Вариативные концепции национального образования и их реализация в школах России второй половины 19- начала 20 века




Эссе на тему: «Воспитательные возможности народных сказок»

На мой взгляд, поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умения действовать в соответствии с их требованиями.

Учебная деятельность, осуществляемая детьми на протяжении всего школьного возраста, связана с овладением ими указанным содержанием. Однако ведущей учебная деятельность будет только игра в младшем школьном возрасте; в этом возрасте у детей возникают и формируются лишь основы теоретического сознания и мышление.

Я считаю, что сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение, а также воспитательные возможности для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

На мой взгляд, благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, «содействует» с героем; ребенок постарше «соучаствует» с героем.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания.

Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается. Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Таким образом, сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Вариативные концепции национального образования и их реализация в школах России второй половины 19- начала 20 века

  Государственная концепция национального образования Религиозно- педагогическая концепция Концепция культурно- антропологической направленности
Базовые ценности национального образования Национальные ценности представляют собой нормы, регламентирующие образовательную сферу, и выступают как культурно-этническая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между традициями народной педагогики и инновационным тенденциями в области образования. Ментальные характеристики, составляющие ядро любой нации определяют тот национальный образовательный идеал, который определяет цели и результат национального образования. В качестве специфических черт российского образования можно выделить следующие базовые национальные ценности для России: духовность, общинность, мессианство, традиционность, открытость, софийность, целостность. Среди российских базовых национальных ценностей в качестве приоритетной традиционно выделяется - духовность - особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать «во имя чего-то абсолютного», пренебрегая временным, конечным. В российской ментальности категория «духовность» выросла из особого понимания «Души» и «Духа» в середине XIX в. и приобрела прогностическое значение, что было отмечено Н.А. Бердяевым: «Русская душа сгорает в пламенном искании правды и спасения всего мира и всеобщего воскрешения к новой жизни».Соборность (общинность), в период социализма – коллективизм. Принцип соборности, воплощаясь в сельской общине и городской артели, отличает жизнь русского народа и является основой экономической жизни на Руси.Мессианство как знаковая черта россиянина проистекало от осознания величия России, ее истории, прошлого, настоящего, ее великого предназначения и будущего. Открытостьроссийской культуры внешним влияниям, ценностям других народов тесно связана с мессианством. Согласно синергетическому подходу только между системами открытого типа происходит обмен энергией, веществом, информацией. Традиционность– базовая ценность российского уклада жизни, позволяющая сохранять национальные особенности. Она проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народную педагогику, народные обряды, народные ремёсла Софийность. Возвышенное символическое представление о Премудрости, сияющее блеском неземной красоты, исполненное высокой духовности и нравственной чистоты – является ключевым для понимания сущности русской национальной идеи. Целостность. Национальная целостность для россиянина представлена единством национальной природы, склада национального характера и национального самосознания. Итак, базовые ценности национального образования представителями официального направления в педагогике России до I-ой мировой войны определялись согласно идейным основаниям русской православной философии, которая существовала и развивалась в России, начиная с принятия христианства. В основе этого направления лежали идеи православия, самодержавия, народности; признавался авторитет Веры перед знанием, религии перед наукой. Рассматривая концепцию национального образования, следует все же отметить, что данное направление фиксировалось на понятии «национальное воспитание», т.к. его представители считали категорию «образование» порождением западной цивилизации. Задачи воспитания и образования в этой концепции были направлены на создание условий, которые должны было помочь человеку сделаться истинным христианином и истинным гражданином, т. е. внушить ему и объяснить, смысл религиозных обязанностей для сознательного и творческого выполнения их в жизни. Особое влияние на религиозно-педагогическую концепцию России этого времени оказывала софиология, которая, связав человека и тайну его духа с природой и Богом, актуализировала антропологическую проблематику во всех сферах, в том числе и в образовании. Базовые ценности – духовность, гуманность, любовь, общинность, (нашедшие воплощение в религиозно-нравственном учении педагога о непротивлении злу насилием) в сочетании с идеей о свободе личности.   К.Д. Ушинский в качестве базовой ценности национального образования избрал народность, которая «…является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенностей своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью». К основным сущностным характеристикам народности, которые необходимо положить в основу национальной образовательной системы, он относил: изучение жизни народа, его потребностей; устранение правительственно-бюрократического подхода в решении вопросов народного образования, опеки министерства просвещения над народными школами; создания общественного мнения к педагогическим вопросам (открытая борьба мнений поможет выработать нужный тип школы); передача народного образования в руки самого народа; в образовательной системе должен присутствовать приоритет родного языка и литературы, родной истории и природы. Особое место в народной педагогике отводится семье, которая всегда считалась основным воспитателем ребенка. Она несет ответственность за качество воспитания ребенка. Взаимодействие трех поколений, общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками – основное средство воспитание детей, особенно в младшем возрасте. идеи свободного воспитания развивались в России в русле народности, как базовой ценности российского образования. Наряду с народностью нужно выделить такие национальные ценности в данной образовательной концепции: свобода, любовь, общечеловеческие ценности, отношение к ребенку как к ценности, вера в его добрые силы, научность. Формирование ребенка не могло осуществляться сообразно определенному идеалу человека. С помощью любви, по мнению представителей данного течения, педагог должен содействовать развитию индивидуальности человеческой личности. Цель образования – стремление понять ребенка и создать условия для его саморазвития и самообразования, исходя из его интересов и природных особенностей. Базовыми провозглашались культурные ценности, побуждающие «истинно человеческое, специфически человеческое развитие воспитанника», в чем, по его мнению, и состояло «главное значение науки, искусства, морали»
Национальный образовательный идеал Национальный образовательный идеал, по сути - цель национального образования. В нем, в целостном единстве, сконцентрированы идеальные представления народа о качествах личности и нормах поведения в обществе, сочетающих «вечные» и исторически обусловленные ценности. Национальный образовательный идеал не может иметь определенного авторства, как учебная программа, он создается народом на протяжении веков. Важнейшим компонентом национального образования является педагогическая традиция. Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образ жизни, образ действий и пр. Традиции действуют во всех областях общественной жизни, служат сохранению общественных и культурных форм и способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре. Национальный образовательный идеал в трактовке данных течений рассматривался с двух позиций: через призму творческих исканий нового взгляда на человека и сложившийся набор идеальных качеств русского народа, не выходящих за рамки христианских добродетелей (хотя некоторыми эти добродетели были модернизированы согласно антропологическим принципам). Средством достижения этого идеала была предложена отечественная история и литература, единство православия и народной традиции. В целом, в центре внимания религиозно-философской мысли находились общие, наиболее фундаментальные вопросы образования – проблема личности и ее развития, проблема цели воспитания, его задачи и основные принципы. Характерным для религиозно-философских учений этого периода являлся подход к вопросам образования через проблему духовной культуры, ее преемственности. В то же время, воззрения русских религиозных философов на проблемы образования носили ярко выраженный индивидуальный характер и отражали особенности их общефилософского подхода в целом.   Национальный образовательный идеал – основан на лучших качествах русского народа и отражает детскую природу, как «первообраз гармонии, правды, красоты и добра.Концепцией земской школы можно считать идеал русской народной школы, обоснованный представителями культурно-антропологического направления в педагогике. Основой этого идеала были следующие положения, которые дистанцировали земскую школу от церковно-приходской школы, гимназии и других типов учебных заведений: 1) Высокий уровень образования, основанный на приоритете обучения, новые методы учебно-воспитательной работы, совместное обучение. Земские учебные заведения изначально созданы как школы тесно связанные с жизнью народа, органичность образования достигалась, в первую очередь, ее социокультурной (средовой) направленностью. Этнический компонент не игнорировался, но был менее значим, чем в церковно-приходской, т.к. земская школа была направлена именно социализацию крестьянских детей.    
Содержание образования, доля этнокультурного компонента Определяющим элементом этнокультурной составляющей у любого народа является фольклор и религия. Поэтому в содержание образования необходимо включать изучение родного языка, истории и литературы, песен, сказок, народного фольклора. Особым элементом содержания образования национальной школы является формирование объективного отношения к религии, как основы духовности Особым элементом содержания образования национальной школы является формирование объективного отношения к религии, как основы духовности.Важнейшими средствами народного воспитания выступают средства материальной культуры (предметы труда, быта, прикладного искусства); средства духовной культуры (религия, нравы, фольклор), средства соционормативной культуры (нормы, обряды, этикет). Содержание национального образования в России строится на основе сочетания общекультурного и этнического компонента. Источниками содержания этнического компонента является устное народное творчество, которое доступно и понятно всем, т.к. не навязывается людям, а вырастает из недр собственной культуры через колыбельные песни, сказки, мудрые пословицы и поговорки. В общекультурном плане содержание образования в России середины XIX в. определялось сословной принадлежностью субъектов образовательного процесса.   Опора на этнокультурный компонент рассматривался только в качестве основы для создания народной школы и только педагогами, видевшими в религии нравственную основу для воспитания Огромную роль воспитательного воздействия православной культуры К.Д. Ушинский видит в ее глубоком содержании, где религиозное, нравственное, этическое и эстетическое объединяются в единое их педагогической сущностью. О необходимости воспитания духа, души и национального самосознания на основе отечественной педагогической культуры он говорит как о задаче государственной важности. . Центральным аксиологическим элементом православной педагогики является представление об идеале совершенного человека, который также необходимо рассматривать с позиций православия и язычества. В православии, идеалом совершенного человека воспринимался не только Иисус Христос, как в западном христианстве. Здесь целый ряд образцов: Пресвятая Богородица, святые Русской Православной Церкви, небесные тезки-покровители каждого православного человека – все они с момента совершения над ним Таинства Крещения, представляя собой образцы благочестия, добротолюбия и стойкости в земных испытаниях, глубоко почитались в русской народной традиции и служили замечательными примерами для подражания. Содержанием образования и воспитания являлась сама жизнь народа, крестьянская среда, сельский быт, служившие неисчерпаемым источником учебного и воспитывающего материала, который нашел отражение в «Азбуках» и «Книгах для чтения». В них были собраны уникальные сюжеты по естествознанию, географии, истории в выразительной и доступной форме. Содержание национального образования, по мнению К.Д. Ушинского, должно быть направлено на воспитание любви к Родине, которые выражается не в одних битвах с внешними врагами, а в умении высказать смелое слово истины, которое бывает «…иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо.
Формы реализации концепции национального образования Национальное образование развивается на трех уровнях, определяющих ее инвариантность, уникальность и концептуальную вариативность: На первом уровне проявляется инвариантная сущность национального образования для различных наций, представленная набором обязательных правил, условий, принципов, подходов, которые делают теорию образования национальной, а не абстрактно общечеловеческой. На втором уровне инвариантные характеристики опредмечиваются при проецировании в национальном образовании какой-либо определенной нации. К примеру, все инвариантные характеристики свойственны для России, но не все специфичны. Однако их совокупность в российской трактовке является уникальной, а, следовательно, уникальными являются и сущностные характеристики национального образования России, как и Англии, Японии и т. д. Эти уникальные характеристики в образовании отдельно взятой нации предстают как инвариантные константы. На третьем уровне инвариантные константы национального образования реализуются в вариативных концепциях и опредмечиваются в присущих им школьных моделях. На данном уровне и складывается типология подходов к трактовке национального образования.   Педагоги подчеркивали особую важность формирования духовно-религиозной направленности личности ребенка, что способствовало не только приобщению через религию усвоению ими национальных ценностей. Следует выделить основные противоречия, явившиеся препятствием строительству российской национальной школы вообще и русской школы, как этнической, в частности, основанной на православных традициях, как ее видели представители религиозно-педагогического направления: 1)между государственной теологической концепцией национального образования, строящейся на охранительных началах православия и оппозиционными религиозно-философскими течениями, признающими христианские базовые ценности, но, в большинстве случаев, во-первых – в их общечеловеческом значении, а уже во-вторых – в национальном и этническом; 2)между государственной религией (православием), сохранявшее образовании прочные позиции и религиозными традициями, определявшими народную жизнь, что привело к заинтересованности широких слоев общества, большей частью непросвещенного и малограмотного; 3)между возникшей необходимостью создания русской национальной школы на основе православной традиции и отсутствием в мировом опыте примеров национального образования, основанного на восточно-христианском типе духовности; 4)между обогащением знания, связанным со множеством открытий, и приоритетом воспитания над обучением в православной и народной традиции.   Формирование личности происходит на основе традиций, заложенных в семье, когда влияет обстановка, цвета, запахи, звуки, речь, прикосновения, внешний облик близких – все, что направленно на ребенка. Семья, сохранив основы родового строительства нации, несет в себе черты доисторического периода в цивилизационном развитии человечества и естественным образом окрашено этническим своеобразием. Л.Н. Толстой считал создание народной школы, в основу которой он клал не этнический характер, а средовый (социо-культурный) подход. Эта школа предназначалась не для русских, а для крестьянских детей и опиралась на фольклор, родной язык, народное творчество. Принципы построения этой школы выведены Л.Н. Толстым из крестьянского русского быта, поэтому она полностью отвечала русскому духу и носила органический характер. 1) использование богослужебной литературы, учебников и пособий, переведенных на родной язык с целью облегчения детям изучения русско­го языка, а также внедрения православной веры; 2) гармоничное сочетание местного языка с православной верой, исповедуемой большинством населения страны, как интегрирующего фактора, скреплявшего российскую государственность и укреплявшего самодержавие на окраинах; 3) преподавание и богослужение на родных языках было принято многими деятелями просвещения, а впоследствии государством, что отразилось в Законе, регламентирующем просвещение нерусских народов (Правила 1870 г. «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» утверждали первичное образование на родном языке). придание школе семейного, общинного характера, сближала ее с педагогическими традициями народов, делая ее привлекательной даже для противников принятия православия, причем, в этом случае родной язык, скрепляя саму идею государственной концепции национального образования в отношении «русских инородцев», позволял реализовать если не православную, то общегосударственную или общегражданскую идею.
Яркие представители направлений З.И. Равкин, Л.Н. Гумилев, Г.Д. Гачев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П.А. Сорокин, Ю.В. Бромлей, А.С. Хомяков, М.Н. Катков, Н.И. Ильминский А.И. Анастасиев, М.И. Демков, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкин, П.Д. Юркевич, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев К.Д. Ушинский,.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин, Д.И. Тихомиров, Л.Н. Толстой, В.Н. Сорока-Росинский, П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров, М.М. Рубинштейн

