциональных проблем.

 

Третья стадия получила название "стадия конфликта". Возникают столкновения между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей (чаще всего лидерских) и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с руководителем.

 

Четвертая стадия завершает переход от конфликтности к групповой сбалансированности. Это проявляется прежде всего в сфере взаимоотношений. Общение становится более открытым и конструктивным, отмечаются первые проявления групповой солидарности и сплоченности.

 

Пятая стадия развития группы может быть рассмотрена как самая удобная для руководителя. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с ярко выраженным чувством "Мы". Появляются общегрупповые цели, причем они, как правило, ориентированы на профессиональную деятельность. Коллектив удобен и с точки зрения управления им как единым целым, и с точки зрения своей направленности – цели группы совпадают с целями руководителя, у которого возникает неосознанное желание затормозить группу на этой ступени развития, так как далее картина меняется.

 

На шестой стадии доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера, огромную ценность приобретают личные отношения, происходит переоценка групповых норм. Можно сказать, что группа на этой стадии напоминает очень удачную семью.

 

Седьмая стадия считается высшим этапом групповой зрелости: группа сплочена и одинаково активна в обеих сферах, группа открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему.

 

Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития. Связано это прежде всего с тем, что неадекватно протекают те групповые процессы, о которых идет речь при характеристике седьмой стадии: процессы сплочения, решения конфликтов и выработки группового решения. Проблема конфликтов будет рассмотрена в другой лекции пособия, остановимся подробнее на анализе двух других процессов.

 

Сплочение группы – это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Его суть – в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплочение имеет различные проявления, оно выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей.

 

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться. Остановимся на перечислении важнейших параметров, влияющих на процесс сплочения малой группы.

 

1. Эмоциональная привлекательность членов группы. Следует отметить, что сама по себе она не обеспечивает ни продуктивной совместной деятельности, ни высокой сплоченности, но с другой стороны, и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.

 

2. Сходство членов группы между собой. Речь идет о различных аспектах сходства – возрастное, социальное, этническое, но главное – ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентаций членов группы.

 

3. Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Отметим, что более привлекательна для людей и имеет больше шансов стать сплоченной группа, в которой деятельность основана не на конкуренции, а на кооперации и в которой преобладает мотив сотрудничества.

 

Кооперация выступает фактором сплочения группы в силу того, что способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов. Во-первых, при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов и существуют постоянно действующие условия успешного разрешения возникающих объективных противоречий. Во-вторых, кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами (в отличие от конкуренции, которая провоцирует членов группы на утаивание от партнеров важной информации, так как это может помочь в достижении личных целей). В-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху,

 

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

 

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.

 

6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллективный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

 

Считается, что сплоченность членов группы может регулироваться посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров по взаимодействию, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности.

 

Отметим, что сплоченность – это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большой привлекательностью для каждого члена группы. Такая группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентаций, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплоченности растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и повышается эффективность любых форм активности группы.

 

Проблема принятия единого решения по определенным важным для группы вопросам – актуальная и сложная для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как неделимое целое, не вырабатывая общие подходы и мнения по различным насущным или тем более принципиальным вопросам. К тому же необходимо обеспечить не только нахождение такого общего решения но и добиться его высокой эффективности. Групповое решение – это не результат группового компромисса, это – наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной задачи.

 

Что подразумевается под процессом принятия решения? Речь идет о том, что в своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций членов группы, оценки ситуации, поиска возможных решений, выработки единого решения и др. Можно выделить несколько важнейших целей группового обсуждения: сбор информации и ее оценка (например относительно мнений и представлений членов группы), поиск возможных решений и принятие общего группового решения.

 

Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, давно известен в социальной психологии. Действительно, групповое действие и качественно и количественно превосходит действие "среднего" человека, однако оно может нередко уступать в эффективности действиям незаурядной личности. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда группа работает в сложных, экстремальных или изолированных условиях.

 

Вместе с тем, групповое решение во многих случаях обладает преимуществом перед индивидуальным решением как в плане своей эффективности для группы, так и в отношении перспектив исполнения принятого решения каждым членом группы. Правильная организация ситуации выработки группой общего решения – важный момент руководства группой, требующий от формальных и неформальных лидеров навыков организации групповой дискуссии. Групповая дискуссия в настоящее время признается в качестве одной из самых эффективных форм принятия группового решения, так как позволяет найти оптимальный вариант, отработать правила реализации решения и, что немаловажно, добиться личностного принятия выработанного решения большинством членов группы. Психологической основой здесь выступает то, что решение не навязывается членам группы извне, пусть даже от лица авторитетного, а вырабатывается при личном участии каждого.

 

Отметим, что в реальной войсковой практике не всегда существуют предпосылки для успешного проведения полноценной групповой дискуссии. Психологическим барьером служит и необходимость строгого соблюдения принципа единоначалия. Однако с помощью включения отдельных элементов процесса принятия решения в другие формы групповой организации военнослужащих – собрание, совещание, совет – можно добиться значительной эффективности в их проведении и хорошей результативности. Так, любое собрание должно реализовывать ряд социально-психологических функций: сбор информации в объеме, необходимом для понимания сути происходящего каждым участником обсуждения; переработку, оценку и селекцию этой информации и принятие определенного решения (выработку группового мнения). Для реализации первой функции офицер-руководитель должен обеспечить всем желающим возможность высказать свое мнение, активно стимулируя молчаливых и пресекая попытки непродуктивной личной критики. Для реализации второй функции руководителю необходимо обобщить все, что было высказано участниками собрания, и сделать общие выводы. Далее он должен обеспечить продуктивное принятие решения, устраивающего в той или иной степени всех членов воинского коллектива.

 

Вместе с тем, руководителю необходимо помнить, что феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких как сдвиг риска, групповая поляризация и др. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разделении группы на подгруппы участников со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.

 

Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

 

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой приня



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: