Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим перед системой образования встаёт задача разработки диагностики личностных и метапредметных результатов. Последние во ФГОС понимаются как формирование универсальных учебных действий обучающихся: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Данные умения мы рассматриваем как показатель функциональной грамотности, которая проявляется в готовности успешно решать различные жизненные задачи, используя все освоенные учеником знания, умения, навыки. Таким образом, система имеет достаточный опыт решения проблемы, заявленной в новом образовательном стандарте.
Как можно использовать результаты диагностики в образовательном процессе?
Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и мета-предметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);
- увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
. Диагностика проводится в форме тестирования, диагностические материалы представляют собой тесты открытого и закрытого характера.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ
Личностные и метапредметные результаты (уровень владения универсальными учебными действиями) предлагается определять с помощью четырёх тестов, стандартизированных на репрезентативной выборке российских учащихся:
- Тест 1. Познавательные УУД;
Каждый тест состоит из двух вариантов. Варианты одинаковы по трудности. Распределение по вариантам учитель может проводить так, как он это делает обычно на контрольных работах, может чередовать варианты при неоднократном диагностировании.
Каждому ученику выдаётся отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы (кроме теста «Личностные результаты», который, в соответствии с требованиями ФГОС, не должен обрабатываться как индивидуальный, в совокупности с результатами других учеников он покажет общую ситуацию в классе). У каждого ученика должна быть ручка - это единственное, что понадобится в ходе тестирования. Вся работа выполняется непосредственно на листах с заданиями теста.
Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.
Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все остальные задания.
Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему.
На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.
Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования» (см. «Инструкцию по заполнению «Схем анализа результатов тестирования»).
При проведении диагностики в конце 4-го класса рекомендуется проводить проверку и оценивание работ учеников совместно — педагогам начального и основного звена.
ВЕРНЫЕ ОТВЕТЫИ КЛЮЧИ ОЦЕНИВАНИЯ К ТЕСТАМ
Тест 1. Познавательные УУД (45 минут)
Задание 1 проверяет умение определять, какая информация нужна для решения задачи.
Верные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
В. Не хватает информации о том, из какого материала сделана линейка. | В. Не хватает информации о высоте горы Хан-Тенгри. |
Ключ оценивания
0 - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, Б);
1 - указан ответ В, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ В и верно указана недостающая информация.
Задание 2 проверяет умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.
Ключ оценивания
0—6 - по числу верных ответов.
Верные | ответы | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | В | 1. | В |
2. | В | 2. | А |
3. | Б | 3. | Б |
4. | А | 4. | Б |
5. | В | 5. | А |
6. | Б | 6. | В |
Задание 3 проверяет умение извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Ключ оценивания
0~6 - по числу верных ответов.
Верные | ответы | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | А | 1. | А |
2. | В | 2. | А |
3. | В | 3. | Б |
4. | А | 4. | Б |
5. | А | 5. | А |
6. | Б | 6. | Б |
Верные ответы
Задание 4 проверяет умение сравнивать и группировать факты и явления.
Ключ оценивания
0-7 - по числу верных ответов.
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | А | Рис. 1. | Б |
2. | А | Рис. 2. | А |
3. | Б | Рис. 3. | В |
4. | А | Рис. 4. | В |
5. | А | Рис. 5. | Б |
6. | Б | Рис. 6. | Б |
7. | Б | Рис. 7. | А |
Задание 5 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.
Верные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Дождь - летом и осенью. | 1. Фото 1 - город. Фото 2 - село (деревня). |
2. Снег — зимой. | 2. Верно указано первое сходство (например, в обоих населённых пунктах живут люди). |
3. Дождь и снег - осадки (падают на землю с неба, из туч и т.п.). | 3. Верно указано второе сходство (например, в обоих населённых пунктах есть дома, улицы). |
4. От дождя земля мокрая. | 4. Верно указано первое различие для города (например, многоэтажные дома). |
5. От снега земля белая. | 5. Верно t указано второе различие для города (например, люди работают в промышленности и сфере услуг). |
6. Снег: можно играть в снежки. | 6. Верно указано первое различие для села (например, одноэтажные дома). |
7. Снег и дождь падают из туч (с неба). | 7. Верно указано второе различие для села (например, люди заняты сельским хозяйством). |
Ключ оценивания
О—7 - по числу верных ответов.
Задание 6 проверяет умение определять причины явлений и событий.
Ключ оценивания
0-5 - по числу верных ответов.
Верные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | |
1. Первое событие - Б | 1. | В |
2. Второе событие - В | 2. | Г |
3. Третье событие - А | 3. | Б |
4. Причина В - Б | 4. | А |
5. Следствие В — А | 5. | Б |
Задание 7 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Ключ оценивания
0-5 - по числу верных ответов.
Верные | ответы | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. | Б | 1. | А |
2. | А | 2. | А |
3. | Б | 3. | Б |
4. | А | 4. | А |
5. | Б | 5. | Б |
Задание 8 проверяет умение представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Верные ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Последняя колонка названа «Число дверей». | 1. Верно подписаны дни недели: вторник, среда, четверг. |
2. Для дома на ул. Лесной указано: 4, 2, 0. | 2. Верно построена диаграмма для вторника. |
3. Для дома на ул. Дальней указано: 2, 2, 1. | 3. Верно построена диаграмма для среды. |
4. Для дома на ул. Белой указано: 3, 2, 3. | 4. Верно построена диаграмма для четверга. |
Ключ оценивания
0~4 — по числу верных ответов.