 

Словарь понятий:

1. Культура межнационального общения — совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

2. Межнациональное общениеэто определение взаимосвязи и взаимоотношениий, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся, различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежавшие к разным национальным общностям и придерживающиеся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами

3.Народ – это субъект истории, совокупность социальных групп, население данной страны.

4.Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, превращающаяся в нацию или дающая начало нескольким национальным образованиям.

5. «Народная педагогика » трактуется как совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, а также умений, передававшихся из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

6. Нация – это исторически и социально обусловленная общность людей, обладающая общим языком, коллективным самосознанием, устоявшимися формами духовной и материальной культуры, особенностями характера и стремящаяся к сохранению своей уникальности.

7.Национальная группа – это небольшая часть какой-либо некоренной для данной страны или региона нации или народности.

8. Национальное образование – это обоснование системы базовых ценностей; трактовка педагогической традиции и народной педагогики как историко-культурной и этнической основы; направленность отношения к другим национальным педагогикам.

9.Национальная школа — это школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке; обеспечивающая передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев.

10. Национальный образовательный идеал –это цель национального образования. В нем, в целостном единстве, сконцентрированы идеальные представления народа о качествах личности и нормах поведения в обществе, сочетающих «вечные» и исторически обусловленные ценности. Национальный образовательный идеал не может иметь определенного авторства, как учебная программа, он создается народом на протяжении веков.

11. Национальная идентичность одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой ми принадлежностью к определенному этносу или нации.

12. Национальное самосознание формирование идеи, ценностей национального образования: общность, мессианство, духовность под непосредственным влиянием официальной религии – православия.

13.Субэтническая группа — обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения этих групп зависят от исторических и политических условий, а так же научных подходов.

14. Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образ жизни. Служат сохранению общественных и культурных форм и способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.

15.Этнографическая группа — часть исторически сложившейся на территории устойчивой многопоколенной совокупности людей, обладающих некоторыми общими чертами и относительно стабильными особенностями культуры.

16. Этнопедагогика - это система воспитательных и образовательных воздействий, созданная этнической группой, народом, становление и их развитие.

17.Этнос – это социально-культурное явление, наиболее универсальная форма жизни, исторически сложившаяся устойчивая общность людей,с относительно стабильными особенностями культуры, сознанием своего единства; противопоставляющая себя всем другим аналогичным общностям, что определяется ощущением комплиментарности (симпатия – антипатия), и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: